Управление финансами

Прежде чем оптимизировать свой бизнес, нужно его понять

«Ну почему, почему мой заместитель с отличным бизнес-образованием и окладом, эквивалентным паре тысяч долларов, должен отвечать за надлежащее оформление документов, сопровождающих продажи, вместо того чтобы непосредственно продавать?» - вопрошал коммерческий директор крупной региональной торговой компании. Знакомая ситуация, скажут многие читатели.

«Ну почему, почему мой заместитель с отличным бизнес-образованием и окладом, эквивалентным паре тысяч долларов, должен отвечать за надлежащее оформление документов, сопровождающих продажи, вместо того чтобы непосредственно продавать?» - вопрошал коммерческий директор крупной региональной торговой компании. Знакомая ситуация, скажут многие читатели.

Тупиковое благополучие

Такую реплику мы услышали во время проведения одного из проектов по оптимизации бизнес-процессов. Вполне типичная ситуация — компания давно занимает лидирующие позиции на рынке, продажи растут, персонал растет вместе с компанией, отцы-основатели рука об руку вместе со своей командой завоевывают родного покупателя. Теплая семейная атмосфера, улыбки и уверенность в будущем во взгляде подчиненных. Все спокойно и надежно, просто идиллия.

Вот только рынок растет, покупатель все более и более разборчив, да и иностранные конкуренты не дремлют, не говоря уже об отечественных. И с чем сталкиваются такие теплые семейные компании? С неготовностью идти в ногу со временем старыми методами и нежеланием исследовать новые пути достижения своих целей. Особенно часто это происходит в тех компаниях, где сотрудники «выросли» вместе с бизнесом и, надо отдать им должное, сделали свои компании лидерами рынка.

Но в какой-то момент развития таким сотрудникам бывает непонятно, зачем вообще какие-то изменения и революционные действия, если в подразделении и так все работает хорошо. С их точки зрения, нет смысла менять и регламентировать несколькими документами и так осуществляемую деятельность. Общее понимание идеи развития, как правило, есть только у руководства. В результате информация о процессах изменений и стратегических планах на уровень подразделений передается или не вовремя, или не в полном объеме. Складывается ситуация, когда большой опыт работы сотрудников перерастает в убежденность в исчерпывающих знаниях о своей компании в целом. Такое «позиционирование» зачастую ведет к открытому саботажу изменений или к необходимости долгих согласований и разъяснительных бесед по абсолютно всем инновациям.

Перестройка начинается в головах

«Мысли нестандартно. Выходи за рамки. Посмотри со стороны. Взгляни на вопрос глазами клиента (конкурента, поставщика)» — подобные призывы все чаще можно услышать из уст руководителей наших компаний. Причем разного уровня: начиная от глав корпораций и вплоть до мастеров производственных цехов. Уже всем знакомо, но только не всегда выполнимо самими руководителями. А ведь действительно, если посмотреть на устоявшуюся ситуацию слегка под другим углом и задавать самые простые вопросы (а зачем мы это делаем, а для чего (для кого)?), то вполне возможно, что «мир явится нам в несколько ином свете...». В нашем случае отцы-основатели бизнеса вовремя оценили риски, решились посмотреть со стороны на ситуацию и пригласили специалистов по реинжинирингу процессов.

Вместо качественной замены процессов происходит некоторое видоизменение существующих

Если сформулировать зачем, собственно, предприятия привлекают консультантов, то наиболее общим определением окажется следующее: для осуществления или поддержки изменений, приводящих к улучшению результатов деятельности предприятий. Изменения, какими бы незначительными они ни были и насколько локальную область они не затрагивали бы, можно представить как некоторый проект, требующий затрат времени, денег и усилий. Если усилия и ответственность, затрачиваемые на проект, предприятие готово поделить с консультантами, то такой проект становится консультационным. И тогда, если внутри компании создается проектная команда из ведущих специалистов, нацеленная на позитивный результат, позитивный результат гарантирован.

