Финансовый кризис

Кризис в свою пользу

Невозможно войти дважды в один и тот же кризис: он каждый раз другой. В этом смысле опыт российских предпринимателей, использовавших дефолт 1998 года для рывка вперед, в нынешних условиях неприменим буквально. Зато его можно использовать как методический сборник кейсов для тренировки навыков «кризисонепробиваемости».

Невозможно войти дважды в один и тот же кризис: он каждый раз другой. В этом смысле опыт российских предпринимателей, использовавших дефолт 1998 года для рывка вперед, в нынешних условиях неприменим буквально. Зато его можно использовать как методический сборник кейсов для тренировки навыков «кризисонепробиваемости».

Экономический коллапс 1998 года был внезапно провозглашенным и локально российским. Нынешний кризис — ползучий и глобальный; мы уже больше года наблюдаем, как он неспешно шествует по регионам и экономическим секторам.

Десять лет назад российскую экономику потянул вверх ослабевший рубль, запустивший механизм импортозамещения. Российская валюта после объявления дефолта за первые две недели упала по отношению к доллару в два раза, а до конца года — еще почти в два, и многие российские отрасли, которые до этого вели неравный бой с импортом, воспрянули. Эффекта хватило на четыре года промышленного роста ударными темпами.

После того как мы пройдем острую фазу кризиса нынешнего, импортозамещающий сценарий вряд ли повторится в тех же масштабах. И не только из-за заверений властей, что они не допустят резкой девальвации рубля. «Быстрое импортозамещение после 1998 года пошло у нас не на пустом месте, а на старых советских производственных мощностях, которые до этого частично были законсервированы, а частично влачили жалкое существование», — говорит экономист Михаил Хазин, президент экспертного центра «Неокон». Сейчас такого «засадного полка» в распоряжении у нашей экономики нет.

В русле какого макроэкономического тренда начнется оздоровление нашей экономики после того, как мы пройдем острую фазу кризиса в этот раз? Экономисты пока затрудняются ответить. Зато многие наши бизнесмены по собственному опыту знают, как обернуть кризис в свою пользу, и владеют техниками индивидуального «прорыва».

Передовики антикризиса

У любого экономического кризиса два верных спутника: сокращение сбыта и нехватка денег. Если хотя бы один из этих двух «джентльменов» не терзает ваш бизнес, значит, вам можно рассчитывать на рост и даже удачный запуск новых проектов, несмотря на экономические невзгоды за окном.

Штука в том, что падение спроса не происходит фронтально, а в некоторых видах потребления и категориях товаров и услуг он может даже расти.

Сразу же после кризиса 1998 года, например, в России началось бурное развитие сетевого стритфуда. По своим параметрам этот вид бизнеса идеально подходил под определение «посткризисной точки роста». Спрос был надежным и чуть ли не гарантированным, а вложения в одно мобильное кафе составляли шесть-девять тысяч долларов, что позволяло многим участникам рынка развиваться в первое время на собственные средства. Стритфудовцами кризисного призыва становились предприниматели, которым дефолт перекрыл кислород в других областях. Многие нынешние владельцы сетей пришли с рынка недвижимости, из кадровых агентств и ритейла. Мыслимо ли в обычных экономических условиях вложить в начало бизнеса чуть более тысячи долларов и рассчитывать на быстрый рост? У Андрея Петрушина и Игоря Чепенко («Валентайн-2000») после начала кризиса получилось именно так. Осенью 1998 года они открыли в Москве первый киоск «Ням-ням», который выпекал на месте из полуфабрикатов шоковой заморозки пирожки и слойки. Через год с небольшим у них было уже 10 точек, а еще чуть позже компаньоны запустили собственное производство полуфабрикатов. Сегодня сеть «Ням-ням» состоит из шестисот киосков, преимущественно франчайзинговых.

От купающегося в конечном потребительском спросе стритфуда потянулась «антикризисная» цепочка ликвидности к производителям мобильных фургонов, торговцам технологическим оборудованием и поставщикам продуктов питания. И подобные процессы запустились во многих сегментах.

