Финансовый кризис

Как экономить в эпоху кризиса?

Сегодня финансовый кризис чувствует себя очень самодостаточно. Чего нельзя сказать о состоянии финансовых служб, бухгалтерии в том числе. На этом фоне как никогда остро разгораются споры между главным бухгалтером и руководством. Масла в огонь, как ни странно, подливает последняя инстанция, держа курс на тотальную экономию. Как доказать, что этот курс не всегда верный?

Сегодня финансовый кризис чувствует себя очень самодостаточно. Чего нельзя сказать о состоянии финансовых служб, бухгалтерии в том числе. На этом фоне как никогда остро разгораются споры между главным бухгалтером и руководством. Масла в огонь, как ни странно, подливает последняя инстанция, держа курс на тотальную экономию. Как доказать, что этот курс не всегда верный?

Желание руководства организации по максимуму сократить расходы в нынешней ситуации понятно. Вот только огорчает то, что большинство фирм выбирает самый простой способ — экономить на всем... На оплате труда, на рекламе, на канцтоварах и даже на прессе для сотрудников! А ведь есть более гуманные способы экономии.

К тому же, согласитесь, порой любимый журнал важнее самой квалифицированной консультации эксперта. А что уж говорить о зарплате! Урезать оклады — и вовсе последнее дело.

Мнения разделились

Если ваши взгляды с руководством по «экономной политике» разделились, попробуйте для начала выработать свою четкую позицию в сложившейся ситуации.

Как вы сами видите возможные налоговые последствия? Можно ли найти альтернативу предпринимаемым действиям? На самом ли деле руководитель поступает неправильно? Быть может, все не так плохо, как кажется, а меры по оптимизации расходов просто вынужденные, да и к тому же временные.

После того как вы прорисовали в голове «картину» кризиса, подумайте, какие шаги можно предпринять в ближайшей перспективе.

И только после этого решайте, высказывать ли свою точку зрения по поводу экономной политики. Есть два способа действовать в такой ситуации. Какой выбирать — решать вам. Способ первый...

...ничего не делать

Не будем утверждать, что такая позиция заслуживает наказания. Ведь в некоторых организациях персонал полностью подчинен указаниям свыше, и спорить с начальством — пустая трата времени. Порой бухгалтеру очень сложно объяснить руководству, что тот или иной способ налоговой оптимизации применять нельзя. В нынешних условиях все чаще используются те из них, которые сложно отнести к категории законных...

Тем более что налоговые органы активно подключаются к выявлению незаконных схем. Оценить свои шансы на проверку поможет приказ ФНС России от 14 октября 2008 г. № ММ-3-2/467@. В нем вы найдете общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Налоговая нагрузка ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли? На протяжении нескольких налоговых периодов в бухгалтерской или налоговой отчетности отражены убытки? Темп роста расходов опережает темп роста доходов от реализации товаров (работ, услуг)? Это только часть «заявок» на проверку.

Более того, в приказе приведены способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Конечно, не обошлось без общих вопросов получения необоснованной налоговой выгоды с использованием «фирм-однодневок».

Вот и решайте, как убытки и незаконная экономия в условиях кризиса скажутся на вас и организации, в которой вы работаете. Бездействие в данной ситуации — худшее из действий!

Ваше мнение должно быть воспринято, самое время высказать свою позицию. Способ второй...

это важно

Подскажите руководству, какие способы финансового оздоровления вашей организации наиболее эффективны. Может, именно сейчас оно оценит ваши предложения, и они действительно помогут компании.

Смело в бой!

Ваши действия — доказать, что экономить надо в меру и не на всем. И тогда вы оградите не только организацию от нежелательных последствий возможных рисков, но и себя — от перспективы стать соучастником налогового преступления.

Не стоит следовать принципу «инициатива наказуема». Подскажите руководству, какие способы финансового оздоровления вашей организации наиболее эффективны. Может, именно сейчас оно оценит ваши предложения, и они действительно помогут компании.

Тем не менее, для того чтобы строить прогнозы, необходимы соответствующие знания и навыки. А ими зачастую обладают не все работники бухгалтерских служб. Поэтому бухгалтерам надо отталкиваться от требований сегодняшнего момента. И для начала определить несколько направлений своих дополнительных действий в период кризиса.

Во-первых, нужно ужесточить контроль над добросовестностью партнеров. В рамках этого надо проверить наличие компаний-партнеров в госреестре, определить, насколько их должностные лица уполномочены подписывать те или иные документы и пр. Это поможет избежать проблем в случае посткризисных судебных разбирательств, которые будут расти как грибы в связи с невыполнением некоторыми компаниями взятых на себя обязательств.

Во-вторых, желательно проанализировать заключенные компанией договора на предмет возникающих обязательств со стороны партнеров. К примеру, в договоре написано, что партнер обязан уплатить неустойку. Как только наступили соответствующие этому требованию обстоятельства, бухгалтер должен составить акт и выставить дополнительные счета. Ведь по факту кризис — это уменьшение ликвидности бизнеса. И партнер, способный уплатить неустойку сегодня, может не справиться с этим грузом завтра.

Ваши своевременные действия помогут фирме не упустить потенциальных выгод и избежать недовольства топ-менеджмента компании.

В-третьих, проведите анализ дебиторской и кредиторской задолженности и прогнозирование платежеспособности родной компании. Если возникнут вопросы по конкретным расчетам, то как можно быстрее составьте и согласуйте с партнерами график дальнейших расчетов.

Однако, какую бы тактику вы ни выбрали — высказывать либо не высказывать свою позицию относительно оптимизации расходов, помните, что экономить сегодня, впрочем, как и всегда, нужно с умом. А найти верный способ, как вы сами могли убедиться, поможет журнал «Практическая бухгалтерия».

Начать дискуссию