Финансовый кризис

Крупные девелоперские проекты в условиях кризиса

Какое будущее у девелоперских компаний в условиях кризиса? Ожидает ли их тотальная ликвидация? Свое мнение о том, как сделать компанию более устойчивой, высказывает Денис Гладыш, финансовый директор проекта «Уткина Заводь».

Какое будущее у девелоперских компаний в условиях кризиса? Ожидает ли их тотальная ликвидация? Свое мнение  о том, как сделать компанию более устойчивой, высказывает Денис Гладыш, финансовый директор проекта «Уткина Заводь».

Для российских девелоперских компаний кризис уже наступил? Почему?

Да, кризис наступил, но не с такой силой как на Западе. Все-таки у  нас внутренняя рентабельность значительно отличалась от западной. Причины – развитие бизнеса за счёт заёмных средств, огромный уровень «startup – ов» перед законченными проектами, внутренний финансовый дисбаланс, постоянная гонка наращивания портфеля проектов у крупных девелоперских компаний, «игра» в не рентабельные глобальные проекты, потеря управляемости бизнеса. Всё это подтолкнуло и усугубило ситуацию. 

Есть ли разница в положении у столичных и региональных девелоперов?

Так или иначе, кризис затронул всех. Но в регионах не так развито проектное финансирование, всегда было сложно оценить стоимость региональной земли в залог, да и банковский сектор и инвесторы всего год как обратили внимание на регионы. В некоторых регионах количество заявленных проектов выросло в разы, по некоторым данным их объем превысил рынок Москвы и Санкт-Петербурга. Поэтому региональные проекты во многом развивались за счёт собственных средств либо слияний. Это даёт им большую гибкость в сложившейся ситуации.

Как вы оцениваете будущее девелоперских компаний в условиях кризиса?

Из девелопмента должен уйти лживый блеск шоу-бизнеса. Профессионалы - это не белозубые красавцы в смокингах на светских раутах, яхтах и клубах на лазурных берегах. На мой взгляд, должны остаться сильные и компетентные специалисты. Пройдёт большая волна увольнений. В крупных компаниях будет оптимизация штата – оценка вклада каждого из сотрудников. Считаю, что крупные девелоперы испытают проблем намного больше, чем средние и мелкие. Огромный объём кредиторской задолженности станет «гробовой плитой» для части компаний и их проектов. 

Каким образом будут развиваться события на этом рынке?

Рынок весьма эластичен. Спад уже начался. Часть проектов останавливается, часть снимает свой «блеск и гламур», и становится более реалистичной. Из заявленного объёма выживет процентов 30 - 40% и это по самым оптимистичным прогнозам, а по пессимистичным процентов 10-20%. Уже сейчас часть новых проектов «отложены в стол», а другая заморожена. Возможна успешная реализация проектов, которые раньше оставались в тени. Оценка новых проектов будет более осторожная и взвешенная, уходит «гонка» за количеством, приходит качество и обдуманность действий.

Эта ситуация сильно изменит рынок вокруг девелопмента. Различным формам консалтинга и «упаковки» придётся обдумать собственные критерии внутренней жадности.   Должны уйти пафосные цены на грошовые услуги некомпетентных студентов. Большое количество специалистов покинет столь ранее желанный рынок изобилия, безумных гонораров и не обдуманных трат.  Но в, то, же время, это должно подстегнуть сильный маркетинг, так как денег под просто красивые картинки больше никто не даст. Останутся специалисты, способные думать и анализировать, для которых девелопмент не просто наиболее оплачиваемая работа, а для которых она любимая.

Возникнут крупные альянсы - как способ выживания.  Стоимость строительных услуг должна значительно снизиться, изменяться форма и сроки оплаты. Мы увидим различные формы партнёрства и взаимных уступок.

Кто останется на рынке? Возможна ли тотальная ликвидация девелоперских компаний?

Останутся сильные и упорные. Ликвидация возможна и неизбежна. Уже сейчас девелоперы заявили об отказе от ранее анонсированных проектов. Девелопмент оброс огромным количеством «не нужных и не эффективных» людей и строек. Случайных людей и проектов не останется, именно по ним и будет основной удар. Кризис как своего рода чистилище.

Был ли катализатор кризиса? Что им послужило?

Кризис ждали, но размеры его не могли предугадать. Общий карточный домик посыпался. Постоянно анализируя агрессивную политику крупных игроков экономики, все невольно ждали кризиса ликвидности и цепи обоюдных падений. Что и произошло.

Какие основные проблемы имеются сейчас у девелоперов?

Как и у всех - дешевеет продукт, снижается внутренняя рентабельность, «лихорадит» рынок, нет адекватных прогнозов.

Насколько сложно стало привлекать средства?

Очень сложно. Ушёл значимый фактор конкуренции банковскому кредиту – внешний инвестор. Желание инвестировать сегодня сродни сумасшествию. Все ждут, к чему это должно привести.

Пауза внутри спроса и предложения на рынке девелопмента бьёт по ставкам на кредиты и внутреннюю рентабельность новых и реализуемых проектов.

Каковы пути выхода из кризиса?

Секвестировать расходы, оценить внутреннюю ликвидность, пересмотреть дебиторку и кредиторку, больше внимания уделить рентабельности. Обычные меры антикризисника.

Время посмотреть внутрь себя, оценить собственную эффективность, полезность тех или иных структурных блоков. Внимательно присмотреться к основным статьям расходов компании, их влиянию на вал и прибыль.

Что делать, чтобы сделать компанию более устойчивой?

Прежде всего: не паниковать, не экономить «на туалетной бумаге», не терять компетентный и ценный персонал. Выработать новые либо пересмотреть старые цели, выбрать пути достижения на основе собственных знаний и возможностей. Более внимательно отнестись к собственным планам. Альтернатива всегда есть.

Какими должны быть проекты, чтобы при данной ситуации не быть в убытке?

Риторический вопрос. У каждого проекта своя судьба и свои «спасительные берега». Единственное, что важно во всём этом – воля и профессионализм команд реализующих, данные начинания и уровень доверия к ним со стороны акционеров.

Начать дискуссию