На первый взгляд, это не выглядит очевидным, но качество выполнения работ сильно зависит от специалистов, участвующих в проекте со стороны заказчика. Первое, с чем приходится сталкиваться консультанту, это понимание целей консалтинга конкретными специалистами отделов, участвующих в проекте, — у каждого оно свое. Причем это более всего касается структурных подразделений, в которых внедряемое управленческое решение не предусматривает кардинальных изменений. И поэтому особенно важно сплотить проектную команду общей целью в самом начале проекта, дать единое понимание его целей. И консультанты смогут получить самую правильную информацию о компании и процессах, протекающих внутри. От этого зачастую зависят и сроки диагностики ситуации в компании, и ее качество.

На что жалуетесь? Диагностика предприятия

Какие процессы необходимо «обуздать» в первую очередь? Существует два подхода. Или это наиболее «больные» процессы сейчас в компании, или (а зачастую так и бывает) это ключевые процессы, создающие ту самую главную добавленную стоимость или потребительскую ценность продукта или услуги. В нашем случае все вопросы были «немножко больные», но управляемые, поэтому мы перешли сразу к ключевым. Напомним, компания занималась торговлей, поэтому сбытовые процессы (процессы, приносящие деньги компании, — продажи) в компании самые главные.

Проблемы с управлением проявлялись на всех уровнях. Прежде всего беспокоили ставшие регулярными конфликты между подразделениями, сводившиеся к «перетягиванию одеяла» на себя: руководители защищали интересы своих отделов, не проецируя их на уровень всей компании. Как следствие — обмен информацией между подразделениями был нарушен. Более того, члены одной команды не слышат друг друга и не понимают границ своей ответственности. Это чувствовалось сразу же, как только была создана проектная команда и на первом же совещании она пыталась озвучить границы ключевых процессов компании. Сколько людей, столько и мнений.

Вторая явная проблема — в компании принимаются управленческие решения и создаются регламенты, но не всегда фиксируются и документируются. И каждый раз процессы в компании протекают разными способами, ведь именно самоотверженное ручное регулирование всегда являлось самым верным решением в этой отрасли. Так считали и свято в это верили сотрудники компании. Ведь они выросли вместе с компанией и другого подхода к решению задач просто не видели. Вот и решал их каждый по-своему.

Стратегическая точка опоры

Как же найти точку опоры в такой ситуации? Ту самую, благодаря которой можно сдвинуть землю, как говорил Архимед, или. в нашей ситуации, провести серьезные изменения, добавив эффективности, динамичности и гибкости компании. А давайте поднимемся на уровень выше, предложили консультанты отцам-основателям компании. Есть ли у компании стратегия? Есть ли миссия и понимание своего уникального конкурентного преимущества, которое и дает лидерство на рынке? Кто мы такие? Мы поставляем   потребителю массовый продукт? Или мы формируем культуру потребления того самого продукта, создавая моду, формируя вкусы и спрос? И в каких вариантах продажи являются ключевым звеном, а в каких — продвижение и логистика?

Команда обсуждала, где начинаются границы процесса продаж и где они заканчиваются. Вовремя был задан вопрос: а зачем мы нужны клиенту вообще? Знаете, иногда полезно задаваться таким вопросом. Вот и здесь — множество мнений о том, что же нужно клиенту. И уже здесь все чаще звучали такие слова, как «доставка», «запасы», «ассортимент», «оборачиваемость», «документооборот». Вот тогда-то в сердцах и прозвучала фраза коммерческого директора о своем заме, вынужденном заниматься вопросами документооборота вместо продаж. На самом деле, большинство национальных компаний сталкиваются с тем же. Давно уже типичный специалист отдела продаж тратит 75% своего времени на обслуживание своих (и далеко не всегда своих) продаж, 1096 — на планирование продаж и только 1596 — на коммуникации с клиентом, выявление его потребностей и поддержание его лояльности к продукту или услуге компании. И зачастую отделить продажи от закупок и процессов логистики в таком случае очень сложно. И как «помирить» мотивацию и цели отделов продаж, закупщиков и логистов? Ведь для клиента не так уж и важны все процессы, протекающие внутри компании. Ему важен результат — то, что касается его заказов и потребностей, а не методы распределения и снабжения, принятые в компании.

