С 1 декабря 2008 года уходит в прошлое такое понятие, как Единая тарифная сетка*. Почему было принято решение отказаться от ЕТC?
От чего будет зависеть оплата труда работников и руководителей федеральных бюджетных учреждений? Какие стимулирующие выплаты для них предусматриваются? Об этом мы побеседуем с заместителем директора НИИ труда и социального страхования Минздравсоцразвития России Дмитрием ПЛАТЫГИНЫМ.
– Дмитрий Николаевич, с 1 декабря у работников федеральных бюджетных учреждений новая система оплаты труда. От ЕТС окончательно отказались. Почему?
– Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы была введена в 1992 году, что в условиях гиперинфляции сыграло положительную роль. Таким образом было обеспечено принятие согласованных решений по повышению оплаты труда одновременно для всех категорий работников бюджетной сферы. Однако основным недостатком ЕТС являлся низкий уровень ставок (окладов) по тарифным разрядам. Это привело к тому, что во многих учреждениях появились параллельные системы оплаты труда за счет средств от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности. Множество доплат и надбавок стимулирующего характера превратились в постоянные выплаты и были призваны, скорее, компенсировать низкий уровень окладов, а не вознаграждать за результаты труда.
– Каковы основные принципы построения новой системы оплаты труда?
– Я бы сформулировал несколько принципов, которые легли в основу новых систем оплаты труда: расширение самостоятельности руководителей учреждений, повышение мотивации к качественным результатам труда как работников, так и руководителей, повышение прозрачности системы оплаты труда и, пожалуй, самое главное – установление заработной платы работников на достойном уровне. Действовавший в течение долгих лет принцип «оклад – за явку на работу, премия – за работу на работе» должен уйти навсегда. Работник должен получать достойный оклад за выполнение трудовых функций.
– А как теперь будет устанавливаться заработок работника федерального бюджетного учреждения?
– Теперь оклад работника учреждения будет устанавливаться на уровне учреждения в положении об оплате и стимулировании труда работников, а не в соответствии с отнесением должности к тому или иному тарифному разряду ЕТС. Еще одна инновация связана с подходом к формированию фонда оплаты труда. Раньше штатное расписание утверждалось на основе нормативов штатной численности, а фонд оплаты труда формировался на основе сметы. Теперь же единое штатное расписание утверждается руководителем учреждения, а объем бюджетных ассигнований фиксируется на момент перехода к новым системам оплаты труда, то есть «отрывается» от штатного расписания, не изменяясь в сторону уменьшения. Раньше помимо выплат стимулирующего характера, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ руководитель учреждения мог вводить дополнительные стимулирующие выплаты за счет экономии фонда оплаты труда и поступления финансовых средств из внебюджетных источников, а теперь для применения остаются обязательными лишь стимулирующие выплаты, установленные федеральными законами. Руководитель учреждения самостоятельно формирует систему стимулирования работников учреждения в пределах фонда оплаты труда с учетом Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденного Минздравсоцразвития России**.
ПОРТРЕТ ОФИЦИАЛЬНОГО ЛИЦА Дмитрий Николаевич ПЛАТЫГИН В 2001 году окончил факультет государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова, затем Школу государственного управления Сиракузского университета в США. В 2005 году защитил кандидатскую диссертацию в области социологии управления. Работал заведующим лабораторией организации и управления государственной службой Московского государственного социального университета, заместителем начальника отдела реформирования государственной службы Минздравсоцразвития России. Преподавал в МГУ им. М.В. Ломоносова. Являлся экспертом проекта «Административная реформа». В настоящее время – заместитель генерального директора НИИ труда и социального страхования, доцент кафедры теории и практики государственного управления Государственного университета – Высшей школы экономики. |
– Оклад руководителя бюджетного учреждения тоже меняется?
– Безусловно. Если раньше оклад руководителя устанавливался на основе ЕТС, то теперь должностной оклад руководителя учреждения устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до пяти размеров средней заработной платы.
– Из каких составляющих будет складываться новая система?
– Новые системы оплаты труда в федеральных бюджетных учреждениях включают в себя оклады (должностные оклады), ставки заработной платы, выплаты компенсационного характера и выплаты стимулирующего характера***. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются на уровне бюджетного учреждения на основе профессиональных квалификационных групп – ПКГ****.
Оклады работников по должностям, не включенным в ПКГ, устанавливаются самостоятельно руководителем учреждения. При этом необходимо помнить, что заработная плата работников, устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы, выплачиваемой на основе ЕТС Важно отметить, что установленные размеры окладов в соответствии со штатным расписанием должны быть полностью обеспечены объемом имеющегося бюджетного финансирования.
– Какие выплаты стимулирующего характера теперь полагаются работникам?
– Помимо ранее применявшихся надбавок и премий, введено новое понятие – повышающие коэффициенты к окладу, например, повышающий коэффициент по должности, персональный повышающий коэффициент, повышающий коэффициент за наличие категорий. Но применение повышающего коэффициента к окладу не образует новый оклад и не учитывается при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат, устанавливаемых в процентном отношении к окладу. Я хотел бы заметить, что выплаты стимулирующего характера работникам не «полагаются». Им «полагается» оклад на достойном уровне за выполнение их нелегкой и очень важной работы. Выплаты стимулирующего характера должны устанавливаться избирательно и стимулировать работников к достижению высоких результатов труда, повышению качества предоставляемых услуг.
– Дмитрий Николаевич, новая система оплаты труда защищена от влияния общемирового экономического кризиса?
– Я не вижу связи между общемировым финансовым кризисом и переходом на новые системы оплаты труда работников бюджетных учреждений. Бюджет утвержден, деньги выделены и доведены до учреждений, вся необходимая нормативно-правовая база сформирована. Государство на 100 процентов готово выполнять свои обязательства. Важно другое: с введением новых систем оплаты труда на руководителей учреждений ложится очень большая ответственность, и многое зависит от их готовности и способностей; именно руководители теперь будут играть основную роль. На мой взгляд, такая децентрализация является одним из важнейших принципов перехода к новым системам оплаты труда. А главным следствием такой децентрализации является необходимость превращения руководителей учреждений в эффективных менеджеров, управленцев. Пожалуй, это и есть самое важное изменение.
* Постановление Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583.
** Приказ Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. № 818 г. «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях».
*** Определения указанных выплат содержатся в ст. 129 ТК РФ.
**** Приказ Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 г. № 525 «О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам».
Начать дискуссию