Антона Носика принято именовать культовой фигурой Рунета. Но дело не в том, что время от времени он не слишком следит за фигурами речи. Просто за его плечами много успешных проектов, а в голове — мудрых мыслей.
«В нашей стране десятки миллионов человек цепляются за кризис. Для них это прекрасная возможность пойти ко дну, как они давно мечтали. Куда приятнее с утра выпить бутылку водки, чем не дай бог за рулем ехать в офис по пробкам!»
Уже минут через десять после начала своей лекции в «Сити-классе» блогер-тысячник Антон Носик впадает в знакомый каждому докладчику транс. Он совершенно сживается со сценой, машинально прикуривает одну сигарету от другой и перестает фильтровать крепкие выражения. Бархатные щечки некоторых девушек в зале давно зарделись. Однако Носик настолько органичен, что даже самые нервные натуры не пытаются покинуть зал или сползти в тихий обморок. В конце концов, у них была возможность пойти на балет. Или на концерт модного пианиста в консерватории. Однако все эти люди набились в небольшой зал для того, чтобы внимать словам живой легенды российского Интернета.
Первый отечественный сетевой дневник «Вечерний Интернет», знаменитый «Нетоскоп», Gazeta.Ru, Lenta.Ru и множество других известных сайтов в Рунете — все это Антон Носик. Он умеет запускать новые проекты в Cети, причем делает это быстро, хорошо и без обмана. За то и ценят его инвесторы.
Сегодня под пиджаком у него футболка, хотя для двухчасового спича, посвященного кризису и борьбе с ним, больше подошла бы любимая Носиком тельняшка. Футболка, правда, тоже полосатая. Разве что весьма оптимистической расцветки. Но может быть, это и правильно. В конце концов, вся наша жизнь представляется скорее чередованием полутонов, чем жесткой дихотомией черных и белых полос. Главное — не зависать на темных участках и побыстрее двигаться вперед. Вчера на визитке Носика значилась должность блог-евангелиста компании «СУП». Сегодня он главный редактор недавно запущенного портала BFM.ru и бессменный ведущий популярного блога. В телепередачах о Носике обычно добавляют — блога с неприличным названием. О’кей, и мы останемся политкорректными. А те, кто не знает, легко могут набрать в «Яндексе» — «Антон Носик». Первая же ссылка приведет куда надо.
Корова дает молоко
Сегодня нужно как можно меньше слушать других и учиться жить своей головой, советует Носик. Все эти аудиторы и консультанты — от лукавого. Они — не более чем симптомы болезни, общего нездоровья экономики. Зато, перестав молиться чужим богам, предприниматели начнут внимательнее относиться к проверенным временем показателям здоровья бизнеса. В том числе — при выборе потенциальных объектов для покупки или инвестирования.
— Ну скажите, как еще можно измерять бизнес, если не с учетом cash-flow? — Носик строго смотрит в зал поверх блестящих очков. Там смущенно затихают, словно лектор тотчас же примется проверять домашнее задание, которого никто не сделал. — Ну сами подумайте, как можно оценивать корову, кроме как по количеству молока от нее? Неужели вы будете спрашивать мнение эксперта из коровника в соседней деревне?
В зале ритмично кивают, всем своим видом подтверждая: отныне кондиции коров и бизнес-проектов собравшиеся будут оценивать именно так. А эксперту из соседней деревни при случае набьют морду. Чтобы не лез в чужие дела.
Носик напоминает: система ценностей, задававшая координаты докризисной жизни, перестала работать. В этом смысле мир действительно «рушится». В результате все пытаются найти тех, кто персонально повинен в их собственных проблемах. Но как раз этого и не следует делать. Куда полезнее покопаться в себе, обнаружить правильные точки опоры и сформировать новую координатную сетку. «Нужно искать внутри себя ресурсы. Понять, что можно сделать в сложившейся ситуации. А сделать можно многое. Но прежде всего попытайтесь посмотреть на мир своими глазами и поверить в себя. Количество субъективных факторов, влияющих на экономику, огромно. Столь же неисчислимо много финансовых аналитиков, пытающихся выдать эти факторы за объективные причины кризиса. Однако наша психика и наша вера в себя, наша уверенность — гораздо важнее и сильнее любых «объективных показателей», будь то курс доллара, цены на нефть или ставки рефинансирования!»
