Карьера бухгалтера

Скрестить ежа с ужом

Работодатель сегодня ищет универсальных специалистов, анализируют запросы клиентов рекрутеры. Но всегда ли и много ли он выгадывает, нанимая одного человека вместо двух?

Работодатель сегодня ищет универсальных специалистов, анализируют запросы клиентов рекрутеры. Но всегда ли и много ли он выгадывает, нанимая одного человека вместо двух?

У 31-летнего Евгения Волкова два образования — инженера-программиста и бухгалтера, и он уже три месяца ищет работу. До этого Волков трудился в Ситибанке, несколькими годами ранее занимался внедрением систем автоматизации бизнеса в российских и западных компаниях. «Бухгалтеры — люди, с которых обычно и начинается автоматизация, надо разговаривать с ними на одном языке, я и решил освоить эту специальность», — рассказывает он. Сейчас Волков хочет работать менеджером проекта. Предложения были и есть, уверяет молодой человек, но их наличие не означает, что они автоматически выливаются в трудоустройство. «Многопрофильность — сильный аргумент, но, к сожалению, не единственный, — считает Волков. — Когда выбирают кандидата, его до сих пор подсознательно оценивают по формуле “нравится — не нравится”, даже если по всем остальным критериям он подходит на 100%».

Большинству нужны универсалы
«Считаете ли вы оправданным во время кризиса набирать универсальный персонал – людей, которые обладают двумя и более специальностями?» – спросил исследовательский центр портала SuperJob.ru у менеджеров по персоналу из 300 российских компаний. 69% респондентов ответили на вопрос положительно, 16% – отрицательно, 15% затруднились с ответом.

«Многопрофильному специалисту приходится сложнее — больше времени уходит на подготовку, нужно больше в себя вкладывать, потому что в одной конкретной области у многостаночника не может быть такого же многолетнего опыта, как у узкого профессионала», — делится наблюдениями Евгений Раров, менеджер по повышению эффективности маркетинга и продаж компании «Дюпон».

Сам Раров, по образованию экономист-международник, специалист в области управления металлургическими предприятиями и системный администратор, работал на протяжении карьеры в разных сферах: бренд-менеджером в компании «Юнилевер», консультантом по корпоративной и бизнес-стратегии в McKinsey, помощником финансового директора в благотворительной организации. «Всякий раз при трудоустройстве — а это были и банки, и FMCG, и консалтинговые компании — нужно было доказывать понимание узкой области, — говорит Раров. — То, что у меня были знания из других сфер, являлось только плюсом».

Заменить незаменимого

Из 69% респондентов SuperJob.ru, одобряющих тактику найма универсалов, 37% ответили, что всегда стремились набирать широких специалистов, в 32% компаний такая возможность хотя и одобряется, но не используется.

В августе 2008 г. при среднем количестве открытых на hh.ru 80 000 вакансий доля двойных — таких как маркетолог-аналитик, бухгалтер-экономист, менеджер по рекламе и PR — составляла всего 3%, сейчас же при 44 000 открытых вакансий их примерно 8-9%, подсчитал Михаил Жуков, гендиректор группы компаний HeadHunter. «Если быть еще более точным, то, к примеру, количество вакансий экономистов по сравнению с сентябрем сократилось, а экономистов-бухгалтеров увеличилось с 2% до 5%», — добавляет он.

«В кризис к нам реже стали обращаться из-за каждой простой позиции — работодатели рассматривают кандидатов с несколькими квалификациями», — подтверждает Екатерина Горохова, гендиректор и вице-президент Kelly Services. Хорошо, например, когда вопрос о получении кредитов решается финансистом, у которого есть еще юридическое образование, уточняет она. В IT-компаниях стараются брать специалистов, которые разбираются в программном обеспечении и в той области, где их продукт будет внедряться, — финансах, HR и т. д., добавляет Горохова.

«Лучше взять человека, который умеет выполнять две-три профильные обязанности, чем платить нескольким, — комментирует Ирина Юшко, менеджер по подбору персонала компании “Торговый дом С7” (продажи, подбор, установка сантехники, мебели для дома, кухонь и т. д.). — Это экономит средства компании, к тому же сотрудник с узким спектром обязанностей, уходя в отпуск, оказывается незаменимым». Правда, универсальных позиций в компании пока немного, признает Юшко: «Один из менеджеров по персоналу 50% времени занимается кадровым делопроизводством, а остальные 50% — подбором персонала. Зарплата у него чуть выше, чем в среднем по рынку, и за каждого найденного высококвалифицированного специалиста ему выплачивается премия». Еще одна позиция, где нужны универсалы, — это дизайнер интерьеров, добавляет она.

«В cтроительном секторе, к примеру, средняя зарплата специалиста службы охраны объекта и одновременно охраны труда и промышленной безопасности со знанием английского языка в крупной западной компании находится сейчас на том же уровне, что и в докризисное время, — 120 000 руб., — поясняет Горохова. — Это на 20-30% больше, чем зарплата специалиста, работающего в одной из этих областей».

Конкурентов не сливать

Узкая сфера деятельности не дает возможности набирать универсальный персонал — такой довод приводит меньшинство участников опроса SuperJob.ru.

«Вал запросов на универсалов действительно был, но в первые месяцы кризиса, когда сокращали людей и нужно было на кого-то одного взвалить несколько обязанностей, — говорит Александр Казаков, заместитель гендиректора Exclusive Personnel. — Еще в преддверии новогоднего периода компании начали урезать зарплаты, и тот, кто этого не выдерживал, хлопал дверью, а нас просили искать на его место универсального специалиста». В попытках «скрестить ужа с ежом», по мнению Казакова, нет ничего хорошего. Он приводит случай, как в одной IT-компании руководство решило сократить отдел системных администраторов, а отделы эксплуатации и разработок объединить в один.

«В итоге одни и те же люди разрабатывали интернет-проекты, сами у себя принимали работу, а потом все это и эксплуатировали, — рассказывает Казаков. — Через время сайты начали зависать, и компания поняла, что сокращение людей — это не совсем то, что ей нужно». Раньше, поясняет он, у каждого отдела были собственные интересы — сотрудники отдела эксплуатации смотрели, чтобы продукт соответствовал их требованиям, администраторы — чтобы он не слишком нагружал систему, а при попытке слить это в одно получилась сумятица. «Когда пытаются объединить людей, которые взаимодействуют на горизонтальных позициях и по большому счету должны конкурировать друг с другом, доказывая свои интересы, происходят перекосы», — делает вывод Казаков.

Начать дискуссию