"Каждый день в мире новые встряски, просто кругом идет голова" - строка из романса.
Финансовый кризис рушит кредитные рейтинги, сметает доверие, порождает неопределенность. В дефиците кровь делового мира – деньги.
В этом хаосе мировой финансовой ликвидности пиковый интерес бизнеса и государства очевиден – налоги. Несколько расслабленное фискальным благополучием прошлых лет государство начинает зорче вглядываться в имена и фамилии своих кормильцев.
Кризис – время собирать
Первые лица государства неоднократно информировали бизнес-сообщество о том, что налоговых «погромов» не будет. Но, расслабляться не стоит, декларируемая позиция предназначена для бизнеса кристально чистого перед налоговыми органами. Относительно же той части коммерсантов, у которой в полном соответствии с фундаментальными законами диалектики количество уже давно перешло в качество, а именно, в то качество, ответственность за которое предусмотрена уголовным кодексом, то здесь разберутся, как водится, по всей строгости закона. Финансовый кризис только ускорит этот процесс.
Налоговые минимизаторы – золотой запас казны.
Бурить недра здесь совсем не нужно, все на поверхности: говорим импортер, подразумеваем наличие «фирмы - однодневки» и банка-посредника для вывода денег за рубеж; говорим строитель-риэлтор, а видим вексельные схемы, где редкий владелец серьезных активов обойдется без «виртуального холдинга», оформления процентного займа от подконтрольной ему компании из низконалоговой юрисдикции и тому подобное.
Работы государевым людям – непочатый край
Под «колпаком» классическая рабочая группа по снижению налоговой нагрузки на предприятии – владелец, руководитель, финансовый директор, бухгалтер, юрист и налоговый советник.
В большинстве случаев государство «гуманно» к нарушителям и все обходится решением о получении необоснованной налоговой выгоды, срезанием вычетов по НДС, непризнанием расходов и прочей, в сущности, мелочевкой. Но случается и по-другому – устанавливается факт умышленного неисполнения конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, возбуждается уголовное дело и наступает иная реальность.
СПРАВКА: по данным МВД РФ, указанным в краткой характеристике состояния преступности в Российской Федерации за январь – октябрь 2008г. (www.mvd.ru), подразделениями органов внутренних дел по расследованию налоговых преступлений выявлено 25,2 тыс. преступлений экономической направленности.
Материальный ущерб от указанных преступлений (по оконченным уголовным делам) составил 61,0 млрд. руб., а сумма возмещенного ущерба – 46,85 млрд. руб.
Анализируя причины, способы и последствия налоговой «оптимизации», поражает не масштаб этого явления, а та беспечность, с которой ответственные лица компаний манипулируют налоговыми обязанностями. Нужно отметить, что беспечность при налоговом планировании – самое распространенное преступление против собственной личности.
Владелец считает, что, если он не занимает официальных должностей в компании и действует через доверенных лиц, то рискует лишь деньгами; руководитель печется о финансовых показателях компании, экономя на всем, в том числе, и на налогах; бухгалтер и юрист утешаются мыслью, что они люди подневольные и исполняют чужую волю; налоговый консультант и вовсе, как бы ни при чем. Мало, кто задумывается о том, что реальный срок можно получить просто за советы по «минимизации» налогов. Складывается впечатление, что инстинкт самосохранения отсутствует полностью. А зря, было бы неплохо, чтобы каждый «оптимизатор» взял на вооружение золотое правило американского бухгалтера: «Помни! В твоем налоговом департаменте кто-то уже давно наблюдает за тобой».
Трудно не поддаться соблазну, когда финансовые показатели компании падают, собственники недовольны, а невероятное количество разномастных консультантов призывают экономить на налогах, убеждают в абсолютной безопасности предлагаемых ими налоговых схем. Качество таких схем – это вопрос отдельный, они часто, несмотря на именитость советчика, рассчитаны на то, что смотреть их будет «сквозь пальцы» лояльный налоговый инспектор, а никак не следователь. Такое подстрекательство к совершению уголовно наказуемого деяния пока еще государством явно не пресекается, но думается это не за горами. Все идет к установлению государственного контроля над налоговыми советниками. В США налоговые консультанты обязаны регистрировать схемы минимизации налогов прежде, чем предлагать их клиентам, и составлять списки лиц, которым данные схемы проданы. За нарушение этого правила можно не только лишиться бизнеса, но и запросто угодить в тюрьму.