Сор из избы
Нет, все-таки в тельняшке бросаться в зал такими лозунгами было бы сподручнее.
— Скоро всем придется вспомнить старый лозунг, провозглашенный большевиками: от каждого по способностям, каждому — по труду, — предупреждает Носик. — Как следствие, исчезнет множество компаний, которые создавались вовсе не для того, чтобы зарабатывать деньги, а для «распила» бюджетов. Или — в попытках потакать каким-то прихотям, имеющим к бизнесу весьма отдаленное отношение. Во время кризиса умирает то, что служило питательной средой для коррупции, кумовства и воровства. Все ваши конкуренты — живущие только благодаря откатам госчиновникам, на деньги мафии или потому, что какой-то олигарх дал денег своей жене, чтобы та тоже почувствовала себя «бизнесменом», — все они уйдут с рынка. И перестанут, наконец, отравлять его. Кризис — это метла, выметающая малоэффективные компании. Правда, всем предпринимателям сегодня полезно оглянуться и понять: чтобы оказаться эффективными, нужно было всего-навсего ликвидировать статьи расходов, не имевшие никакого отношения к бизнесу. В том числе — корпоративные подарки, на которые в нашей необъятной стране до кризиса уходило более полумиллиарда долларов в год. Если перестать платить за особняк на Остоженке, а снять офис попроще, то расходы сразу сокращаются на 300 тысяч долларов в месяц. Главное, не доводить оптимизацию издержек до абсурда. Чем объяснить увольнение ценных и лояльных сотрудников, которые могли принести еще много пользы компании? Только ментальным нездоровьем руководства! Хорошие специалисты на дороге не валяются. Впрочем, оказавшись не у дел, они быстро найдут работу у более дальновидных работодателей.
Носик знает, о чем говорит. В 1999 году, запуская проект «Газета.ру», он собрал команду как раз из «сокращенных» профессионалов. «Артемий Лебедев, Алексей Андреев, Юлия Миндер, Николай Данилов (известен как блогер-тысячник Норвежский Лесной. — Авт.) и многие другие, с кем я начинал, — все они были откуда-то уволены. Уволены компаниями, которые не смогли понять, каких людей они теряют!»
Что может быть хуже неразумного увольнения ценных кадров? Лишение оставшихся в офисах чистой питьевой воды! «В половине московских офисов стоят кулеры. А воды в них — нет! Работодатели экономят на моральном климате коллектива, показывая своим же сотрудникам, что они работают в прогорающей фирме». Носик строг. Но, кажется, справедлив.
Законы Интернета
— Людей, готовых дать мне деньги в количествах больших, чем я в жизни нюхал, очень много. Сейчас таких звонков в день я получаю с полсотни. А раньше было пятьдесят предложений в год, — как-то отстраненно и уж точно без аффектации сообщает аудитории Носик. Аудитория трагически молчит. А девушки, которые час назад краснели от пристрастия лектора к крепким выражениям, снова розовеют. Похоже, от зависти. — Утверждение, что из-за кризиса инвесторы заперли свои кошели на замок и ждут лучших времен для вложений, в корне неверно. Как раз напротив, именно сейчас, когда самоуничтожились многие объекты для вложения денег вроде фондового рынка, инвесторы будут искать новые возможности. Любой реальный бизнес, план которого основан на его способности извлекать из ситуации деньги, становится точкой аттракции для вложения денег. Сегодня все оставшиеся деньги — как у инвестфондов, которые управляют чужими средствами, так и у частных инвесторов — пребывают в поиске главного: жизнеспособных проектов, созданных на прозрачных, толковых основаниях и с внятной бизнес-моделью честными, умными и не ворующими людьми.
Носик верит, что Интернет — лучшая почва для появления таких проектов. Да и время наступило очень правильное. То, что для одних черная полоса, для других — свет в конце тоннеля. Были бы путные мозги. А все остальное приложится.
«Количество бездумных предпринимателей и недальновидных инвесторов зашкаливало. Представьте себе: вы приносите в Рунет 1 миллиард долларов за два года. (Антон делает паузу, чтобы собравшиеся представили, как приносят миллиард. Судя по выражениям лиц, получается это далеко не у всех.) И что? К этому миллиарду прилипает такое количество дряни, что диву даешься! Все хотят денег. Менеджеры супермаркетов, страховщики, милиционеры — все приходят к вам. И все пытаются отщипнуть от этого миллиарда. Интернет наполнялся идиотами, которые совершали самые идиотские ошибки. Такие, что вы и представить себе не можете. (Слушатели мастер-класса кивают, соглашаясь: представить себе этих ошибок они и правда не могут.) Эти люди начинают «рулить», потому что прибежали за деньгами. А те, кто реально принес деньги в эту отрасль, не очень понимают, как отличить добро от зла».
