Маркетинг

Построение прогноза продаж компании в условиях неопределенности

Вероятно, не ошибусь, если скажу, что большинство компаний за последние месяцы столкнулись с падением объемов продаж продукции/услуг. У кого- то эти показатели просто перестали расти, у кого-то снизились на несколько процентов. Есть и те, у кого продажи вообще «стоят».
Построение прогноза продаж компании в условиях неопределенности
На фото Виктор Ларионов, управляющий партнер компании MOST Marketing

Вероятно, не ошибусь, если скажу, что большинство компаний за последние месяцы столкнулись с падением объемов продаж продукции/услуг. У кого- то эти показатели  просто перестали расти, у кого-то снизились на несколько процентов. Есть и те, у кого продажи вообще «стоят». Причин тому масса. Конечно, первоочередная – это кризис и психологический хаос в головах наших сограждан. Хотя, кризис всего лишь индикатор того, как мы строили бизнес до сих пор. Неэффективно, хаотически, с имперскими амбициями. Но вернемся к продажам.

Существуют несколько основных методик построения прогноза продаж.

Трендовый метод. Смотрим существующие на рынке тренды и статистику и на их базе проводим прогнозирование, как все будет развиваться дальше. Метод достаточно прямолинейный. Подходит для сытых времен и стабильных рынков. Метод для ленивых аналитиков и маркетологов и слишком доверяющих им руководителей. Увы, сейчас он неприменим.

Экспертный метод. Информация получается на основе общения с потенциальными экспертами рынка. Среди «экспертов» могут быть клиенты, конкуренты, специалисты профильных ассоциаций и научных учреждений. Метод полезен тем, что часто позволяет узнать много скрытой информации о ситуации на рынке, получить доступ к различным слухам и не афишируемым данным. Обратная сторона: сколько экспертов - столько мнений. Подчас найти что-то среднее может быть очень трудно, особенно на закрытых рынках.

Факторный метод. Прирост/уменьшение объема продаж оценивается на основании напрямую влияющих внутренних и внешних факторов. Внешние факторы: политическая ситуации, нововведения на рынке, активный выход иностранных конкурентов, новые производственные мощности и технологические инновации конкурентов и т.п. Внутренние факторы: как изменится наш бюджет на рекламу, какие новые продукты и услуги мы запускаем, как изменится профессиональный состав нашего отдела продаж и т.п. Каждый фактор оценивается отдельно с прогнозом его влияния на продажи компании. Большая аналитическая работа, которая вознаграждается больше точностью и достоверностью такого прогноза.

Это были «классические подходы» построения прогноза продаж. Увы, пообщавшись с руководителями различных компаний, я понял, что используются они достаточно редко.

В нашей стране преобладает так называемый «стратегический подход».  Уровень продаж диктуется сверху исходя из пожеланий собственника (или генерального директора) компании. Озвучивается примерная достаточная цифра - так называемая «хотелка». Очень оптимистичная оценка.

В стратегические планы компании вписывается цифра, назначаются ответственные (чьи головы могут полететь в случае неудачи). А дальше все службы компании (маркетинг, сбыт, персонал, производство) начинают «планирование» своих действий под эту цель (задачи, ответственные, бюджеты). Где-то в середине процесса планирования все участники (кроме первого лица) понимают, что план, мягко говоря, не реалистичен. Начинается «торг». Атмосфера в компании накаляется, департаменты «грызутся», ответственные боятся и ищут поводы снять с себя свой крест.

Будем честны, в нашей стране все меньше таких «продвинутых» компаний с подобной системой планирования продаж. Но они есть. Хочу дать несколько рекомендаций по тому, как планировать продажи в это непростое время. Стоит перейти с ежегодного на полугодовой или ежеквартальный прогноз продаж. Долгосрочные нереализованные планы ничего не стоят, а только посеют неуверенность в будущем компании.

Уделяйте особое внимание изучению рынка, политической ситуации, рыночных тенденций и действий конкурентов (российских и международных). В идеале – постоянный мониторинг ситуации. И пользуйтесь этими данными, а не храните на полке. Реагируйте крайне быстро.

Нужно отойти от оценок долей рынка и рыночных позиций. Рынка сейчас нет. Он будет формироваться чуть позднее. Тогда и будет самое время. Сейчас важны абсолютные значения (выручка, кол-во клиентов новых/старых). Влияйте на эти показатели.

Совет руководителю. Для внутреннего финансового планирования я рекомендую использовать пессимистичный прогноз продаж, для постановки задачи сотрудникам – оптимистичный. Где-то на середине сойдется.

Начать дискуссию

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

2
НДФЛ

Выплата при увольнении на пенсию не облагается НДФЛ в пределах тройной зарплаты

Компенсационные выплаты, связанные с увольнением, не облагаются НДФЛ.

Памятки и шпаргалки для отчетной кампании за полугодие: какие изменения учесть при составлении отчетов

Берите в работу памятки и шпаргалки, которые помогут вам отчитаться за полугодие без штрафов. Несмотря на то, что бланки отчетов остались прежними, изменения коснулись правил расчета налогов. Причем в большинстве своем поправки выгодны для компаний и ИП. Не учтете их, переплатите в бюджет. Подробнее обо всех изменениях и шпаргалки с поправками, которые начали действовать с начала года — в статье. 