Разделяем и властвуем - как отделить продажи от логистики

 Подавляющее большинство компаний делают упор лишь на оперативное управление продажами, в то время как вопросы снабжения и распределения товара целиком и полностью находятся в компетенции менеджеров по закупке и логистике. Последние, в большинстве случаев, не имеют прописанной методологии и действуют по наитию либо применяя простейшие схемы (к примеру, просто переадресуя заказы от клиентов своим поставщикам, либо формируют запасы, исходя из средних продаж за некоторый выбранный период).

В последнее время в связи с обострением конкуренции руководители компаний пытаются решать данную проблему. Однако в большинстве   случаев   они   ограничиваются лишь внедрением в некой информационной системе (как правило, учетной системе компании) тех же самых простейших алгоритмов, которые применялись менеджерами в «ручном» режиме. Подобный подход, безусловно, способен привести к некой оптимизации оперативных бизнес-процессов. Но касается он в основном только оптимизации бизнес-процессов деятельности менеджеров как таковых, не являясь при этом каким-то качественным инструментом по оптимизации общего процесса по управлению компанией. Таким образом, в большинстве компаний, пытающихся как-то реорганизовать и оптимизировать свои процессы, происходит подмена понятий — вместо качественной замены процессов происходит некоторое видоизменение существующих. Плюс к тому, подобные решения дают результат лишь в краткосрочной перспективе, в то время как причины «болезни» по-прежнему не устранены.

 

Специалист отдела продаж тратит 75% своего времени

на обслуживание своих продаж, 10% — на планирование

продаж и только 15% — на коммуникации с клиентом

Как только руководство озвучило свое видение позиционирования на рынке, по-другому увиделись и пути развития. Сразу определились ключевые процессы — получение заказов, закупка товаров, управление запасами, сбытовая логистика. Проектная команда описала процесс движения заявки клиента, начиная от заключения договора, получения заявки и заканчивая расстановкой товара на полке клиента и документооборотом, сопровождающим выполнение заявки. Определились владельцы и границы процессов. И наконец-то, ответственность за документооборот сняли с заместителя коммерческого директора. А логистику вообще выделили в отдельную огромную зону ответственности и предложили... передать ее на аутсорсинг. Да-да, именно аутсорсинг в нашем проекте и был той самой вехой, отделившей границы процесса продаж и логистики. Начали отдавать ответственность по кусочкам. Это можем отдать на аутсорсинг? Тогда отдаем и находим инструменты и методы контроля. Как? А по ключевым показателям процесса. Тогда понятен результат и качество процесса. И понятно, достигает ли он своих целей. А ведь в данном случае аутсорсинг процессов логистики и есть тот самый взгляд со стороны на привычные устои. Ведь раньше продажи зависели от качества работы департамента логистики, да еще и ответственность за эти процессы была размыта. А сейчас решили обозначить ключевые показатели как задачу и передать ее выполнение профессионалам. Что и сделали вскоре. Процесс оказался непростым, но проходил управляемо, ведь зоны ответственности обозначены и заданы критерии эффективности, по которым можно было отслеживать качество перехода и вовремя корректировать его ход.

Как видим, всего лишь осмысленный взгляд со стороны на свой бизнес помог компании обозначить динамичный путь развития. Компания медленно, но уверенно начала трансформироваться в отлаженный механизм, способный идти не только в ногу со временем, а и задавать темп на рынке. И в данном случае семейный тип культуры только помог, ведь это не дало бизнесу превратиться в бездушный механизм. Сотрудники приняли самое главное — методологию изменений и тут же, на волне энтузиазма, запустили еще один проект по оптимизации вспомогательных, но еще остающихся «больными» процессов. Теперь и руководство и подчиненные нашли общий язык и смогут и в будущем договариваться о целях и новых перспективах. Команда получила еще одно уникальное конкурентное преимущество на своем рынке.

Более того, в результате такой «перезагрузки», длившейся всего пару месяцев, сотрудники мыслить стали по-другому. Теперь в их лексиконе, в офисных коридорах и на кухне, в шутливой форме слышатся термины процессного управления. И пусть «владельцем» процесса корпоративного праздника на этот раз стал тот самый заместитель коммерческого директора, зато в такой игровой форме формируется подход этих молодых людей к ответственности в своей жизни. И мы верим, что им удастся отнестись к своему бизнесу с полной ответственностью и таки сформировать культуру, спрос и даже моду на свой продукт.