Главное, чего Носик не советует инвесторам, так это запускать проекты, время которых прошло. «Вкладываться в социальные сети нужно было три года назад», — усмехается он.
Низкий старт
В финале своей лекции мастер решает, что класс должен наконец-то узнать, в чем заключается разница между бизнесом в Интернете и всеми прочими гешефтами. А дело в том, что в бизнесе вокруг онлайна полностью отсутствует «окаменелая бессмысленная структура».
— Я бы сказал, что Интернет подчиняется законам физики. Тела здесь падают сверху вниз с ускорением свободного падения, — говорит Носик. — И нет никаких актов, предписывающих телам падать вверх или с каким-то другим ускорением. Вот только Интернет — крайне динамическая, постоянно меняющаяся среда. А научиться быть успешным в ней можно только на собственном опыте. В Интернете естественные законы интуитивно понятны. Но упаси вас боже читать какие-то книги, авторы которых учат, как создать великолепный сетевой проект!
Носик прикуривает очередную сигарету, публика снова кивает: не читали и не будем читать! Удовлетворенный поведением собравшихся главный редактор BFM.ru формулирует ответы на часто задаваемые ему вопросы. Какая сетевая ниша наилучшим образом подходит для старта? Ответ: от жанра ничего не зависит. Невозможно утверждать, что, создав социальную сеть, вы гарантированно окупите свои вложения. И что обязательно потеряете вложения, если запустите хостинг для блогов. Все это совершенно не важно. Важно другое: нужно обосноваться в уникальной нише, научиться вписываться в бюджет и заниматься планированием с учетом окружающих реалий. Если проект отвечает этим критериям — скорее всего, он «выстрелит». А еще очень важно избавиться от стереотипов, перестать прислушиваться к чужим и некомпетентным мнениям.
— Момент, когда вся пресса вдруг выучила слово «блог», на самом деле не имеет никакого отношения к расцвету блогосферы и к росту значимости блогов. То же самое произошло и с социальными сетями. Многие нашумевшие социальные проекты остаются неприбыльными и продолжают поглощать деньги инвесторов. Но есть и удачные, которые давно и успешно зарабатывают деньги. Просто их создатели были озабочены не навешиванием модных ярлыков, а развитием бизнеса. Между прочим, есть одна социальная сеть, построенная на правильных основаниях. Сеть, которая гребла деньги лопатой, гребет и будет грести их до скончания века. Но почему-то никому в голову не приходит, что она — социальная. «Знаете, что это за сеть? — спрашивает Носик. Класс настороженно замирает. — Auto.ru!!! Люди зарабатывают деньги на автомобильной теме с 1999 года! Просто тогда не было модного термина «социальная сеть».
Напоследок Носик советует всем, кто морально готов, запускать собственный бизнес. Во-первых, снизилась стоимость рабочей силы. А значит, за те же деньги можно произвести больше продукта. «Еще полгода назад рынок был совершенно перегрет. Когда меня позвали делать BFM, я поначалу отказался. Дело было летом. Я сказал: «Вы что, с ума сошли? Вы хотите, чтобы я пошел на рынок труда сейчас и попытался кого-нибудь нанять?» А потом кризис расставил все по своим местам». А во-вторых, выстраивая каналы коммуникации с клиентами, рекламодатели все чаще делают ставку на Интернет.
Прощаясь, Антон Носик в последний раз цементирует главный тезис. Кризис сметет неэффективные компании, позволив наконец-то инновационным проектам найти свою аудиторию. Все встанет на свои места. Но ненадолго. За семью тучными годами, как известно, следуют семь тощих. Затем история повторяется, и люди совершают прежние промахи.
Можно опускать занавес. Никакого занавеса, правда, нет. Зато во взгляде лектора читается легкая философическая грусть. Наверное, потому, что, как ни старайся, люди все равно регулярно совершают ошибки. Причем одни и те же.
Начать дискуссию