Менеджмент

Самые популярные управленческие инструменты российских компаний

Чем больше становится предприятие, тем большее количество управленческих инструментов требуется его руководителю. Определить, какие из них чаще всего используют успешные компании, попытались консультанты из IBS.

Чем больше становится предприятие, тем большее количество управленческих инструментов требуется его руководителю. Определить, какие из них чаще всего используют успешные компании, попытались консультанты из IBS.

В исследовании, сделанном консультантами IBS, принимало участие около 1000 компаний из 19 отраслей экономики. Менеджерам предложили ответить на вопрос, какие из 100 указанных инструментов управления и “лучших практик” (разделенных на четыре блока: управление финансами, стратегия и маркетинг, технологии и инновации, операции и бизнес-процессы) используются в их компаниях. В результате оказалось, что набор инструментов у респондентов схож.

Сенсационными результаты исследования назвать трудно, считает генеральный директор компании “РБК” Юрий Ровенский, однако такой обзор практики российских компаний может быть весьма полезным. “Любая крупная компания в процессе своего существования имеет обыкновение обрастать жирком, — поясняет Ровенский. — И подобное исследование может навести на какие-то идеи по поводу собственной компании”.

Кадры решают все

Осваивание новых управленческих инструментов и практик в компании — от автоматизированного управления финансами до формирования стратегии — всегда связано с размером компании. “Конечно, это способствует росту, но лишь до определенного уровня”, — говорит один из авторов исследования, преподаватель Высшей школы международного бизнеса АНХ при правительстве РФ Роман Кащеев. Дальше, по его мнению, большое количество инструментов может сделать компанию менее гибкой и более бюрократизированной. Именно поэтому, считают эксперты, внедрять нужно лишь те инструменты, отсутствие которых критично для развития компании. Что, в общем, тоже не всегда легко определить. Один из способов понять, что именно этот инструмент нужен компании, — взглянуть на опыт коллег. Среди компаний, участвовавших в исследовании, 190 имеют годовой оборот более $100 млн. Ответы топ-менеджеров этих компаний помогли составить консультантам профиль успешной компании.

Более половины опрошенных менеджеров назвали самым важным для роста бизнеса их компании совершенствование системы управления персоналом. Слова не разошлись с делом, как оказалось 76% опрошенных компаний создали полноценную HR-службу, выполняющую не только функцию учета кадров, но и занимающуюся оценкой, обучением и мотивацией персонала. А 79% начали формировать отдельный бюджет на обучение персонала. В компании “Градиент” на последнем совете директоров было принято решение о формировании бюджета на обучение персонала. “В том или ином виде это существовало всегда, но стало более упорядоченным и регламентированным”, — говорит Андрей Украинец, финансовый директор “Градиента”. Курирует вопрос генеральный директор, что, по мнению Украинца, говорит о его важности. “В нашем дистрибьюторском бизнесе нет больших активов, — поясняет он. — Мы сервисная компания, и основная наша стоимость — это стоимость команды”. По словам Кащеева, увеличение внимания к HR — самый прогнозируемый результат. Тенденция, по его словам, была заметна уже несколько лет назад.

Деньги любят счет

Совершенствование организационно-функциональной структуры — ничуть не менее популярная задача: 76% респондентов сообщили о существовании в компании формализованного описания организационно-функциональной структуры. “Подобная практика позволяет добиваться максимальной эффективности структуры компании, так как появляется понимание уровней подчиненности и обязанностей людей, — говорит заместитель директора по работе с персоналом группы "Агрос" Алина Игнатьева. — В том числе это исключает такие проблемы, как дублирование функций, а также позволяет принимать согласованные и обоснованные решения по численности и ротации персонала и контролировать этот процесс”.

Видимо, как элементу совершенствования оргструктуры крупные компании придают большое значение отлаженности документооборота — 75% респондентов сообщили, что он у них регламентирован. Особенно актуальным оказался этот вопрос для IT-компаний, транспортников и связистов. В компании МТС подобным результатам не удивляются. Основа бизнеса сотового оператора — обслуживание миллионов абонентов в реальном времени. Эту задачу невозможно решать, не имея мощной системы документооборота, точнее, даже нескольких взаимосвязанных систем. В качестве примера такой системы можно привести лицевые счета абонентов, в которых отражена вся “история” взаимоотношений клиента с оператором. От того, насколько эффективно работает эта система, напрямую зависит качество обслуживания абонентов.