🔍 Узнайте то, чего нет в интернете!

💼 Главбух на УСН
Экспертные лайфхаки и методы, проверенные практикой.
💰 Цена: 4 500 ₽ 15 950 ₽
Подробнее

📊 ОСНО: налоговая отчетность
Тонкости отчетности от ведущих специалистов.
💰 Цена: 4 200 ₽ 15 990 ₽
Подробнее

🎓 Профессия бухгалтер с нуля
Секреты профессионалов для старта карьеры.
💰 Цена: 4 900 ₽ 19 900 ₽
Подробнее

🚀 Знания, которые вы не "нагуглите"! Начните обучение сейчас!

Каталог курсов

Начать дискуссию


Похожие материалы

Сбер первым в России подтвердил безопасность своей биометрической системы во ФСТЭК

Полученный аттестат подтверждает безопасность хранения и обработки данных в биометрической системе банка, которая в том числе позволяет оплачивать покупки улыбкой.

Роспатент: в России стали уделять больше внимания внешнему виду продукции

За 12 месяцев 2024 года российские граждане и организации подали в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент) 6 479 заявок на патентование промышленных образцов. Это на 18% больше, чем в 2023 году и на 53% превышает показатель 2022 года.

Инвестиции

Мосбиржа начала торги первым биржевым фондом на платину и палладий

26 февраля 2025 на фондовом рынке Московской биржи стартовали торги биржевым паевым инвестиционным фондом (БПИФ) «Альфа-Капитал Платина – Палладий» под управлением УК «Альфа-Капитал». Это первый на бирже фонд инвестиций в платину и палладий, он получил торговый код AKPP.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Ипотека

Сбер запустил ипотеку на покупку дома и участка по договору долевого участия

На Домклик появилась возможность купить свой дом у застройщика по договору долевого участия (ДДУ) в ипотеку Сбербанка.

УСН

Как ИП на УСН уменьшить налог на страховые взносы в 2025 году

Индивидуальные предприниматели, работающие на УСН, могут уменьшить сумму налога за счет страховых взносов. Порядок учета этих вычетов зависит от выбранного объекта налогообложения и наличия наемных работников. Разберем, как правильно учитывать страховые взносы при расчете налога.

Как ИП на УСН уменьшить налог на страховые взносы в 2025 году

МВД объяснило, как отличить настоящего юриста от мошенника

Лжеюристы часто фигурируют в схемах телефонных мошенников, а схемы постоянно адаптируют и видоизменяют. Один из приемов – подключение к обману «юриста или адвоката по назначению», который обещает помочь гражданину в критической ситуации.

Анна

Покупка ОС у физического лица организацией

Добрый день!

ООО на ОСНО хочет купить гараж стоимостью 1 млн рублей у физического лица.

Гараж нужен для хранение и использования в рамках деятельности ООО, не для...

Читать полностью

Эксперт:

Надежда Камышева

Надежда Камышева
Эксперт

Добрый день.

Чек пробивать не нужно. Ничего тут не поменялось, в том числе и позиция чиновников.

Чеки пробивают в деятельности, связанной со скупкой...

Читать полностью

⚡️В поисках ответов: самое важное о VII Всероссийской бухгалтерской конференции «БухВесна-2025»

Нам начали приходить организационные вопросы от пользователей по VII Всероссийской бухгалтерской конференции «БухВесна-2025», которая пройдет 13 марта в Москве. Собрали все важное в одной статье: кто, что, как, куда, когда, во сколько, каким образом — все здесь! Забирайте в закладки, чтобы не потерять!

⚡️В поисках ответов: самое важное о VII Всероссийской бухгалтерской конференции «БухВесна-2025»
6

За неиспользованный отпуск можно получить компенсацию и без увольнения. Но есть ограничения

По заявлению сотрудника работодатель может заменить денежной компенсацией часть ежегодного отпуска, которая превышает 28 дней.

