Налоговые проверки

Милицию лишили многих прав. Но оперативники не сдаются

Сотрудники милиции лишились внепроцессуальных полномочий. Это означает, они теперь не могут прийти в компанию с проверкой до возбуждения уголовного дела. Пожалуй, это самая действенная из мер, направленных против «закошмаривания» бизнеса, ведь именно проверки (предпринимательской деятельности, налоговая и т. д.), по мнению авторов закона, давали некоторым оперативникам возможности для коррупции.

Сотрудники милиции лишились внепроцессуальных полномочий. Это означает, они теперь не могут прийти в компанию с проверкой до возбуждения уголовного дела. Пожалуй, это самая действенная из мер, направленных против «закошмаривания» бизнеса, ведь именно проверки (предпринимательской деятельности, налоговая и т. д.), по мнению авторов закона, давали некоторым оперативникам возможности для коррупции.

С 10 января 2009 года Закон от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» действует в новой редакции. Мы выяснили, как ее оценивают юристы, предприниматели и сами сотрудники милиции в Московском регионе.

Милицейские проверки: как было и как стало

Из Закона «О милиции» исключены пункты 25 и 35 статьи 11, пункт 33 этой статьи изложен в новой редакции.

Разберемся, что это за нормы.

Юридическая сторона. Пункт 35 статьи 11 гласил: если у милиции есть основание полагать, что налогоплательщик нарушает законодательство о налогах и сборах, ему следует назначить проверку. Однако что может быть таким основанием, не уточнялось ни в одном нормативном акте. Проще говоря, для того чтобы прийти с проверкой, оперативникам достаточно было слов бывшего работника компании, а то и вовсе собственных умозаключений.

Как проводить мероприятие, обозначено в приказе МВД России от 16 марта 2004 г. № 177. Проверка длилась не более 30 дней, по окончании оперативники составляли акт и принимали решение: возбудить дело об уголовном или административном правонарушении, передать информацию в налоговые органы, либо же завершить проверку в связи с тем, что нарушений закона не найдено. То есть у оперативников был совершенно легальный способ «мучить» компанию в течение 30 дней, а затем признать, что нарушений нет.

Поведение милиции на территории налогоплательщика регулировалась пунктом 25 статьи 11 Закона «О милиции». Оперативники могли производить осмотры любых помещений, досмотры транспортных средств, изымать образцы продукции и подлинники документов либо требовать в пятидневный срок представить их копии, опрашивать работников.

Кстати, делать все это могли сотрудники как управлений по борьбе с налоговыми преступлениями (УНП), так и управлений борьбы с экономическими преступлениями (УБЭП). Последние занимались не налогами, а проверками торговой, финансовой, предпринимательской и хозяйственной деятельности, руководствуясь приказом МВД России от 2 августа 2005 г. № 636.

Сейчас, как уже было сказано, оперативники лишились права проводить все эти мероприятия. Единственное исключение - милиция может участвовать в налоговых проверках по запросам налоговых органов. Причем в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ, а не иными нормативными актами (например, актами МВД России). Таково требование обновленного пункта 33 статьи 11 Закона «О милиции». А как следует из статей 36 и 37 Налогового кодекса РФ, оперативники могут участвовать только в выездных налоговых проверках и несут ответственность за убытки, которые причиняют своими действиями налогоплательщикам в случае, если эти действия неправомерны.

Практическая сторона. Во время милицейских проверок требования закона проводить осмотры в присутствии понятых, возвращать компании копии, изымая подлинники документов, довольно часто не соблюдались.

Комментирует Эдуард Бабанов, адвокат коллегии адвокатов «Барщевский и партнеры»:

- Зачастую налоговые и иные проверки оперативников фактически превращались в обыск, причем безо всяких предусмотренных законом гарантий. Например, сотрудники милиции обязаны были составить опись всех изъятых подлинников документов. А как происходило на самом деле? Они запечатывали документы в большие коробки, а в описи, грубо говоря, помечали «коробка с красной наклейкой». Было порой непонятно, какие документы они вообще забрали. Помимо бумаг изымали серверы, портативные носители информации. Потом в отделении оперативники спокойно изучали все это и решали, есть у компании нарушения или нет. Как правило, что-то находили. А без документов деятельность налогоплательщика все это время фактически была парализована. И люди готовы были заплатить лишь за то, чтобы им эти документы вернули.