Однако эксперт департамента управленческого консультирования IBS Александр Пчелинцев, один из авторов исследования, сомневается в правдивости некоторых подобных ответов. “На самом деле компании лишь думают, что у них есть практика документооборота, — говорит Пчелинцев. — В реальности лишь очень немногие организации могут этим похвастаться”. Директор по финансовому сектору компании Accenture Russia Санал Ушанов соглашается с таким мнением и считает, что подобные результаты исследования совсем не повод для радости. “В подавляющем большинстве компаний отсутствует автоматизация самого процесса документооборота и таких его аспектов, как поддержка актуальности форматов документации, архивация документов”, — говорит Ушанов. Естественно, это ведет к медленному документообороту и замедляет бизнес-процессы, завязанные на нем.

Стратегия и маркетинг

В 69% компаний сообщили о выделении организационных единиц, ответственных за формирование плана развития компании. В компании “Агрос” для разработки стратегии была сформирована команда топ-менеджеров из разных бизнесов и функций компании. По словам Игнатьевой, такая групповая разработка стратегии обеспечивает экспертный вклад со стороны всех участников внедрения стратегии, согласованность и единое понимание принятой стратегии.

Пятой по популярности (72%) практикой, которой крупные компании уделяют внимание, оказалось “Выделение отдельного подразделения компании, занимающегося разработкой и реализацией маркетинговой стратегии”. Пчелинцев предполагает, что высокое внимание к маркетингу объясняется тем, что в выборке достаточно большое число занимают FMCG-компании. “Это действительно очень важно для компаний нашего сегмента, — говорит менеджер по связям с общественностью компании Procter & Gamble (Восточная Европа) Георгий Соустин. — В силу большого количества брэндов и необходимости пробиться к потребителю работа отдела маркетинга приобретает весьма важное значение”.

Телекоммуникационные компании активно развивают и используют автоматизированные системы отношений с клиентами (CRM). IT-компания “КРОК” внедрила у себя подобную систему еще в 1995 г. Сейчас здесь переходят на более сложную и более производительную систему. “У этой системы в компании все больше пользователей, и нужен более мощный продукт, который будет развиваться вместе с компанией”, — говорит заместитель генерального директора компании “КРОК” Вероника Тараба. Предварительные расчеты в компании показали, что вложения в новую систему окупят себя. “Новая CRM-система позволит нам нарастить продажи. Даже пессимистичный прогноз прироста дал нам представление о том, насколько это будет эффективно”, — говорит Тараба.

ПОРТРЕТ КРУПНОЙ КОМПАНИИ

Наиболее часто используемые управленческие инструменты и практики среди крупных компаний*

Формируется бюджет на обучение персонала — 79%.
HR-служба выполняет функции не только учета кадров, но и оценки персонала, обучения и мотивации — 76%.
Существует формализованное описание организационно-функциональной структуры компании — 76%.
В компании существует регламент документооборота — 75%.
Выделено подразделение компании, занимающееся разработкой и реализацией маркетинговой стратегии, — 72%.
Маркетинговое подразделение отслеживает и предоставляет руководству необходимую информацию о рынке — 71%.
Выделены организационные единицы, ответственные за формирование плана развития компании, — 69%.
Бухгалтерия отделена от финансовой службы — 68%.

* — По результатам опроса 190 компаний с годовым оборотом более $100 млн.
Источник: IBS.

Юлия А. Васильева

Начать дискуссию

Налоговые поручения Путина, безопасный вычет НДС, как платят налог английские принцы в обзоре

События в налоговой сфере.

МРОТ повысят до 22 440 рублей. 💸 «Ночной бухгалтер» № 1731

Минимальную зарплату поднимут на 16,6%, а в изменениях по налогам на 2025 год есть даже позитив (не все же нам вас пугать и расстраивать).

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

🔥 Все включено! Онлайн-курсы, вебинары, разборы, консультации + онлайн-доступ к V Всероссийской бухгалтерской конференции в подписке «Клерк.Премиум»

Подписка «Клерк.Премиум» стала еще выгоднее! Вы можете повышать квалификацию на онлайн-курсах, следить за изменениями в законодательстве по разборам и актуальным вебинарам, задавать вопросы нашим экспертам на консультациях, а также посещать ВСЕ конференции «Клерка» в онлайн-формате без дополнительной оплаты.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Право

📝 Договоры в бизнесе: подробное руководство 📚

Что такое договор. Как его можно заключить. Что нужно знать о договоре. Как вы окажетесь стороной договора, ничего не подписывая.

