Экономика России

Малообеспеченность и бедность населения как угроза экономической безопасности России

Понятие национальной безопасности прочно вошло в жизнь современного общества. Экономическая безопасность проявляется во всех прочих областях национальной безопасности, взаимодействует с ними, аккумулирует в себе их воздействие и является, таким образом, основой национальной безопасности.

Понятие национальной безопасности прочно вошло в жизнь современного общества. Экономическая безопасность проявляется во всех прочих областях национальной безопасности, взаимодействует с ними, аккумулирует в себе их воздействие и является, таким образом, основой национальной безопасности.

С позиции процессов глобализации следует различать внутреннюю и внешнюю угрозу экономической безопасности страны. Под внутренними угрозами понимают неспособность страны к самосохранению и саморазвитию, обусловленную состоянием собственной экономики. Здесь необходимо отметить, что если зарубежные исследователи основное внимание уделяют внешнеэкономической безопасности государства, то современные российские исследователи в рамках проблемы экономической безопасности преимущественно рассматривают обеспечение внутренней безопасности. В научной литературе и официальных документах предлагаются различные варианты набора экономических угроз и опасностей. Однако низкий уровень жизни населения, высокая степень дифференциации его доходов и значительный уровень бедности единодушно называются в качестве значимой внутренней угрозы экономической безопасности России. Существует определенный набор критических параметров, определяющих экономическую безопасность государства, нарушение которых приводит к утрате его самостоятельности, и в результате государство может перестать существовать как таковое. Эти критические параметры охватывают области, в наибольшей степени связанные с проблемой выживания.

Мировая практика подтверждает, что опасность социальных конфликтов сводится к минимуму, если доля населения, живущего ниже прожиточного минимума, составляет 8%, а разрыв между доходами богатых и бедных не превышает 10 раз. Превышение этих пороговых значений ведет к люмпенизации населения и антагонизации социальной структуры общества.

Российская экономика, как и большинство переходных экономических систем, пережила глубокий трансформационный спад. Экономические потери страны от шоко-терапевтических реформ весьма значительны. Однако потери в социальной сфере еще более ощутимы. Реформы 90-х гг. значительно понизили дореформенный уровень жизни, явно ухудшили или осложнили важнейшие условия жизнедеятельности. Резко изменилась структура доходов, усилилась дифференциация населения по доходам и другим показателям жизненного уровня (потреблению, накоплению, собственности, обеспеченности предметами длительного пользования). Появились категории «новых богатых» — это ряд работников банков, совместных предприятий, коммерческих структур, участники теневого и криминального бизнеса и «новых бедных» — это работоспособные граждане, которые не могут обеспечить себе социально приемлемый уровень благосостояния из-за низкой заработной платы или задержек с ее выплатой. С момента начала экономических преобразований в стране размер личных доходов населения становится наиболее существенным фактором социальной дифференциации. Очевидным результатом проводимых реформ являлось увеличение коэффициента фондов, говорящее о динамичном процессе перераспределения материальных благ между различными группами населения. В 1991 г. значение этого коэффициента составляло 4,5 раза; в 1993 г. — уже в 11,2 раза, в последние годы — около 15 раз [11, 138]. Для сравнения: значение данного показателя в 2000 г. в США составило 15,7; в Германии — 6,9; в Италии — 11,7; в Швеции — 6,2; в Великобритании — 13,6; во Франции — 9,0 раз [7, 69]. Формирование рыночных отношений не может не приводить к усилению дифференциации доходов, однако степень социальной дифференциации российского общества слишком велика.

В ходе реформ в России произошло не укрепление, а стремительное разрушение среднего класса, в основном за счет перехода в низкодоходные группы населения. Если еще в 1991 г. 60% населения, составлявших слой среднеобеспеченных, получили 57% совокупных денежных доходов, то сегодня менее 50%. При этом, если в 1991 г. 20% малообеспеченного населения получили почти 12% совокупного дохода общества, то на сегодняшний день — 5%.

