Сложившаяся ситуация, как бы цинично это ни звучало, способствует очищению рынка от слабаков, открывая новые возможности для выживших. Но чтобы построить новый мир, не обязательно до основания разрушать старый.
В нынешних условиях пытаться изменить конъюнктуру можно лишь на макроэкономическом уровне, да и то с переменным успехом. Малому и среднему бизнесу это не под силу: для таких предприятий пришла пора настоящих испытаний на прочность.
В течение последнего полугодия мне все чаще приходится обращаться к четырем основным рекомендациям по выходу из кризисной ситуации. С учетом состояния конкретной отрасли, степени финансовой устойчивости компании, стадии ее жизненного цикла и наличия ресурсов можно продать активы и уйти с рынка, продать бизнес в срочном порядке, запастись выдержкой и терпением и, наконец, привлечь прямые инвестиции.
Продажа активов и уход с рынка. Добровольная ликвидация — разумный выход для компаний с неустойчивым бизнесом, которые демонстрировали низкую (или отрицательную) норму прибыли задолго до кризиса.
В эту категорию попадают бизнес-проекты на стадии «кончились деньги», а также предприятия-старожилы, лучшие годы которых остались позади. Как ни грустно, вынуждены закрываться и недавно созданные бизнесы, не имевшие достаточно времени на раскрутку. Но такое очищение полезно, особенно в «перегретых» сегментах рынка: продуктовом ритейле, торговле и сфере услуг.
Срочная продажа бизнеса. Для многих малых и средних предприятий дальнейшее промедление может закончиться банкротством. Вот почему я все чаще советую владельцам не упорствовать, а продать компанию более удачливым конкурентам или «стратегам». Это поможет спасти бизнес и получить реальные деньги.
Ориентир справедливой цены в кризисных условиях — не меньше ликвидационной стоимости активов компании, а при наличии дохода — полторы–две годовые прибыли. Скажем, рыбоперерабатывающие компании средних размеров никогда не отличались высокой рентабельностью. Зато с вступлением в силу поправок к закону о рыболовстве прогнозируется рост спроса на мощности по переработке рыбы и морепродуктов.
И это шанс. Разве что, назначая цену, владельцу такой фирмы не следует руководствоваться докризисными мультипликаторами, иначе покупателю дешевле будет создать собственное производство с нуля.
Терпение и выдержка. Многие устойчивые компании, обладающие запасами ликвидности и предлагающие высокомаржинальный продукт, вполне обоснованно выбирают тактику выжидания.
Поступившись значительной частью наценки, сократив расходы на аренду и оплату труда, они способны длительное время сохранять объемы реализации и удерживать ключевых клиентов. Более того, к ним перетекает клиентская база от уходящих с рынка конкурентов. Особенно это характерно для компаний, работающих в самом массовом, нижнем ценовом сегменте. Ведь именно в эту нишу уходит бывший «средний класс».
Привлечение прямых инвестиций. Отдельную группу составляют компании, способные генерировать доход, несмотря на неблагоприятные условия. Кризис для них — шанс сделать качественный рывок и обойти конкурентов. Например, занять освободившиеся от импортной продукции полки супермаркетов и бутиков.
Внешние инвестиции позволяют средним компаниям с годовой выручкой от 200 млн рублей, испытывающим трудности роста, избавиться от дорогих кредитов и начать захват освобождающегося рыночного пространства.
Однако привлечь интерес фондов прямых инвестиций и их средства (как правило, суммы от 5 до 20 млн долларов) могут только те компании, руководители которых, кроме решительности и желания развиваться, обладают четким пониманием перспектив, способны представить инвестиционный и маркетинговый планы, ведут прозрачный учет и возглавляют грамотную управленческую команду.
Может показаться, что фонды прямых инвестиций свернули активность до лучших времен. Это не так. Вложениям в успешные предприятия сегодня просто нет достойной альтернативы! Как следствие, в фонды перетекают деньги инвесторов, выведенные из недвижимости и биржевых активов.
Нынешняя ситуация дает предпринимателям возможность проанализировать свой путь в бизнесе и принять обоснованное решение: уходить, оставаться и ждать или идти ва-банк. Кризис поможет заново расставить жизненные ориентиры. А для наиболее упорных и несгибаемых — станет шансом на прорыв.
Начать дискуссию