Одного из моих клиентов вызвали в милицию и сказали: ваши суммы тянут на уголовное дело, но пока мы ход этому не даем. Цена вопроса - 10 000 долл. Хотя клиент был уверен, что обвинение надуманное, поторговавшись немного, стороны сошлись на 150 000 руб. Клиенту важнее было получить назад документы и вернуться к нормальной работе, чем ввязываться в длительные судебные разбирательства по обжалованию незаконности действий работников правоохранительных органов.

Что предпримут в МВД в связи с новой редакцией закона

Как сообщили в декабре 2008 года некоторые информационные агентства, в ГУВД Москвы в какой-то момент даже были готовы расформировать управление по борьбе с налоговыми преступлениями. Правда, официальные представители ГУВД эту информацию позже опровергли. Как удалось выяснить «Спутнику Главбуха», в ведомстве решили пойти другим путем, а именно компенсировать оперативникам потерю полномочий за счет других норм законодательства. Так, осмотры, досмотры, опросы и изъятие документов, то есть все те действия, которые раньше производились на основании пункта 25 статьи 11 Закона «О милиции», можно проводить и на основании статьи 15 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Теперь в МВД готовятся соответствующие разъяснения для оперативников. Когда они появятся в марте-апреле, сотрудники правоохранительных органов вновь смогут «навещать» компании, не возбуждая уголовного дела. По крайней мере таковы планы МВД. А вот юристы сомневаются в том, что данную норму можно использовать так широко.

Юридическая сторона. Согласно статье 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», у милиции есть право проводить гласные и негласные оперативно-розыскные мероприятия. К таким мероприятиям относятся и проверочная закупка, и обследование помещений или транспортных средств, и изъятие документов. Правда, с 10 января требования к проверяющим ужесточились и по этой части. Теперь в законе подробно описывается, как должно проходить изъятие документов. С подлинников в пятидневный срок должны быть сняты копии и отданы лицу, у которого изъяты документы. Если копии не переданы, то в трехдневный срок они должны быть направлены по почте заказным письмом, о чем делается специальная отметка в протоколе.

Главное различие между гласными и негласными мероприятиями в том, что в первом случае лицо знает о них, а во втором нет. Кроме того, материалы, добытые в ходе негласных мероприятий, не являются вещественным доказательством и не могут использоваться в суде. Они могут понадобиться милиции исключительно для ознакомления.

Комментирует Владимир Китсинг, адвокат адвокатского бюро «Князев и партнеры»:

- Негласные оперативно-розыскные мероприятия - это, например, когда оперативник проникает на территорию организации под видом сотрудника коммунальных служб ради каких-нибудь наблюдений. Возможно, ему удается также получить доступ к каким-либо документам. Но он может с ними только ознакомиться. Даже если он унесет эти документы с собой, использовать их в качестве вещественных доказательств в ходе следствия нельзя.

В чем спорность. Если с негласными мероприятиями все более или менее понятно, то гласные вызывают споры между сотрудниками милиции и адвокатами. В законе нет разъяснений, как именно они должны проходить. Некоторые юристы полагают, что гласные мероприятия - это означает мероприятия не только с ведома, но и с согласия проверяемого лица.

Комментирует Владимир Китсинг, адвокат адвокатского бюро «Князев и партнеры»:

- В Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» прямо не сказано, что представляет собой гласное мероприятие. Очевидно, это такое действие, когда сотрудник милиции не скрывает свой статус. Например, это касается опросов свидетелей, изъятия документов или осмотра помещений. На мой взгляд, гласные оперативно-розыскные мероприятия могут быть осуществлены только с согласия лица, в отношении которого они проводятся. Причем данной позиции также придерживаются, например, бывший заместитель министра МВД России, кандидат юридических наук, генерал-лейтенант милиции Игорь Зубов и доктор юридических наук, профессор Вячеслав Николюк. В своих комментариях к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» они об этом четко говорят. Другими словами, если оперативники пришли к вам в компанию и пытаются забрать какие-либо документы или осмотреть помещение, ссылаясь на данный закон, вы вправе не отдавать документы и не разрешать осматривать помещение офиса.

Как мы видим, нужно согласие проверяемого лица на изъятие документов или нет - это спорный вопрос. Понятно, что если работники милиции зачастую игнорируют прямые требования закона, то спорные не будут соблюдать и подавно. Поэтому, если к вам в офис пришли оперативники, лучшее, что можно предпринять, - максимально быстро позвать на помощь юриста, а потом тщательно следить, чтобы каждое действие работника милиции было отражено в протоколе.

Начать дискуссию