Финансовый кризис моментально изменил положение дел на рынке подбора банковского персонала: кадровые агентства закрываются, банки ищут «звезд» за копейки, а кандидаты согласны на все.
«Наш бизнес не исключение, мы вслед за банками также проводим оптимизацию, — говорит Мария Янковская, старший консультант подразделения «Банки и финансы» компании Ward Howell. — Все стремятся сохранить наиболее сильных сотрудников и вынуждены увольнять тех, чья производительность труда не дотягивает до среднего уровня. Практически никто не ищет новых людей, многие проекты заморожены. У нас хотя бы осталось несколько крупных банков, наша задача сегодня — помочь им нанять на работу самых интересных специалистов, которые есть на рынке».
Те банки, которые продолжают подбор персонала, более тщательно подходят к выбору людей. Конкуренция на кадровом рынке возрастает, агентства вынуждены идти на сокращение комиссионного вознаграждения в случае успешного закрытия позиции.
«Если еще несколько месяцев назад многие агентства отказывались от малобюджетных вакансий, то сегодня принимают в работу любые варианты, — рассказывает Анна Романова, руководитель банковской практики компании Marxman. — Положительным моментом является возможность рекрутинговых компаний пополнить свои базы данных резюме высококвалифицированных специалистов, на которых еще некоторое время назад сохранялся дефицит. В то же время становится сложнее подбирать специалистов, на которых на рынке сохраняется высокий спрос, поскольку большинство из возможных кандидатов предпочитает в сложившейся неопределенной ситуации не менять работу».
Вознаграждение рекрутера за подбор специалиста уменьшилось до месячного оклада подбираемого работника, условия оплаты также ужесточились: все вынуждены работать по факту, то есть услуга оплачивается после того, как специалист приступил к работе. Это означает отсутствие гарантий на компенсацию затрат: можно работать долго, но не сработать. Пока агентства ищут специалиста, банк берет в штат кого-нибудь своего, пусть менее квалифицированного, но зато бесплатно. В связи с этим рекрутинговые агентства взвешенно относятся к затратам, стоимость которых к тому же подскочила. Многие осуществляют поиск только по базе данных. Объемы публикаций в специализированных изданиях от кадровых агентств в среднем упали в 2,5–3 раза.
Как рассказали «БО» в Penny Lane Personnel, на рынке появилось несколько агентств, которые начали брать деньги с соискателей — за продажу анкет, размещение информации в базе данных, составление резюме на русском, английском языках, рассылку резюме по другим агентствам и фирмам. Раньше об этом не было и речи — ныне оплата услуг кандидатом практикуется достаточно часто: стоимость колеблется от 50 рублей до 40 долларов.
Заказчик-работодатель зачастую работает с несколькими агентствами, а потому процент отпавших или закрытых конкурентами вакансий в общем объеме вакансий, над которыми работает агентство, необычайно высок. Работодатель не спешит, ведь новый проект не воплощается в один день. Время просмотра кандидатов значительно увеличилось, поскольку вакансия новая, нет предшественника, трудно представить, каким должен быть новый сотрудник, что должен уметь, какова будет его нагрузка, сколько ему надо платить. А ошибиться нельзя, ведь большинство вакансий банк в целях экономии закрывает сам, у агентства все чаще покупают только ключевую фигуру, например руководителя отдела. Именно эта фигура потом будет определять развитие всего нового направления и набирать себе помощников. В связи с длительностью подбора лучшие, наиболее ценные кадры успевают устроиться самостоятельно, так и не дождавшись положительного решения от агентства.
Требования к кандидатам значительно повысились, зато зарплата ощутимо «победнела». Заказчик ищет высококлассного специалиста на маленькие деньги. Заработная плата в заявках все чаще выражена в рублях, а не в долларах. Даже иностранные компании и банки весь состав, за исключением руководства, переводят на рублевые ставки. Заработная плата для специалистов теперь состоит из двух составляющих: некая константа и процент от сделок. В докризисные времена такая форма оплаты была характерна в основном для агентов, торговых представителей, но не для менеджеров высшего и среднего звена.
Кадровые агентства, ранее не помышлявшие о том, чтобы брать деньги с соискателей, ныне практикуют это часто. Стоимость колеблется от 50 рублей до 40 долларов. |
Небольшие, узкоспециализированные агентства, в том числе в банковской сфере, могут уйти с рынка, и это может коснуться даже компаний, которые успешно работали по 10 лет. «При отсутствии заказов у них не будет средств оплачивать аренду, платить зарплату специалистам, — говорит Юлия Винча, управляющий партнер департамента «Финанс» кадрового центра «Юнити». — Я знаю примеры, когда штат небольших агентств с 10–15 сотрудниками сократился до одного-двух человек». Многие молодые кадровые агентства, не имеющие большого количества заказчиков и не раскрученные в СМИ и различных телефонных справочниках, практически потеряли объемы.