Памятки и шпаргалки для отчетной кампании за полугодие: какие изменения учесть при составлении отчетов

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Отчетность за полугодие, НДС с цессии, Форензик, коммуникации в компании и др. Обзор мероприятий с 17 по 30 июля

Сделали подборку важных мероприятий для бухгалтера. Читайте, записывайтесь и применяйте новые знания и навыки на практике!

Отчетность за полугодие, НДС с цессии, Форензик, коммуникации в компании и др. Обзор мероприятий с 17 по 30 июля

В одном ЕНП-уведомлении можно указать имущественный налог за все кварталы: пример от ФНС

Уведомление по ЕНП можно оформить на несколько периодов, так как оно многострочное.

Бюджет получит от иностранного бизнеса больше 77 млрд рублей

До конца года иностранные компании принесут казне 77,1 млрд рублей, тогда как Минфин изначально собирался получить только 29 млрд.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

7 точек роста для вашего бизнеса: как внутренний аудит помогает находить скрытые возможности

В современном быстро меняющемся бизнес-ландшафте многие компании сталкиваются с серьезной проблемой: они не могут достичь желаемого уровня прибыльности и развития, несмотря на все усилия. В статье рассмотрим почему, несмотря на все ваши усилия, вы не получаете ожидаемого роста и эффективности и как это можно побороть с помощью внутреннего аудита?

АУСН

АУСН. Автоматизированная упрощенка от А до Я

Летом 2022 года появился новый спецрежим — автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН). Его запустили в экспериментальном режиме в Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан. В чем суть эксперимента?

УСН

Производители лимонада могут применять УСН

В общем случае производители подакцизных товаров не вправе применять УСН. Но есть исключения.

Налог на прибыль в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера

Подготовили для вас большой обзор разъяснений Минфина и ФНС по налогу на прибыль. Все кратко, четко, по делу. Забирайте в закладки.

Налог на прибыль в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера
ФСБУ НМА

Бухгалтерский учет оценочных обязательств в стоимости основных средств и нематериальных активов

При покупке или создании основных средств и нематериальных активов в их стоимость могут быть включены, в том числе, и оценочные обязательства. Расскажем, при каких условиях возникают оценочные обязательства, как определить их сумму и отразить операции с ними в бухучете.

Бухгалтерский учет оценочных обязательств в стоимости основных средств и нематериальных активов

Для бизнеса из новых регионов готовят вычет по кассам

Налог по УСН «доходы» и ПСН-бизнесмены из ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей смогу уменьшить на расходы на ККТ, но не более 28 тыс. рублей.

1

Как налоговая реформа-2025 изменит работу бухгалтера — обсудим на конференции «Клерка»

На V Всероссийской бухгалтерской конференции эксперты расскажут о темах, которые сегодня волнуют всех бухгалтеров без исключений — реформа, затронувшая все налоги, новые правила работы, появление реестра воинского учета, новая отчетность.

До начала октября компаниям и физлицам из США можно платить налоги в РФ

До 9 октября 2024 года для жителей США и американских компаний будет действовать лицензия, которая позволяет им платить налоги, сборы и пошлины в России.

Помогли клиенту отбиться от заявления налоговой о банкротстве

На днях суд встал на нашу сторону в споре с налоговой, где она пыталась обанкротить организацию клиента. Сумма требований больше десятка миллионов рублей.

Как законно снизить налоговую нагрузку на бизнес: ликбез от эксперта по налоговой безопасности

Разберитесь с тем, что ждать от налоговой реформы-2025 и от амнистии по дроблению.

Инвестиции

17,9% на кибербезопасности. Свежие облигации: Positive Technologies на размещении

Всегда приятно, когда есть что-то позитивное, а чего-то негативного нет. Группа Позитив возвращается на долговой рынок и предлагает инвесторам заработать на 1,9% больше ключевой ставки, которая вскоре может подняться. Ну что, котлетеры и туземунщики, готовы помочь белым хакерам, форензикам и прочим пентестерам бороться со злыми киберпреступниками?

17,9% на кибербезопасности. Свежие облигации: Positive Technologies на размещении

Утренний бухгалтер № 5680. С 1 сентября закончится переходный период на машиночитаемые доверенности

До 31 августа еще можно работать по подписи представителя ООО или ИП, если она была оформлена до 1 сентября 2023 года.

Молчание не всегда золото

Практически каждый из наших уважаемых подписчиков сталкивался с вызовами на допрос в налоговый орган. И любому получившему повестку в инспекцию приходилось выбирать, как себя вести на допросе (если вообще являться на него): явиться с представителем; рассказать все, что известно; не сказать ничего.

Интересные материалы

Для борьбы со страховыми мошенниками в ЦБ могут появиться специальные следователи

Страховые компании считают, что новый орган расследования упростит борьбу с мошенниками.