Управление персоналом

Почему многие работодатели боятся IСQ

Некоторые работодатели даже официально разрешают собственным сотрудникам пользоваться IСQ и MSN, считая, что это повышает производительность труда. Однако большинство компаний придерживается мнения, что “аська” только съедает рабочее время.

Американцы подсчитали, что службами мгновенного сообщения вроде IСQ и MSN в стране пользуется 53 млн человек. В основном это офисные служащие, среди которых постоянно растет популярность подобных сервисов. Некоторые работодатели даже официально разрешают собственным сотрудникам пользоваться программами, считая, что это повышает производительность труда. Однако большинство компаний придерживается мнения, что “аська” только съедает рабочее время.

На сайте петербургской компании AllMemory рядом с контактными адресами сотрудников обязательно стоит номер ICQ. Подобный способ общения здесь никто не запрещает, а напротив, пропагандируют. На ICQ, по словам менеджера по продажам компании Дмитрия Анисимова, приходится 40% всего общения с клиентами и по 30% приходится на телефон и электронную почту. Но это скорее исключение: большинство работодателей скептически относятся к подобному средству общения.

Исследование американского агентства Nucleus Research обнаружило, что лишь в 18% компаний из списка Fortune 500 для организации бизнес-процессов разрешено использовать системы обмена мгновенными сообщениями (ICQ, MSN messenger и т. п.). В большинстве же компаний эти сервисы по-прежнему рассматривают скорее как забаву, а не бизнес-приложение.

Долой общение

В компании “Аэрофлот” запрет на использование сотрудниками ICQ объясняют политикой информационной защиты. “Есть опасность утечки внутренней информации и проникновения вирусов, — говорит пресс-секретарь компании Ирина Даненберг. — Однако те сотрудники, которым данная программа необходима в работе, могут ее использовать под обязательным контролем специалистов”.

Еще одна распространенная причина запрета систем обмена мгновенными сообщениями — использование сотрудниками ресурса в целях, не имеющих отношения к бизнесу. Год назад в компании “Комус” существовал внутренний чат, с помощью которого сотрудники компании могли общаться между собой. Однако, по словам пресс-секретаря “Комуса” Алексея Ищенко, просуществовал он недолго: руководители нескольких отделов стали жаловаться на то, что сотрудники пропадают в чате, вместо того чтобы работать. А редактору журнала “Мое дело. Ресторан” Анне Людковской даже пришлось уволить выпускающего редактора, постоянно висевшую в “аське”. “При этом моя сотрудница постоянно жаловалась на нехватку времени и большой объем работы, — рассказывает Людковская. — Естественно, когда после таких жалоб я видела, что она сидит в "аське", сдержаться было трудно”. При этом Людковская добавляет, что сама активно пользуется ICQ и в принципе никому из сотрудников этого не запрещает.

Такое двойственное отношение встречается нередко. Даже среди специалистов по тайм-менеджменту на этот счет нет единого мнения. “Одни считают, что ICQ — главный пожиратель рабочего времени, другие — что эффективный инструмент его экономии, — рассказывает генеральный директор компании "Организация времени" Глеб Архангельский. — На это можно только сказать, что любой инструмент хорош только в том случае, если применяется к месту”.

Есть контакт

Сторонники использования ICQ, MSN-сервисов считают, что эффективность этого инструмента переоценить трудно. “Это удобно, это быстро, это помогает разгрузить телефон и облегчает общение с зарубежными клиентами”, — говорит Анисимов. Сотрудник ростовской компании “Орвэл” Виктор Полухин рассказывает, что он и его коллеги активно используют ICQ для связи друг с другом и клиентами. “Но этим можно пользоваться только для неконфиденциальной информации и переговоров, не имеющих силы приказа”, — говорит Полухин.

Волгоградская рекламная компания “Уник” отводит на общение в Интернете и “аське” час в день. “Мы решили, что запрещать ничего не будем, так как такое общение помогает устанавливать неформальные контакты, которые тоже важны, — рассказывает директор компании Павел Гридасов. — Но чтобы хоть как-то организовать этот процесс, отвели на это ограниченное время”.

Мнения специалистов о том, для чего чаще используют “аську”, сильно отличаются. По данным Nucleus Research, восемь из девяти опрошенных пользователей сервисов мгновенных сообщений используют общение в он-лайне для выполнения служебных обязанностей. Однако исследование компании Pew Internet & American Life Project говорит о том, что лишь 40% опрошенных используют программу для работы. Каждый третий признался, что больше общается с друзьями и родственниками. Но даже такое “нецелевое” использование программы некоторые эксперты считают необходимым. “На работе тоже нужно отвлекаться, — считает психолог центра "Пси-М" Анастасия Бутова. — Это непременное условие эффективной работы. Естественно, это не должно переходить границы”. Кроме того, считает психолог, подобный способ помогает поддерживать неформальное общение. Особенно это актуально там, где сотрудники работают дистанционно. “Если же коллеги сидят в соседних кабинетах, то все же стоит подняться с кресла и пообщаться вживую”, — добавляет Бутова.

Юлия А. Васильева

Начать дискуссию