В общемировой практике проблема бедности известна очень давно. Она присуща любому обществу независимо от общественного устройства. В постсоциалистических странах, в том числе и в России, официально она признана сравнительно недавно. В России, как и в большинстве стран мира, уровень бедности определяется на базе бюджета прожиточного минимума. Бюджет прожиточного минимума, рекомендуемый как основа социальных гарантий трудоспособному населению, представляет собой набор товаров и услуг, удовлетворяющих самые насущные текущие потребности работника на уровне таких нормативов, ниже которых нарушается физическая активность и здоровье. Сюда входят расходы на питание и непродовольственные товары краткосрочного пользования, включая оплату за жилье, транспорт, связь и ремонт предметов домашнего обихода, а также налоги и иные платежи.

Впервые бюджет прожиточного минимума (БПМ) был рассчитан в 1992 г. и отличался большой скудостью, прежде всего в составе продовольственной корзины. Хотя суточная калорийность питания соответствовала существующим стандартам, но достигалось это в основном за счет углеводов (хлеба, картофеля, круп). В Методических рекомендациях Минтруда РФ от 10 ноября 1992 г. продуктовый набор должен обеспечивать энергетическую ценность 2358-2720 ккал. Структура расходов БПМ выглядела следующим образом: на питание — 69,8%, на непродовольственные товары — 18,2%, на услуги — 7,4%, налоги и другие платежи — 4,6% [12, 12]. В соответствии с Федеральным законом от 20 ноября 1999 г. № 201-ФЗ «О потребительской корзине в целом по РФ» продуктовый набор был несколько улучшен и должен был обеспечивать энергетическую ценность 23602730 ккал. Структура расходов БПМ выглядела следующим образом: на питание — 44,0%, на непродовольственные товары — 20,6%, на услуги — 35,4% [9, 22].

В марте 2006 г. Государственная Дума приняла Закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». Структура расходов сегодняшнего БПМ выглядит следующим образом: на питание — 45,8%, на непродовольственные товары — 20,0%, на услуги — 34,2% [9, 22]. Несомненно, имеют место положительные тенденции в области нормативов потребления по продовольственной группе в сравнении с предыдущим законодательством. Однако нельзя не отметить, что большинство этих нормативов ниже рекомендованных Институтом питания РАМН. Так, в законе заложено потребление мяса на одного человека в год 31,5-37,2 кг (по различным группам населения), тогда как норматив Института питания — 78-80 кг. Предусматриваемая в законе калорийность суточного рациона составляет 2100-2700 ккал в среднем на человека, в то время как в промышленно развитых странах этот показатель равен 3300-3700 ккал (Германия, США, Франция) [9, 23]. Как и прежде, бюджет прожиточного минимума отличается крайней скудостью и в разрезе непродовольственных товаров. Например, 1 бюстгальтер на 3 года положен россиянке по новым нормам потребительской корзины, 3 предмета «верхней пальтовой группы» положено носить 7,5 года, 2 пары обуви — 1 год, 1 костюм и 1 юбку — 5 лет, 1 брюки — 4 года [12, 9].

Считается, что рациональный потребительский бюджет, который отражает уровень и структуру потребностей населения, необходимых для полного удовлетворения разумных потребностей человека, соответствует высокому достатку семьи, а минимальный потребительский бюджет приближает ее к среднему уровню. Действующая минимальная потребительская корзина не отвечает задачам динамичного развития страны, поскольку сохраняет все признаки «модели выживания»: большая часть расходов приходится на группу «продукты питания», что характерно для слаборазвитых экономик. Использование бюджета прожиточного минимума в качестве минимальных социальных гарантий работникам оправдывалось лишь кризисным состоянием российской экономики. По мере стабилизации экономики необходимо повышать границу социальных гарантий работников до потребительского бюджета более высокого уровня. С возобновлением экономического роста постепенно критерием минимального индивидуального потребления и доходов должен стать прожиточный минимум, который основывается на бюджете материальной обеспеченности более высокого стандарта, учитывающем весь круг основных потребностей.