Кризис нарушает привычные сбытовые цепочки или вносит искажения в характер спроса в сбытовом канале. «Важно мониторить рынок в поисках новых возможностей, поскольку потребности привычных клиентов в условиях кризиса значительно меняются», — замечает бизнес-консультант Валерий Гончарук, автор книги «Алгоритмы преобразований в бизнесе».

Опыт потребительского рынка говорит о том, что в первую очередь от кризиса страдает спрос в среднем ценовом сегменте. В низком он значительно возрастает, а в премиальном сокращается на величины, несмертельные для большинства игроков, поскольку этот сегмент высокомаржинален и дает им свободу ценового маневра. Это означает, что тактическое смещение компании по сегментам вниз или вверх может привести к увеличению продаж.

Прорыв в премиум как нельзя лучше удался Андрею Коркунову, который запустил Одинцовскую кондитерскую фабрику и «именной» конфетный брэнд сразу же после кризиса. Зарубежные производители дорогого шоколада (Fazer, Mozart, Lindt) тогда ушли из России и «оголили» этот сегмент. В итоге доля потребителей марки «А. Коркунов» в сегменте конфет в коробках достигла к 2003 году почти 22% (данные КОМКОН).

Предприниматель Андрей Озолинь все-таки уверен, что главный вектор развития предприятия в кризисных условиях — метафорические картошка и макароны. «Свои «картошка и макароны» есть в каждой отрасли, — говорит он. — Самые необходимые и дешевые продукты и услуги имеют наибольший потенциал». После кризиса 1998 года он это продемонстрировал лично, создав «Магазины горящих путевок» — сеть турагентств-дискаунтеров, которая остается крупнейшей в России до сих пор.

По этому же принципу действовали совладельцы «Эссен Продакшн АГ» Леонид Барышев и Вадим Махеев. Они создали в низком ценовом сегменте «дублера» своему основному майонезному брэнду «Махеевъ», начав выпуск майонеза «На всякий случай!». В какой-то момент «младший» брэнд стал делать такие успехи, что отъел часть рынка у «Махеева», и его доля продаж составила чуть ли не 60% в обороте компании. Когда потребительский спрос оправился от кризиса и пришел в норму, необходимость в «дублере» отпала сама собой.

Кризис 1998 года подтолкнул многих предпринимателей спешно искать новые рынки сбыта за рубежом (не факт, что этот способ не будет работать и в условиях нынешнего глобального кризиса: все-таки национальные экономики пострадают от него в разной степени). Компания «1С», например, к 1998 году немало потратила на разработку игры «Князь», которая, в силу своего древнерусского колорита, изначально целиком и полностью предназначалась для «потребления» внутри России. Но наш рынок компьютерных игр просел так, что отбить инвестиции не представлялось возможным. В итоге былинных богатырей удалось удачно экспортировать на Тайвань, где, озвученные по-китайски, они порадовали тамошних геймеров. Продажи принесли прибыль, открылся новый сбытовой канал, и мультимедийное направление в «1С» не пришлось сворачивать.

В условиях кризиса неплатежей и возникновения «тромбов» в сбытовой цепочке многие производители стали развивать собственные розничные проекты и подразделения для мелкооптовой торговли. Цель — пойти навстречу денежному потоку, «встать» поближе к своему конечному потребителю. «Умер рынок посредников, перепродающих друг другу чужой товар, родился рынок относительно честного заработка», — говорит Валерий Гончарук. Розничные инициативы стали интересны еще и потому, что кризис снял серьезное ограничение — высокую стоимость аренды коммерческой недвижимости.

Первые год–полтора после кризиса оказались прекрасным временем для вывода на рынок новых марок и продуктов с точки зрения рекламных затрат. Активность большинства рекламодателей упала, цены на размещение рекламы снизились. Кто бы мог до кризиса подумать, что на рынок безалкогольных напитков, утрамбованный массивной рекламой двух тяжеловесов Coca-Cola и Pepsi, можно вывести новый федеральный брэнд, да еще бюджетно? В 1998 году российская фирма «КЛП СофтДринкс» приобрела у шотландской компании A.G. Barr франшизу на производство и розлив в России напитка Irn-Bru. Рекламная кампания Irn-Bru на радио и телевидении стартовала не в самое лучшее для продажи прохладительных напитков время — дождливой осенью 1998 года. Через год у Irn-Bru было 4% российского рынка. Неплохо? «КЛП СофтДринкс» подвинула международных гигантов, потратив на рекламу относительно скромную сумму — 1,5 млн долларов.