Инвестиции

Взлеты и падения недели

Торговая сессия выходного дня вносит определенные коррективы не только в размеренную инвестиционную «трудовую» пятидневку, но и в динамику бумаг.

Обзоры новостей

Рубль набрался сил и снова слабеет. Обратный туземун крипты. Недвижимость, акции, бонды, инфляция и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Порадовались и хватит. Рубль перешёл от укрепления к ослаблению. Надеюсь, все остались довольны этим перформансом, впрочем, он может ещё повториться, причём в самую любую сторону. Слабеют также и акции, и крипта.

Рубль набрался сил и снова слабеет. Обратный туземун крипты. Недвижимость, акции, бонды, инфляция и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Налоговики проиграли: как «номинальный» контрагент стал законным основанием для вычетов

Суд Уральского округа поддержал налогоплательщика в споре о необоснованной налоговой выгоде: почему формальность контрагента не всегда лишает права на вычеты.

3
Инвестиции

27% на коксе. Свежие облигации: ПАО Кокс на размещении

Тут могла бы быть очередная несмешная шутка про кокс. Смотрим новый флоатер от коксохимического завода Кокс. И заодно смотрим новый фикс от него же. Да, всё верно, коксовый дубль из двух выпусков. Фикс для всех, а флоатер только для квалов.

27% на коксе. Свежие облигации: ПАО Кокс на размещении

Как оформить налоговый вычет по ПДС: Сбер поделился инструкцией для возврата денег

Программа долгосрочных сбережений (ПДС) позволяет не только формировать накопления на будущее, но и получать налоговый вычет со взносов. Это хороший способ снизить налоговую нагрузку и вернуть часть внесенных средств.

Кадры

80% компаний следят за работой сотрудников

Почти половина работодателей требует от сотрудников регулярных отчетов, а еще 43% ведут видеонаблюдение в офисе.

IT-компании

Какие изменения коснутся IT-компаний в 2025 году

Налоговая реформа не обошла вниманием IT-компании. Некоторые изменения уже вступили в силу, например, применение 5% ставки налога на прибыль. Другие изменения заработают совсем скоро — например, с 3 марта 2025 года отменяется мораторий на выездные проверки в IT-компании. Рассказываем, что ждет айтишников и как адаптироваться к новым реалиям.

Какие изменения коснутся IT-компаний в 2025 году
Ведение бизнеса

Чем бизнес в Саудовской Аравии привлекателен для российских предпринимателей

Все больше российских компаний открывают для себя рынок Саудовской Аравии. Основными сферами вложения средств являются агропромышленный комплекс, строительство и инфраструктура, энергетика. Отечественных предпринимателей привлекает устойчивая бизнес-среда, стабильная политическая обстановка и, что особенно важно, система налоговых льгот.

Новости ФНС

Уведомления об изменениях в личном кабинете можно получать на свою электронку

Для получения сообщений из ФНС об обновлении данных в личном кабинете в разделе «Профиль» необходимо подтвердить свой электронный адрес.

Инвестиции

Большинство россиян планируют инвестиции на срок не более пяти лет

Горизонт инвестирования опрошенных женщин и мужчин часто не превышает пяти лет.

Счета-фактуры

Ошибки в счетах-фактурах: из-за каких откажут в вычете НДС, а какие не помешают этому 

Счет-фактура — основание для принятия продавцом сумм НДС к вычету. Правила применения вычетов установлены статьей 172 НК. Но в процессе хозяйственной деятельности налогоплательщики допускают в счетах-фактурах ошибки. Они могут быть как существенными и приводить в дальнейшем к отказу в вычете НДС, так и несущественными. 

Ошибки в счетах-фактурах: из-за каких откажут в вычете НДС, а какие не помешают этому 

Интересные материалы

На отдельные помещения в элитном здании повышенная ставка налога не действует. Но это могут изменить

Бизнес-недвижимость облагается налогом по ставке 2%, но если кадастровая стоимость выше 300 млн рублей, будет повышенная ставка 2,5%. Если кадастровая стоимость помещения ниже 300 млн, повышенной ставки не будет, даже если это помещение находится в здании, кадастровая стоимость которого превышает 300 млн рублей.