Сегодня, по официальным данным, бедными считаются около 20% населения страны [4, 89]. Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что значительная часть населения имеет среднедушевые доходы, лишь немного превышающие порог бедности. По мнению такого авторитетного исследователя доходов населения, как Н. М. Римашевская, доля бедных и маргиналов (уровень текущих денежных доходов в расчете на душу населения в месяц составляет менее 60 долларов) во всем населении составляет 35%, низкообеспеченных (уровень текущих денежных доходов в расчете на душу населения в месяц составляет 120-160 долларов) — 30% [6, 12]. В. Бобков, опираясь на систему потребительских бюджетов, разделил все население страны на четыре социальные группы.

При этом, по его мнению, доля бедных составляет сегодня 13,4%, а мало обеспеченных — 28,4% [1, 61]. По стандартам Западной Европы критерием бедности считается доход, составляющий ? среднедушевого по стране. Например, французский минимум для определения малоимущих на этот год определяется цифрой в 650 евро [3, 42]. Если по российским меркам бедными считаются 20% населения, то по европейским — более 60%. Для сравнения: бедные в Японии составляют 4% населения, в Германии — 9,1%, в США — 11,7% [7, 69].

Еще одним критерием бедности является структура потребительских расходов. Треть расходов на питание тратят крайне бедные семьи, а если на питание расходуется 50%, то это свидетельствует о крайней нищете. Данная закономерность была выведена в конце XIX века бельгийским ученым Э. Энгелем. Специалисты полагают, что достойная жизнь семьи начинается с того момента, когда ее затраты на продовольствие составляют менее 30% от доходов. По оценкам, 60% россиян тратят на питание более 50% денежных доходов. По данным Росстата, в 2006 г. один россиянин тратил на приобретение продовольственных товаров более 42,7% своего заработка. С точки зрения развитых государств это очень много. Приведенная структура семейных расходов свидетельствует о бедности значительной части россиян. Для сравнения: население Японии расходует на питание в среднем 15,5%, Германии — 12,4%, в Швеции — 11,8%, в США — 8,7% [8, 53]. Необходимо отметить, что в бывшем СССР доля расходов на питание составляла в 70-х гг. — 35-40%, в 80-х гг. — 25-30% [5, 30].

До 90-х гг. в России к числу бедных относился довольно узкий круг лиц, имеющих определенные демографические характеристики: преклонный возраст, плохое здоровье, одинокие матери и т. п. Определенную роль играли низкая квалификация, территориальные различия. В целом социально-экономические факторы уступали место семейно-демографическим. Специфика нынешней ситуации в России состоит в том, что помимо традиционно уязвимых вышеперечисленных групп в категорию бедных попадают новые большие группы — безработные, работающие с детьми, военнослужащие, то есть категории экономически активного населения, которые способны и должны своим трудом самостоятельно обеспечить необходимый уровень благосостояния.

Несомненную опасность для общества представляет тот факт, что наибольшую долю в структуре бедных домохозяйств занимают полные семьи с 1-2 детьми. Рождение ребенка, сопряженное со значительными финансовыми расходами, приводит к тому, что молодые родители оказываются за чертой бедности. Таким образом, с одной стороны, общество лишается стимулов для повышения рождаемости. Демографическая ситуация в настоящее время в России в целом неблагополучна: наблюдается естественная убыль населения, идет процесс его старения, сокращается средняя продолжительность жизни. Депопуляция населения обнаружилась в 1992 г. (составила 1,5 ‰) и продолжается по сегодняшний день (6,5‰). По численности населения Россия сегодня находится на седьмом месте. Если оправдаются прогнозы ООН, то к 2050 г. она выпадет из первой десятки самых крупных по населению государств мира. С другой стороны, ухудшается качество рабочей силы, поскольку бедные родители не могут дать своим детям образование, которое позволило бы претендовать на хорошую зарплату. Кроме того, бедность — это еще и ухудшение здоровья. Доля здоровых новорожденных в течение 7 последних лет снизилась с 48% до 36%.
Ожидаемая продолжительность жизни россиян составляет на сегодня 63,4 года. Для сравнения: ожидаемая продолжительность жизни в Японии составляет 82 года, в США — 77,4 года, в Германии — 78,7 года [10, 72]. Предельнокритическое значение продолжительности жизни населения — 70 лет. Снижение данного показателя говорит об ухудшении здоровья нации, интенсивной депопуляции и вымирании населения страны.