В условиях сгустившейся экономической безнадеги уже сам факт запуска новых проектов придавал компании большой репутационный вес. Говорят, когда топ-менеджеры IKEA доложили владельцу компании Ингвару Кампраду о наступившем в России кризисе и спросили, не стоит ли свернуть до лучших времен подготовку к открытию первого российского магазина, мудрый швед ответил: «Открыть магазин в разгар кризиса — это прекрасный ход, на покупателей это произведет сильное впечатление!»

Подъемная сила

Какие окна возможностей видит сегодня бизнес в надвигающемся кризисе? Какие отрасли и предприятия окажутся на коне? «Производящие материальные блага, — отвечает предприниматель Артем Тарасов, прославившийся в свое время как первый советский легальный миллионер. — Кризис создается в сферах финансовых инструментов, когда нарушается баланс ценностей, и они перестают соответствовать запросам производства и потребления. А преодолевается — в реальной экономике».

— Мы снова переходим к ситуации, когда нужно вытаскивать именно производство, — соглашается экономист Михаил Хазин. — Причем предыдущий опыт топ-менеджеров крупных компаний в нынешних условиях крайне вреден. Все, чему их учили на курсах МВА, — это манипуляции с финансовыми потоками и то, что если у компании имеется источник дешевого кредита, то все точно будет хорошо, а если нет — можно сразу идти и вешаться. На месте владельца любой крупной производящей компании я бы искал людей, у которых был собственный средний или малый бизнес, которые реально что-то производили. В нынешних условиях только они на собственном опыте знают, как управлять реальным производством, на что обращать внимание в первую очередь, а что можно отложить на потом.

Александр Комарницкий, совладелец инвестиционной компании «Тантьема», — представитель достаточно большой когорты «фондовых» людей, которые после кризиса 1998 года стали превращаться из спекулятивных портфельных инвесторов в стратегических и нюхнули реальной экономики. «Тогда, — вспоминает он, — мы стали вводить своих людей в советы директоров компаний, крупные пакеты которых у нас оказались на тот момент, чтобы за счет привлеченных средств и главным образом своего менеджмента поднять предприятия из пепла. Индекс РТС все равно тогда лежал ниже плинтуса, и было неясно, когда начнется нормальная биржевая деятельность». Проектов было много; самый известный из тех, которыми Комарницкий занимается до сих пор, — туристический холдинг «Туральянс» (управляет сетями «Куда.Ру» и «МГП»).

Большой исход биржевиков в реальную экономику, на подешевевшие активы, ожидается и сейчас. «Людей и организаций, у которых много кэша, как ни странно, хватает, — поясняет Комарницкий. — Пока еще в основном они находятся на стадии принятия решения: выбирают отрасль и предмет».

Если взглянуть на это с точки зрения предприятий малого и среднего бизнеса, то прямые инвесторы для них на достаточно длительную перспективу действительно будут единственным источником средств на развитие. Как-никак ставки банковских кредитов уже поднялись до неподъемных 20–30% годовых.

Прямым инвесторам полагается иметь особый нюх на перспективные активы. Какие организации, на их взгляд, имеют во время кризиса самые большие перспективы? «Интересны компании, которым нужна помощь, а не спасение, на которые не сильно повлияла ситуация, связанная с блокировкой кредитных рынков», — формулирует в общем виде Александр Комарницкий. «Мы предпочитаем вкладывать в отрасли, которые смогут противостоять финансовому кризису и выиграть от слабеющего рубля, — говорит управляющий директор UFG Private Equity Дмитрий Элкин. — Например, мы инвестировали в производителей алкоголя и растительного масла».

