Управление персоналом

Было б где работать

Тема борьбы с послепраздничной расслабленностью работников стремительно теряет актуальность. В условиях кризиса, говорят работодатели, лучшая стимуляция сотрудника после новогодних каникул — это сохранение его рабочего места в 2009 г.

Тема борьбы с послепраздничной расслабленностью работников стремительно теряет актуальность. В условиях кризиса, говорят работодатели, лучшая стимуляция сотрудника после новогодних каникул — это сохранение его рабочего места в 2009 г.

В компании AGC Flat Glass Russia, по словам ее HR-директора Константина Колупаева, перед уходом на каникулы сотрудникам разошлют памятку, цель которой — дать несколько практических советов, как вернуться в рабочий режим. Помимо заблаговременного составления индивидуальных планов работы на 2009 г. подчиненных попросят «разобрать и очистить рабочее место от ненужных бумаг», во время праздников «обязательно сходить на лыжах, выехать на природу с друзьями или с семьей» и по возможности отказаться от большого количества алкоголя.

 

Расслабленных не строят
Длинные выходные расслабляют, одомашнивают сотрудников, после чего вернуться в нормальную колею им крайне сложно – так высказались 72% работодателей в ходе опроса, проведенного компанией Profi Online Research (выборку составили 600 компаний городов-миллионников). Примерно столько же (79%) респондентов ответили, что никаких особенных мер в этой ситуации не принимают, в 17% компаний штрафуют за прогулы, в 12% проводят воспитательные беседы, еще в 3% компаний сотрудники выходят работать на несколько дней раньше окончания официальных праздников, получая потом возможность дополнительного отпуска.

 

Митингуй или проиграешь

«Сразу после праздников мы устраиваем мозговые штурмы, причем записываем все на камеру, — рассказывает Михаил Романов, региональный менеджер компании Stonesoft в России и странах Балтии. — Сотрудники перед уходом на каникулы получают задание придумать новые идеи, приемы работы с клиентами на следующий год. Все мы знаем, что на отдыхе в голову могут прийти самые неожиданные решения». Метод, по его словам, работает безотказно: предложения получаются самые разные и порой неприменимые, но народ не хандрит и не спит на рабочих местах, а активно включается в мыслительный процесс.

Менеджмент-митингами, собраниями и прочими коллективными мероприятиями раскачивают сотрудников и в компании Avon. «В первые дни после праздников мы проводим встречи — сначала с руководителями департаментов, а потом с сотрудниками», — говорит Анна Мозговая, менеджер по персоналу «Avon Восточная Европа».

Денег, и побольше

Может, для кого-то новогодние каникулы и праздники, а для сотрудников Императорского фарфорового завода — обычные будни. «У нас технологии беспрерывного цикла, связанные с обжигом изделий, поэтому в праздничные дни на работу обязательно выходит часть рабочих и обслуживающего персонала, — говорит директор по связям с общественностью Олег Николаев. — На заводе также всегда сильно загружено производство, которое занимается выпуском высокохудожественного фарфора, — живописцы работают и в праздничные, и в выходные дни и сами в этом заинтересованы, поскольку их труд оплачивается как сверхурочный». По мнению Николаева, стимулировать работников завода после новогодних каникул нет никакого смысла — они и без того работают с удвоенной силой. «Как это ни странно, но рынок сейчас требует все больше продуктов уровня люкс, кризис лишь подстегнул спрос на нашу продукцию — на волне каких-то панических настроений люди начали приобретать фарфор, который в будущем можно будет реализовать с выгодой», — поясняет он.

Андрей Мудрый, свободный бизнес-консультант, рассказывает, что во всех компаниях, где он работал ранее, люди могли выйти на работу в любой праздничный день, если того требовал бизнес, и никаких компенсаций за это никто не получал. «Работодатель имеет право привлечь работников к труду в праздники без их согласия только в условиях чрезвычайных обстоятельств, — напоминает Наталья Петрыкина, кандидат юридических наук, преподаватель международно-правового факультета МГИМО. — В остальных случаях необходимо наличие письменного согласия работника». Работодатели также должны помнить, что работа в праздничные дни оплачивается не менее чем в двойном размере, добавляет она. «Люди собираются вместе деньги зарабатывать, а не законы соблюдать — если у компании есть определенный график работы, ему нужно следовать», — категоричен Мудрый.

Кто быстрее

«В маркетинговом бизнесе есть сезонность: исследования особенно активно продаются в последнем квартале года, а в январе наступает спад, — делится опытом Дмитрий Чумаков, президент Vector Market Research. — Учитывая это, послепраздничный период мы стараемся использовать для такой работы, которая не требует большой энергии и активности, — т. е. для разработки новых продуктов и подготовки их к выводу на рынок». Январь — февраль — время трудное для всех работодателей, признает эксперт. Раньше в его компании за любые нарушения трудовой дисциплины штрафовали, причем штрафной фонд направляли на нужды самих же сотрудников. «Закупали, к примеру, для отдела печенье и публично объявляли спонсора — человека, который чаще всех опаздывал», — рассказывает Чумаков. В результате таких полушутливых-полусерьезных предупреждений дисциплина постепенно налаживалась, добавляет он.

«В период кризиса главным демотивирующим обстоятельством для сотрудников становится элементарная неосведомленность, незнание того, что их ждет в ближайшие месяцы нового года», — рассуждает тренер-эксперт тренинговой компании CBSD Марина Фурта. Значит, если компания хочет как можно быстрее настроить людей на рабочий лад, она прежде всего должна попытаться устранить эту неуверенность в будущем. «Иными словами, у подчиненного должен быть список задач, которые нужно выполнить к определенному сроку, — поясняет Фурта. — Причем составлен он должен быть заранее. В этом, быть может, и весь секрет — уходя на каникулы, человек знает, что, вернувшись, ему нужно будет сделать то-то и то-то, а по некоторым задачам хорошо бы еще и поставить короткий дедлайн».

Некоторые работодатели полагают, что проблема послепраздничной хандры вообще высосана из пальца. «В консалтинговом бизнесе, где работа в основном проектная, люди привыкли управлять рабочим графиком», — уверяет Марина Малыхина, гендиректор Energy Consulting / Business Service. «Мы просыпаемся после Нового года очень быстро, потому что это время тотальных аудиторских проверок», — соглашается гендиректор экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко.

«Сейчас, в условиях кризиса, лучшая стимуляция сотрудника к работе после новогодних праздников — это сохранение его рабочего места в 2009 г.», — улыбается ведущий специалист по работе с клиентами компании «Империя кадров» Юлия Пискунова.

Начать дискуссию