Данные о значительном расслоении общества по уровню достатка говорят об опасных тенденциях, которые могут подорвать политическую устойчивость в стране, необходимую для продолжения процесса экономических реформ. Столь значительное расслоение по уровню доходов вызывает в обществе социальное напряжение. В обществе зреет протест против проводимой социально-экономической политики. Официальная статистика свидетельствует, что в последние годы в результате улучшения экономической ситуации в стране, роста реальных доходов населения наблюдается снижение числа выступлений трудящихся за свои права, что свидетельствует о возрастающей социальной стабильности общества. Однако, по данным опроса, проведенного социологами из «Левада-центра», 28% россиян признались, что считают возможными массовые выступления в защиту прав в своем городе или районе. Пять лет назад таких признаний было в два раза меньше — 15% [2, 37]. Вызванное недостаточно продуманными способами реформирования экономики падение уровня жизни в последние годы стало едва ли не главным препятствием к осуществлению необходимых реформ и обеспечению высоких темпов экономического роста. Социальные противоречия в обществе на сегодняшний день еще не приняли острой и открытой формы благодаря двум группам факторов: компенсирующему эффекту ряда институциональных нововведений и силе социальной инерции, позволяющей в течение определенного времени избегать открытого кризиса системы.

Регулирование доходов и потребления сегодня должно быть направлено прежде всего на преодоление бедности, которая приняла массовые масштабы, а также смягчение значительной дифференциации в доходах и потреблении богатых и бедных. При выборе путей, методов социальной защиты неимущих слоев населения необходимо исходить прежде всего из того, что основным гарантом этих программ является государство, а главным источником финансирования — государственный бюджет. Ведущая роль государственного регулирования доходов в переходный период находит свое отражение в смягчении возможных неблагоприятных последствий либерализации экономики, сохранении необходимого баланса между требованиями экономической эффективности и социальной защиты населения. Сегодня население страны поставлено в такие условия, когда любая, даже самая эффективная стратегия реформ не может быть реализована без немедленного спасения трудового потенциала страны, для чего необходимо проведение эффективной социальной политики. После пятнадцати лет реформ стала очевидной пагубность недооценки решения социальных проблем. Реформы в их избранном варианте привели к беспрецедентной производственной деградации и обнищанию значительной части населения. Однако эффективность экономических реформ и обеспечение на их основе экономического роста возможны только тогда, когда параллельно с ними формируется динамичная и гибкая социальная структура. В работах современных отечественных и зарубежных экономистов преобладает мнение, что основным признаком такой структуры является рост, расширение среднего класса, средних слоев.

Начать дискуссию

Готовим сани летом. На что решиться в 2025 году: остаться на УСН, выбрать ставку 5%, 20% или переходить на ОСНО? 🛷 «Ночной бухгалтер» № 1726

Сделали сравнительную таблицу для упрощенцев, которым уже сейчас приходится думать, как быть с системой налогообложения в следующем году. Глобальных изменений в поправках НК уже не ожидается, а значит нужно задуматься о будущей работе и рентабельности бизнеса.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

С 19 июля воспользоваться картой Union Pay от РСХБ заграницей будет нельзя

Россельхозбанк с 19 июля приостановит расчеты по картам UnionPay за границей. Клиентам предложили снять деньги с карт.

Как переоформить лицензии при слиянии юридических лиц

При слиянии юридических лиц можно продолжать осуществлять лицензируемую деятельность, но при этом лицензию нужно переоформить.

Как переоформить лицензии при слиянии юридических лиц

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Аренда

Аренда: что нужно раскрыть в учетной политике

Бухгалтерские стандарты и НК в ряде случаев позволяют выбирать способы учета при аренде. Выбранные варианты нужно отразить в учетной политике. Расскажем, как сформировать бухгалтерскую и налоговую учетную политику у арендатора и арендодателя.

Аренда: что нужно раскрыть в учетной политике
НДФЛ

Командированные за границу для строительства АС все равно будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Мошенники обманывают сотрудников таможни

Фейковый «Иван Иванович» пытается заполучить персональные данные должностных лиц Таможенной службы (ФТС).