Кадровые агентства понимают, что пришло время становиться более клиентоориентированными. Раньше многие могли выбирать среди банков-заказчиков. Если не устраивал гонорар или процедура подбора была слишком затянута, от работы с банком отказывались. В «Юнити» считают, что пришло время выбирать не только ключевых клиентов, которые приносят 80% оборота, но и обратить пристальное внимание на остальные 20%. Но можно и воспользоваться ситуацией. Пусть заказов стало меньше, зато сейчас хорошее время для того, чтобы отработать технологию и методики грамотной работы с клиентом. «А когда ситуация выправится, мы будем во всеоружии, — продолжает Юлия Винча. — Сегодня многие банки, особенно те, которые имели большие службы по подбору персонала, проводят массовые сокращения. К примеру, в одной из крупнейших — правда, страховых — компаний из 23 рекрутеров оставили троих. Вопрос: что они будут делать, когда ситуация нормализуется и вновь придется срочно подбирать персонал? Ответ: придет горячая пора для нас».
Одна радость: рынок вычищается
Некоторым кадровым агентствам помогает то, что они занимаются финансовыми вакансиями не только в банковской, но и в нефинансовой сфере, в реальном секторе, сфере услуг. Это помогает выстоять, не урезать зарплаты, но общий объем доходов специалистов кадровых агентств неумолимо снижается.
«Сейчас мы видим значительный рост числа резюме кандидатов, — говорит Наталья Скирута, руководитель группы «Банки и финансовые услуги» кадровой компании AVANTA Personnel. — Это уже не «рынок кандидатов», каким он был раньше, это «рынок компаний», где работодатель имеет более чем широкий выбор высококвалифицированных кадров, которые гораздо сговорчивее по заработной плате, чем это было несколько месяцев назад».
Эту радость поддерживают и другие игроки банковского кадрового рынка, хотя и считают, что рынок еще не совершил поворот на 180 градусов, как это было в 1998 году. Меняется поведение кандидатов на более осторожное и менее привередливое. Меняются и работодатели, у которых появилась возможность более качественного отбора.
Лидия Кулешова, руководитель направления «Розничные банки» хедхантинговой компании Cornerstone, уверена, что в новых условиях работодателю не придется так часто «переплачивать» за специалиста, как еще несколько месяцев назад, и, соответственно, изменение кадровой ситуации остановит рост зарплат».
Теперь сами кандидаты понимают, кто чего стоит и кто на что способен. «Ситуация последних полутора лет сильно избаловала соискателей, претензии, как профессиональные, так и финансовые, были до смешного необоснованными. Каждый второй мечтал стать трейдером, сейчас страсти поутихли. Но проблема иногда заключается в том, что при растущих запросах банков высвободившиеся специалисты не всегда соответствуют новым стандартам уровня подготовки и компенсации», — о таком развитии ситуации поведали эксперты Flex.
У того, кто получал зарплату 100 тыс. рублей, сейчас реальная стоимость при смене работы не больше 60 тыс. рублей. |
Для кандидатов вероятность получения предложений о работе сильно зависит от того, насколько человек готов двигаться в отношении компенсации. Хороший специалист, который сегодня хочет иметь такую же или даже большую зарплату, чем была на последнем месте работы, может искать вариант больше полугода. А тот, кто соглашается подвинуться по зарплате хотя бы на 30%, может найти работу и за неделю. Шансы специалистов самого разного уровня найти работу не так уж плохи: важно понять, что если ты получал зарплату 100 тыс. рублей, то сейчас твоя реальная стоимость при смене работы не больше 60 тыс. рублей. Это нормальное положение дел на рынке — те, кто это понимает адекватно, быстро находят новую работу.
Регионы или Москва
Экономический кризис в первую очередь ударил по столичным жителям: по данным AVANTA Personnel, объемы сокращений сотрудников в Москве в разы больше, чем в регионах. В связи с большим высвобождением кадров столицы, конечно, многие будут рассматривать возможность работы не в Москве, а в других городах.
Елена Егорова, директор департамента бизнес-развития Penny Lane Personnel, приводит данные о том, что говорят в регионах: «Там считают так: «Большие компании с их штаб-квартирами практически все находятся в Москве, так что пусть столица и мучается. Мол, регионы ничего не почувствуют». Но проблемы у предприятий и у населения в регионах все же будут заметны. Кризисом будут затронуты те регионы, те города, где предприятия работают на экспортные рынки и прибегали к заимствованиям, в особенности зарубежным».
По данным «Юнити», регионы в итоге пострадают больше. Москву потрясло осенью, а реальные проблемы отразятся на регионах: и на банках, и на реальном секторе экономики. По регионам кризис ударит сильнее и больнее, ведь в Москве, как и в других городах-миллионниках, в целом предложений больше, а в небольших городах, где количество предприятий ограниченно, у людей могут быть проблемы с поиском работы.
Начать дискуссию