Часто бизнесмен считает, что если у него налоговая на «прикорме», то и опасаться нечего, забывая при этом, что ОБЭП – это ведомство несколько иное, полномочия его широки, а логика взятия того или иного «клиента» в разработку прогнозу не поддается.
Особый случай, когда неуплата налогов, сборов, таможенных платежей дает серьезное конкурентное преимущество недобросовестным коммерсантам и это вынуждает законопослушных предпринимателей, в целях сохранения бизнеса, преступать закон и жить по тем правилам, которые им навязывают коррумпированные чиновники и нечистоплотные дельцы. При этом не только наносится убыток казне, но и уничтожается категория законопослушных участников коммерческого оборота.
Преступление, ответственность за которое предусмотрена ст.199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и сборов с организации), редко совершается под покровом ночи и в полном одиночестве, чаще имеет место соучастие в преступлении.
Руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер, а также лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера) – первые кандидаты на «высокое» звание субъекта преступления.
Часто к уголовной ответственности, как пособники преступления, умышленно содействовавшие его совершению, привлекаются иные сотрудники компании, например оформляющие первичные документы бухгалтерского учета.
Лицо, организовавшее совершение преступления, либо склонившее к его совершению руководителя, бухгалтера компании или иных сотрудников, а равно содействовавшие совершению преступления советами, указаниями и т.п., несет ответственность, в зависимости от содеянного им, как организатор, подстрекатель, либо пособник.
Ст. 199 УК РФ, это как раз тот случай, когда размер имеет значение. Уголовная ответственность наступает при превышении порогового значения неуплаченных сумм налогов и сборов за период в пределах трех финансовых лет подряд, но большинство легко преодолевает это скромное ограничение.
Если, так сказать «коллектив», заранее договорился о совместном совершении действий, направленных на уклонение от уплаты налогов и сборов, как оно практически всегда и бывает, содеянное квалифицируется по пункту "а" части второй статьи 199 УК РФ (деяние совершенное группой лиц по предварительному сговору) и наказывается более жестко.
Для того что бы избежать уголовного наказания часто достаточно осознать простую истину – лишение свободы за налоговую «оптимизацию» реально.
Приняв этот факт, и решив, что деньги свободы не стоят, начните действовать. Если вы руководитель, то пригласите главного бухгалтера и юриста для установления ясной картины происходящего и определения плана действий по выходу из опасной зоны.
Важное место в этом плане будет занимать пункт о подготовке компании (сотрудников, помещений, документов, персональных компьютеров) к визиту ОБЭП. Ведь может так случиться, что пока вы будете возвращаться в лоно добросовестных налогоплательщиков, придет проверка, выявит признаки налогового преступления и поставит точку на благородном порыве. Это будет обидно. Практика показывает тотальную неготовность компаний к проверкам такого рода. Видно вера в лучшее или надежда на извечное русское «авось» превалируют в ментальности оптимизатора и его консультантов.
Если вы бухгалтер или юрист и вам ставится руководством задача по обеспечению «минимизации» налогов, то придется сделать выбор между рабочим местом и возможностью отправиться в места не столь отдаленные. То, что вы выполняли приказ руководства, никак положительно не отразится на вашей судьбе, на снисхождение рассчитывать не приходится. Попытайтесь разъяснить руководителю опасность положения, возможно, он не отдает себе полный отчет в тяжести и последствиях своих действий.
Собственнику, высшему менеджменту компании следует помнить, что они несут ответственность не только за материальное благополучие компании, но и за безопасность своих сотрудников.
Когда разговор идет об уменьшении налоговых обязанностей, оптимизм – непозволительная роскошь.
Начать дискуссию