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

По какой причине в ЕГРЮЛ может не быть адреса юрлица

Для целей госрегистрации юрлиц используется адрес из Государственного адресного реестра (ГАР) в структуре муниципального деления.

Налоговый мониторинг

Что такое налоговый мониторинг и как его проводят в 2024 году

Налоговый мониторинг — форма налогового контроля, при которой отсутствуют обычные выездные и камеральные налоговые проверки. Рассказываем, что такое налоговый мониторинг, как стать его участником, как его проводят налоговики.

Что такое налоговый мониторинг и как его проводят в 2024 году
1
Маркетинг

22 Сервиса, которые изменят ваш бизнес — автоматизация маркетинга, которая работает

Приветствуем вас, уважаемые предприниматели, руководители, маркетологи! Сегодня у нас особенный обзор, который представит топ незаменимых онлайн помощников, готовых поддержать вас на пути к успеху в вашем бизнесе.

22 Сервиса, которые изменят ваш бизнес — автоматизация маркетинга, которая работает

Если ИП переходит на НПД без отказа от УСН, его самозанятость рано или поздно аннулируют

При переходе с УСН на НПД обязательно надо направить в ИФНС уведомление о прекращении деятельности по упрощенке. Если не сдать этот документ, постановка на учет по НПД аннулируется. Это произойдет рано или поздно. Как правило – поздно.

УСН

👀 Что выгоднее бизнесу на УСН в 2025 году: НДС 5%, 20% или переход на ОСНО + мнение налогового эксперта

С 2025 года бизнес на УСН с доходами свыше 60 млн рублей будет платить НДС. Можно выбрать ставку как на ОСНО – 20% или вовсе перейти на ОСНО, а можно выбрать ставку 5% без права на вычет.

Карьера бухгалтера

Самые востребованные навыки аналитика 1С: обзор вакансий с зарплатой 150+ тыс. рублей

Что должен уметь аналитик 1С, чтобы рассчитывать на высокий доход? Мы проанализировали вакансии и выделили требования, которые работодатели чаще всего предъявляют к кандидатам на должность. Разбираемся, какие скилы нужно подтянуть, чтобы получить заветное место.

Самые востребованные навыки аналитика 1С: обзор вакансий с зарплатой 150+ тыс. рублей
Маркетинг

Торговым сетям запретят взимать вознаграждение с поставщиков яиц

Куриные яйца могут приравнять к социально значимым продовольственным товарам.

Заявление на открытие компании должно быть подписано одним из трех способов

Подпись заявителя на заявлении при госрегистрации юрлица при его создании должна быть засвидетельствована.

Приостановление Росреестром госрегистрации можно будет обжаловать не в суд

Совет Федерации одобрил разработанным Росреестром закон о внесудебном обжаловании приостановления регистрации права.

УК РФ

Окончательно решен вопрос о мере пресечения одному из руководителей «Локалкитчен»

Мосоргсуд оставил без изменения меру пресечения одному из руководителей «Локалкитчен» по делу о массовом отравлении готовой едой, приведшем к бутулизму.

Путин: цифровой рубль нужно использовать в разных сферах

Тестовая группа провела свыше 30 тысяч операций с цифровым рублем. Помимо внедрения новой формы валюты в России будут заниматься развитием цифровых активов.

Розыгрыш трех именных карт банка Казахстана

Уже сегодня в 20:00 пройдет розыгрыш банковских карт. Они позволяют отправлять деньги за границу, оплачивать подписки на зарубежные сервисы и еще многое другое.

Подготовьтесь к налоговой реформе 2024-2025 с подпиской «Клерк.Премиум»: прямые эфиры с экспертами, статьи-разборы законов и курсы по всем темам налогов и учета

Изучайте нюансы изменений 2024-2025 в НК на онлайн-встречах с экспертами, задавайте свои вопросы и учитесь применять новые правила еще до вступления их в силу.

Интересные материалы

⚡️ Итоги дня: водителей лишат прав за сокрытие номеров, запустят сервис знакомств с проверкой кредитов, а у сотрудников ЦБ появится оружие

Подготовили обзор главных событий дня — 17 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.