📝 Договоры в бизнесе: подробное руководство 📚
Валютный контроль

Названы страны-лидеры, куда незаконно вывозят валюту

ФТС выявила незаконное перемещение валюты гражданами на сумму свыше 922 млн рублей. Наиболее часто деньги вывозили в Турцию, ОАЭ и Азербайджан.

Для МСП упростили подключение к платежному сервису «Долями»

Небольшие торговые предприятия смогут установить на своих кассах оплату «Долями». Это позволит увеличить средний чек.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Валютные операции

Станет дороже купить юани у брокера Райффайзенбанка

Клиенты «Райффайзен Инвестиции» заплатят 1,9% за покупку китайской валюты. Комиссия за продажу останется прежней — 0,3%.

НДПИ

В НК скорректировали рентные налоги

Федеральный закон, который реализует отдельные положения основных направлений налоговой политики 2023-2025, внес поправки в том числе по НДПИ и НДД.

Банки

ВТБ: банки подверглись DDoS-атаке

Зарубежные хакеры атаковали российские банки. Некоторые клиенты столкнулись с ограничениями в работе мобильных приложений.

Бесплатно с Налоговые требования

Может ли запрашивать документы инспекция из другого региона

ИФНС из другого региона требует представить информацию. Имеет ли право налогоплательщик проигнорировать требование?

Может ли запрашивать документы инспекция из другого региона
Счета-фактуры

Как исправить счет-фактуру

Счет-фактура — важный документ, на основании которого покупатель принимает предъявленные продавцом товары, работы или услуги, а также имущественные права. В этой статье рассмотрим, что делать, если в счете-фактуре допущена ошибка.

Как исправить счет-фактуру

Цифровой личный кабинет сотрудника: «единое окно» для управления персоналом

Популярность цифровых сервисов в управлении персоналом растет с каждым годом. По данным аналитического агентства Smart Ranking, по итогам 2022 года российский HR-tech рынок вырос на 21,8%, причем лидером роста стал сегмент КЭДО. Одно из передовых решений в этом сегменте сегодня — цифровой личный кабинет. Этот инструмент помогает компаниям взаимодействовать с сотрудниками на разных этапах: от приема на работу до различных кадровых процессов. 

Цифровой личный кабинет сотрудника: «единое окно» для управления персоналом
АУСН

Спецрежим АУСН усовершенствовали

В рамках основных направлений налоговой политики на 2023-2025 годы в нормы федерального закона от 25.02.2022 № 17-ФЗ о специальном налоговом режиме «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (АУСН, АвтоУСН) внесено множество изменений, улучшающих этот спецрежим.

Криптовалюта

Законопроект о майнинге прошел первое чтение

Центробанк займется созданием экспериментальной площадки для международных расчетов в криптовалюте.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: чеснок и арбуз подорожают, глава Wildberries разводится с мужем, а АвтоВАЗ будет продавать подержанные автомобили

Подготовили обзор главных событий дня — 24 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Трудовое право

Трудовые споры о выплатах: три основные причины исков работников в суд

65% всех трудовых споров в 2023 году были связаны с выплатами работникам. Из 111 тыс. дел на них пришлось 73 тысячи. При этом суды удовлетворили 90% исков и взыскали с работодателей почти 7 млрд. рублей. Колоссальная сумма, особенно сейчас, когда компании снижают расходы. О каких выплатах спорят работники и какие ошибки допускают работодатели? Разберем 3 основные причины обращений в суд.

Трудовые споры о выплатах: три основные причины исков работников в суд
Блокировка счетов

С 25 июля банки обязаны отслеживать все переводы клиентов. Какие платежи будут блокироваться

Банки будут чаще блокировать переводы. С 25 июля 2024 года финансовые организации должны проверять все переводы клиентов и блокировать операции с признаками мошенничества. Рассказываем, как это будет работать. 

С 25 июля банки обязаны отслеживать все переводы клиентов. Какие платежи будут блокироваться
6-НДФЛ

Как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ

В статье расскажем, как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ, как правильно заполнить расчет и не допустить ошибок.

Как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ
Общество

В больницах отдаленных пунктов разрешат продавать лекарства

В небольших поселках без стационарных аптек продавать лекарства будут в участковых больницах.

Интересные материалы

НДФЛ

👓 Основные изменения по НДФЛ по новому закону

23 июля Госдума окончательно приняла федеральный закон, который реализует отдельные положения основных направлений налоговой политики 2023-2025. И большая его часть посвящена изменениям и новшествам по НДФЛ.