В фаворе те, кто до кризиса демонстрировал осторожность, а не ставил на стратегию быстрого роста любой ценой. «Некоторые из тех, кто планировал достичь миллиардного оборота и выйти на IPO, еще до начала глобального кризиса были вынуждены распродавать активы, — комментирует Валерий Гончарук. — А те, кто имел «две тетивы на луке» — план роста и план выживания «на свои», — хотя и потеряли, возможно, в абстрактной стоимости, но имеют шанс стать локомотивами экономического роста в нынешних условиях».

Кризис — это время стремительных изменений в окружающей среде. А значит, на первый план выходит быстрая реакция предпринимателя и здоровый «оппортунизм».

— Пора на всю катушку задействовать опережающее мышление, — говорит бизнесмен Андрей Озолинь. — Хорошо будут срабатывать специализированные торговые низкомаржинальные решения. Потребитель в условиях кризиса склонен больше смотреть по сторонам и тратить рациональнее. Он охотнее пользуется новыми сервисами, которые позволяют ему экономить, и примеряет на себя деловые новации. Показателен пример моего проекта «Подарки.Ру» — поисковой системы по магазинам подарков. За последние полтора месяца произошло удвоение выручки, причем это нельзя списать только на сезонный фактор. Люди просто стали больше искать и сравнивать.

Руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин видит в кризисе положительные моменты для развития малого бизнеса:

— У регионального бизнеса появятся новые возможности для мелкой и средней торговли. Малому бизнесу достанутся ниши, которые раньше занимали сетевые структуры. Во время кризиса люди покупают меньше техники и одежды. Значит, они чаще ремонтируют. Весь бизнес, в широком смысле связанный с этим, встанет на ноги. Условно говоря, вместо бутиков появятся вещевые рынки и радиомастерские.

Примечательный факт: в беседах с «Бизнес-журналом» все предприниматели в той или иной форме повторяли модный ныне тезис «кризис — время возможностей» и излучали оптимизм той или иной степени накала, даже те, кто весьма пессимистично оценивал перспективы российской экономики в целом. «Российская предпринимательская прослойка, — говорит Александр Комарницкий («Тантьема»), — очень сильно отличается от западной тем, что была неоднократно «бита» по голове и имеет большой опыт выживания в неопределенных и просто тяжелых экономических условиях, когда правила игры в каждый момент времени на 100% не определены. Я смотрю, как реагируют на кризис наши западные коллеги, и у меня складывается ощущение, что они еще полгода будут думать, что делать. Российские же предприниматели уже вовсю делают». Что ж, у российского бизнеса, несмотря на относительную молодость, за плечами хорошие «университеты».

Комментарии

2
  • infodonsk
    Очень хорошая позитивная, настраивающая на рабочий лад статья. Спасибо!
  • Елена
    я смотрю Хазин просто гуру антикризисных мер)))

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть
Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Импортозамещение стало ключевым направлением экономической политики России из-за глобальных изменений на мировой арене. Компании стремятся найти надежные и функциональные аналоги иностранным системам управления бизнес-процессами. Одна из таких систем — 1C:ERP, которая предлагает равноценную альтернативу широко известному SAP. 

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Стандартные налоговые вычеты на детей вырастут в два раза

На второго ребенка родители смогут получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 2,8 тысяч рублей, а на третьего и последующего — 6 тысяч.

Криптовалюта

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

Сегодня многие ищут способы купить криптовалюту* в Екатеринбурге, и сделать это можно с помощью крипто-бирж, P2P-сервисов и крипто-обменников. Для тех, у кого в приоритете — анонимность, предпочтительным является последний вариант. Так, криптовалютные обменники не требуют от клиентов никакой другой информации, кроме номеров крипто-кошельков и ников Telegram (для обратной связи с оператором)!

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

За бесплатную раздачу продуктов питания могут отменить НДС и налог на прибыль

Депутаты собираются освободить компании от НДС и налога на прибыль за товары, которые отправили на благотворительность.

УСН

Работать на УСН по-простому больше не получится: будут счета-фактуры, книга продаж, декларация НДС

ИП на УСН с доходом в 2024 году более 60 млн рублей автоматически становится плательщиком НДС с первых дней 2025 года. И даже если выбрать ставку 5% без права на вычет, придется оформлять счета-фактуры, формировать книгу продаж и сдавать декларацию по НДС.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Интересные материалы

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет