Финансовый кризис

Покупательная способность

Воцарившийся упадок решительно устанавливает новые правила игры. Еще вчера компании, развивавшиеся с учетом классических прочностных нормативов, проигрывали в скорости роста.

Воцарившийся упадок решительно устанавливает новые правила игры. Еще вчера компании, развивавшиеся с учетом классических прочностных нормативов, проигрывали в скорости роста.

А сегодня они не только могут похвастаться стабильным финансовым положением, но и осваиваются в роли инвесторов.

С многочисленными игроками в самых разных отраслях стратегия безудержного роста на заемные средства, привлекаемые под обещания светлого будущего, сыграла злую шутку. Выяснилось, что масштабы бизнеса и количество торговых точек, длинные списки покоренных регионов и фантастические цифры оценочной капитализации — это еще далеко не все. Чтобы выжить в трудное время, требуются низкие операционные издержки и достаточная для их покрытия прибыль, причем не в перспективе, а прямо сегодня. Сейчас. И вот с этим-то у «акселератов», объевшихся в долг дорогих витаминов, большие проблемы, что превращает их в кандидатов на продажу. Привлечение стратегических инвесторов, попытки отдать бразды правления все более активным фондам прямых инвестиций или полная продажа бизнеса новым собственникам — вот, собственно, и весь выбор для тех, кто стал заложником быстрого экстенсивного роста любой ценой: цена эта оказалась слишком велика.

На дне

Сегодня все ждут не столько окончания кризиса, сколько его «дна», после достижения которого вроде бы должен начаться рост. Однако рыночный альтиметр продолжает крутиться как ненормальный. Несчастные индексы РТС и ММВБ с начала депрессии рухнули более чем в четыре раза и барахтаются ныне на уровне, интересном лишь для отпетых спекулянтов. Российские голубые фишки валяются где-то около плинтуса, а вместе с ними до трагических отметок упала капитализация частных предприятий. Уже есть примеры, когда прежние владельцы готовы отдать свой бизнес за сумму, равную общему долгу перед кредиторами.

По логике вещей, для тех, у кого еще есть деньги, настали золотые деньки. Однако на поверку оказывается, что рынок готового бизнеса во многом копирует ситуацию в сфере недвижимости. Продавцы всеми силами торгуются и пытаются не опустить цены ниже разумного, по их мнению, уровня, но и покупатели уперлись, формируя отложенный спрос и ожидая, что еще через пару–тройку месяцев цены на активы упадут еще ниже. При этом сошедшиеся в клинче стороны рискуют заиграться: одних «тактика жадности» грозит превратить в банкротов, другие же могут пропустить самый выгодный момент, когда за небольшие деньги можно приобрести еще вполне жизнеспособные бизнесы, а не жалкие остатки. «Цена на привлекательные активы вряд ли опустится до «самого минимума», — предупреждает ведущий консультант компании Intellis Алексей Москвич. — Ведь у большинства проблемных компаний она и так уже близка к стоимости активов минус долг!»

Гендиректор компании «Магазин готового бизнеса Deloshop» Евгений Дитковский согласен: на рынке наблюдается несоответствие ожиданий продавцов и покупателей. Первые соглашаются лишь на скромные дополнительные дисконты к докризисной цене, тогда как вторые явно ждут дальнейшего снижения цен. Так, один из клиентов Дитковского настаивает на продаже своего бизнеса не меньше чем за два годовых оборота — и на снижение цены упорно не соглашается.

Другая сложность состоит в том, что казавшаяся вполне стройной и логичной система координат на рынке готового бизнеса как-то перекосилась и оплыла. «Главный риск, подстерегающий инвесторов, состоит в невозможности предсказать потребительский спрос, — поясняет Дитковский. — Даже зная все финансовые показатели бизнеса за 2008 год, покупатель не может быть уверен, что в 2009-м они сохранятся». В итоге купля и продажа бизнеса в стране все чаще осуществляется согласно нехитрой формуле «активы минус долги», тогда как популярный ранее метод дисконтирования денежных потоков и учета аналогичных сделок покупателями не рассматривается в принципе.

Именно поэтому аналитики фиксируют странный результат: сделки M&A в большей степени обсуждаются, чем совершаются. Впрочем, ничего странного в этом нет. Доказательством тому служит анализ ситуации, сложившейся на более развитых рынках. По данным агентства Thomson Reuters, объем мирового рынка M&A за первое полугодие 2008 года на фоне начальной волны кризиса упал на 35% в годовом исчислении — до 1,579 триллиона долларов, причем в США объем сделок снизился на 86%, а в Европе — на 66%. «Чаще всего потенциальные покупатели либо не обладают в действительности необходимыми для совершения сделок ресурсами, либо ожидают еще большего снижения стоимости активов», — поясняет эксперт ИК «ФИНАМ» Алексей Курасов. Кроме того, значительная часть сделок, планировавшихся еще до начала острой фазы кризиса, была заморожена или отложена — по тем же причинам. Покупатели требуют пересмотра условий и дополнительного дисконтирования, продавцы же не хотят уступать.

«Покупателями бизнесов в период кризиса могут стать те, кто в докризисное время накопил «жирок» в виде избыточной ликвидности, — говорит старший партнер ГК Market Capital Solutions Станислав Масленников. — Прежде всего это компании с достаточно высокой рентабельностью, которые осторожно относились к инвестированию и развитию на заемные средства». А Евгений Дитковский уверен, что стратегические инвесторы будут выходить на многие сделки в партнерстве с инвесторами портфельными. В таком случае первые будут выступать скорее в роли носителей компетенций, а вторые возьмут на себя функции финансовых доноров.

Стройка со скидкой

— Дно кризиса (а значит, и пик сделок M&A) ожидается весной этого года, — прогнозирует Станислав Масленников. — Понятно, что в большинстве случаев продавать бизнесы будут не от хорошей жизни, а чтобы избежать банкротства и получить хоть какие-то деньги.

Пока же на продажу бизнеса или активов с большим дисконтом соглашаются лишь те, кого кризис в полном смысле слова прижал к стенке. «В ловушку попались компании, которые строили бизнес на кредитные деньги неразумно, злоупотребляя заемным финансированием. В таком случае дисконт при продаже может доходить до 50%, — комментирует Евгений Дитковский. — Те же компании, которые делали займы разумно, «скидывают» не больше 10–15%».

«Если сравнивать с докризисными ценами, то стоимость активов снизилась в среднем на 30–40%, — делится своими данными Алексей Курасов. — Однако в отдельных отраслях, слишком опиравшихся на кредитные ресурсы, снижение достигает уже 60%». Близкие оценки приводит и Алексей Москвич, приводящий в качестве примера крупные розничные продуктовые сети, оценка которых ныне не превышает 5,5 ЕВITDA, что примерно в полтора раза ниже докризисных показателей.

В самом тяжелом положении оказались банки, страховщики, ритейлеры и девелоперы: именно они вскоре возглавят «группу лидеров», выставляющих свой бизнес на продажу. Так, еще в начале осени основной акционер «РТМ Девелопмент» Эдуард Вырыпаев вынужден был продать 37,5% принадлежащих ему акций, а в конце ноября под давлением кредиторов он избавился еще от части ценных бумаг. Сделка явно была спровоцирована первой фазой кризиса, поскольку еще летом Вырыпаев уверял «Бизнес-журнал», что продавать долю в девелоперском бизнесе — «не самое правильное решение».

Эксперты полагают, что история с РТМ — лишь первый выстрел, за которым может последовать мощная канонада. И чем сложнее будет ситуация, тем дешевле застройщики станут продавать свои компании и активы. Управляющий партнер АН «Новое Качество» Михаил Гец полагает, что в случае развития «самого пессимистичного сценария» многие девелоперы, чтобы сохранить хоть что-то, будут готовы отдать свой бизнес в другие руки со скидкой до 90%! Правда, речь, скорее всего, будет идти не о классических сделках M&A на рынке недвижимости, а о скупке за бесценок активов. «В данном случае логично говорить не о слияниях в классическом понимании, подразумевающих синергетический эффект для участников сделки, а о переделе активов на рынке», — вносит поправку гендиректор «РосЕвроДевелопмента» Иван Ситников.

Кроме того, все больше вопросов вызывает фигура гипотетического покупателя: желающих пока не так-то много. Еще летом часто говорилось о планах владельца «ОНЭКСИМ Групп» Михаила Прохорова по приобретению проблемных девелоперских компаний. «Я оставлю определенные средства в кэше и буду следить за рынком [недвижимости], — публично заявлял предприниматель. — Многие девелоперские компании «посыпятся» в результате увеличения себестоимости проектов и ухудшения доступа к рынку финансирования. Появится ряд компаний, которые можно будет приобрести». Но до сих пор ни об одной сделке не было объявлено. Возможно, как и все прочие потенциальные приобретатели, Прохоров ждет дальнейшего снижения цен на строительные активы.

В конце лета наличием свободного миллиарда долларов хвастался и гендиректор AFI Development Александр Халдей, также обещавший покупать на эти деньги проблемных девелоперов. Но как только кризис вошел в острую фазу, эти планы оказались забытыми: AFI продолжила заниматься исключительно реализацией собственных проектов.

Правда, на арену выходят другие фигуры, готовые сделать нокаутированным девелоперам интересные предложения. Группа «Ташир» уже заключила ряд сделок по покупке столичных торговых центров, пребывающих в разной степени готовности, — об этом сообщила директор по внешним связям компании Ирина Каграманова. Назвать объекты она пока отказалась, но заверила, что это «стоящие приобретения». Но вот что важно. «Нас интересуют только активы, а не девелоперский бизнес, — подчеркивает Каграманова. — Сейчас цены на торговые объекты упали в полтора раза, что делает наши приобретения чрезвычайно выгодными. Ведь в перспективе рынок снова пойдет вверх, и те, кто сумеет построиться сейчас, заработают в будущем куда больше».

Похожим образом обстоят дела в сегменте страхования: желающих приобрести проблемные компании пока немного. Даже если речь идет о весьма скромных суммах.

— В октябре мы получили десять предложений купить страховые компании. В том же месяце в три раза упала их цена, — улыбается гендиректор СК «Согласие» Игорь Жук. — Пока у меня есть сомнения в возможности совершить сделки сейчас и за реальные деньги. В соответствии с бизнес-планом мы готовы рассмотреть вариант покупки компаний на три миллиарда рублей. Но в 2009 году не предусмотрели под сделку ни копейки. Слишком рано.

А вот в банковском сегменте события разворачиваются быстрее. Осенью 2008 года за символические деньги были проданы Связь-Банк и КИТ-Финанс. В свою очередь финансовая группа «Лайф», входящая в АКБ «Пробизнесбанк», недавно приобрела два региональных банка — Газэнергобанк и Банк24.ру. Как заявил «Бизнес-журналу» вице-президент Пробизнесбанка Ярослав Алексеев, в качестве потенциальных участников группы «Лайф» рассматривалось около 30 банков, а «диагностика» была проведена в девяти случаях: «Далеко не у всех банков были хорошие технологии и хорошая команда. В результате из девяти банков нам подошли только два — ГЭБ и Банк24.ру. Сегодня мы ведем переговоры с рядом других банков, а одному из них уже сделано конкретное коммерческое предложение. Нам интересны банки с объемом активов не менее 5 млрд рублей, входящие в пятерку лидеров своего региона, — с хорошим имиджем и имеющие региональную сеть».

Поучаствовать в покупке проблемных банков собирается и Альфа-Банк, о чем в конце прошлого года заявил Петр Авен: «У Альфа-Банка есть средства, чтобы покупать как сами банки, так и только их активы». Программа санации будет реализовываться совместно с ЦБ РФ, который обещает предоставить покупателю заемное финансирование в случае, если собственных средств будет недостаточно. Первая сделка в рамках этой программы уже состоялась: 30 ноября Альфа-Банк приобрел 70% акций банка «Северная казна», восстановление бизнеса которого, по оценкам прежних владельцев, требует от 6 до 8 млрд рублей. В пресс-службе Альфа-Банка от дополнительных комментариев отказались, однако осведомленные источники утверждают, что покупка «Северной казны» — далеко не последняя сделка такого рода.

К неизбежным сделкам M&A готовится и сетевая розница. Бывший совладелец «Евросети» Евгений Чичваркин уступил свой яркий бизнес структурам Александра Мамута и «ВымпелКома». Как оказалось, очень вовремя. По крайней мере, в условиях, когда адвокатам Чичваркина приходится вести жесткую битву за репутацию своего клиента, известный предприниматель менее уязвим. Пусть даже, по его собственному выражению, компанию пришлось отдать «за три копейки» (по оценкам экспертов — 400–650 млн долларов). Не факт, что побудительным мотивом для операторов сотовой связи, проявивших пристальный интерес к «мобильным» ритейлерам, стал кризис экономический. Скорее, первые признаки глобальной стагнации стали стимулом и катализатором, заставившим «большую тройку» в срочном порядке решать свои отраслевые проблемы. Осенью «МегаФон» за 155 млн рублей приобрел небольшого питерского ритейлера «Видеофон», а сейчас ведет переговоры о покупке 49% сети «Цифроград». МТС же интересуется покупкой сети «Телефон.ру» и, по имеющейся информации, уже осуществляет due diligence. В любом случае всемирный дефицит ликвидности ускорил эти процессы. «Большинство розничных сетей, торгующих мобильными телефонами, сегодня убыточно, — уверен ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. — У них нет собственных средств, поэтому продажа бизнеса для многих из них — единственная возможность рассчитаться с долгами, связанными с бурным экстенсивным ростом. Исключение составляют лишь «Связной» и «Телефон.ру», которые приносят прибыль и стоят реальных денег».

Что же до продуктовой розницы, то здесь признаки надвигающегося вала M&A не скрыть никакой ретушью и бравадой. Начиная с осени инвесторов ищет «АЛПИ», акционеры которой намеревались продать 22 гипермаркета X5 Retail Group, но сделка так и не состоялась. А деньги оператору очень нужны: еще в сентябре компания объявила технический дефолт по облигациям на сумму 1,4 млрд рублей. В не менее тяжелой ситуации оказалась и «Матрица», не погасившая облигационный заем на сумму 1,2 млрд рублей. Чтобы избежать банкротства, компания активно ищет финансового инвестора, готового приобрести 30–40% ее бизнеса. «Поиски портфельного инвестора ведутся уже больше года, — пояснил «Бизнес-журналу» гендиректор «Матрицы» Олег Блиндяев. — Инвесторы проявляют интерес к приобретению, но многие из них пока занимают выжидательную позицию». Проблемы ощущают и «Копейка», и «Виктория» (представители «Копейки» уже заявили, что готовы расстаться с долей в бизнесе ради погашения задолженности). Эксперты полагают, что в скором времени сменить владельца может и «Седьмой континент», а «Альфа Групп» может потерять контроль над X5. Владельцы обеих сетей надеялись рефинансировать имеющиеся задолженности благодаря участию в программе ВЭБа, но получили отказ. «Вряд ли Х5 и «Седьмой континент» прекратят существование, если в них произойдет смена собственников в результате margin call», — так аргументировали причины отказа в наблюдательном совете ВЭБа.

Пока в течение долгих лет рапортовавшие о бурном развитии российские ритейлеры ищут инвесторов, сохранившие хорошую финансовую форму операторы (прежде всего международные) уже делают первые приобретения. Так, германская Billa, входящая в REWE Group, в конце 2008 года приобрела московскую сеть магазинов у дома «Ням-Ням» (12 точек) примерно за 100 млн долларов. Комментируя сделку, гендиректор Billa Russia Кристиан Хартен заявил, что российский рынок ритейла быстрее выйдет из кризиса, что делает его инвестиционно привлекательным. Вероятно, это не последняя покупка REWE Group на российском рынке. Кроме того, наблюдатели полагают, что ритейлерам, которые ранее не занимали лидирующих позиций в России, но именно благодаря этому не обременены большими долгами, в условиях кризиса удастся сделать выгодные приобретения, увеличив свою долю рынка. Так, по мнению экспертов, восторжествует справедливость.

Вот только глава Management Development Group Дмитрий Потапенко считает, что в российской рознице нет сетевых активов, которые можно было бы выгодно приобрести: «Большинство сделок совершается ради недвижимости. Да и то большая часть помещений, где так называемые лидеры ритейла открывали свои магазины, абсолютно не подходят для ведения торгового бизнеса. Я хотел купить две–три небольшие сети, но, объездив более 300 объектов, так и не нашел ничего подходящего. Понимаете, ни-че-го!» Так что, по мнению Потапенко, о совсем уж массовых сделках M&A на российском рынке розничной торговли говорить не приходится: «Скорее, мы будем наблюдать целый ряд разорений и распродажу активов. Но это не классические слияния и поглощения». Единственная «настоящая» сделка, которую ждет Потапенко, — это приход в Россию сети Wal-Mart (скорее всего, через покупку крупных российских ритейлеров «Лента» и X5).

Председатель совета директоров ГК «Виктория» Николай Власенко соглашается, что цена многих розничных компаний сегодня «даже отрицательная» — если сравнить их долги и денежные потоки. А значит, либо сделки купли-продажи будут совершаться по спекулятивно низким ценам, либо мы будем наблюдать развал компаний, сопровождаемый скупкой другими игроками их недвижимости. Реальные же сделки, на взгляд Власенко, начнутся лишь после того, как рынок «воспрянет»: «Поймать «дно» рынка практически невозможно. Поэтому основные игроки будут делать покупки сразу после того, как он пойдет вверх. До этого же между продавцами и покупателями будут вестись долгие и утомительные переговоры».

Впрочем, согласны с таким мнением далеко не все. Директор по связям с инвесторами X5 Retail Group Анна Карева уверяет, что X5 энергично прорабатывает возможность выкупа бизнеса и активов у других операторов и франчайзинговых партнеров именно во время кризиса: «Сегодня мы получаем множество предложений от компаний с тяжелым финансовым положением и, конечно, их рассматриваем. Мы также готовы занимать освобождающиеся площадки, если закрывающиеся магазины расположены в достаточно привлекательных с точки зрения покупательского трафика районах и нас устраивает цена аренды». Есть на счету X5 и закрытые сделки. В конце 2008 года компания при помощи заемных средств от Бинбанка приобрела 100% ООО «Агроторг-Ростов», управляющего магазинами «Пятерочка» в Ростовской области по договору франчайзинга. Общий объем взятых на себя X5 обязательств по сделке составит около 400 млн рублей. «Мы считаем, что это очень эффективная для нас сделка, которая позволит серьезно усилить наши позиции на рынке региона, — говорит Карева. — Органическое развитие потребовало бы гораздо больше времени, сил и инвестиций». Кроме того, в конце 2008 года X5 подписала опцион на выкуп через два года бизнеса аптечной сети А5.

Все то же самое обнаруживается и на кухне российского ресторанного бизнеса. Исполнительный директор группы Restcon Андрей Петраков говорит, что интерес к ресторанному рынку со стороны всех типов инвесторов нарастает, но в 70–80% случаев они ждут пресловутого «дна». Разница лишь в том, что рестораторы пока не столь сильно пострадали от кризиса, поэтому чаще всего переговоры с инвесторами срываются из-за высокой цены, которую хотят получить владельцы предприятий общепита за свои активы. И все же Андрей Петраков признает: рестораторам волей-неволей придется идти на снижение цен в ходе торга о продаже бизнеса. А в худшем случае рынок столкнется с распродажей активов.

— В период кризиса инвестиционная привлекательность ресторанов существенно падает, — свидетельствует Петраков. Сейчас ресторанные сети могут покупать только инвесторы, специализирующиеся на ресторанном бизнесе, или рисковые инвесторы. Все остальные отложат подобные покупки до момента начала выхода из кризиса.

Чем меньше, тем лучше

Как чувствуют себя на этом фоне малые и средние предприятия? Как минимум лучше, чем обремененные кредитами и невозвращенными инвестициями гиганты. «Наибольшим спросом сегодня пользуются компании, удовлетворяющие двум требованиям — низкой чувствительности к кризису (медицина, питание) и малой капиталоемкости (сфера услуг)», — рассуждает Евгений Дитковский (Deloshop). По его словам, интерес инвесторов к подобным бизнесам растет. Спросом пользуются и частные стоматологические клиники, и диагностические центры, и мини-пекарни, и небольшие магазины шаговой доступности. И все же Алексей Курасов (ФИНАМ) советует владельцам таких компаний не слишком торопиться с продажей: «Если есть возможность сохранить бизнес, избежать его банкротства, то продавать актив нужно только после кризиса. Стоимость даже эффективных доходных компаний во время кризиса снижается, а шансов на выгодную сделку остается немного».

В едином порыве

Даже в условиях кризиса проблемный бизнес не обязательно продавать. Как отмечают многие эксперты, ведущим трендом становится рост числа сделок по слиянию равнозначных бизнесов — без продажи. «Когда на рынке нет денег, люди проводят сделки не поглощения, а слияния, — говорит Евгений Дитковский (Deloshop). — Многим сложно получить кэш, поэтому они готовы обмениваться долями в бизнесе. Люди стремятся объединиться в том случае, если ожидают синергетического эффекта от слияния». Похоже, на рынке M&A бал правит не столько кэш, сколько своеобразный «бартер».

— В последнее время появилось много слухов и инициатив по слиянию крупных компаний, и это совершенно естественно: слияние — один из способов выжить на рынке, — соглашается Алексей Курасов (ФИНАМ), однако делает существенную оговорку: — еще больше слияний сорвалось из-за того, что кризис не позволяет дать адекватную оценку объединяющимся структурам. Строго говоря, слияние — не самый плохой вариант развития, позволяющий объединить ресурсы для решения общих задач на фоне ожидаемого снижения затрат.

Маркетплейсы

Маркетплейсы станут помощниками в борьбе с дроблением компаний

В ближайшее время торговым площадкам будут предоставлены полномочия, позволяющие налоговым органам более эффективно выявлять схемы дробления компаний.

Маркетплейсы станут помощниками в борьбе с дроблением компаний
1

Начать дискуссию