Финансовый кризис

За общее дело

Бизнес большинства риелторских агентств оказался под угрозой. Если кризис затянется больше чем на год, 60-70% небольших компаний перестанут существовать. Единственным выходом для многих из них может стать консолидация с более крупными игроками и поиск новых форм работы на рынке.

Бизнес большинства риелторских агентств оказался под угрозой. Если кризис затянется больше чем на год, 60-70% небольших компаний перестанут существовать. Единственным выходом для многих из них может стать консолидация с более крупными игроками и поиск новых форм работы на рынке.

Тучные годы на рынке недвижимости закончились. Еще недавно квартиры раскупались как горячие пирожки. Но теперь все иначе. Наступила пора глубоких фундаментальных изменений. И трудно предугадать, чем все это закончится.

Первопричиной воцарившегося упадка стал коллапс системы ипотечного кредитования, которая сделала рынок жилья в стране таким, каким мы привыкли видеть его в последние годы. Сама по себе идея развития ипотеки была блестящей — если бы не кризис, погубивший конструкцию на корню! Никто не знает в точности, насколько сократились объемы выдачи ипотечных кредитов. По моим ощущениям — процентов на 80–90.

Говорите, банкиры на встречах с властями рапортуют о продолжении выдачи займов на приобретение жилья? Ну да, рапортуют. И кредиты готовы выдавать, но под 22–28% годовых. А это не что иное, как заградительные ставки, по которым кредит взять не может почти никто. И происходит все в то время, когда в США ставки по ипотечным кредитам упали до исторического минимума: 4,75–8,5% годовых дают любому работающему человеку реальную возможность взять кредит. Российская система ипотечного кредитования нуждается в ремонте. Только так можно восстановить рынок недвижимости и все зависящие от него отрасли.

Упадок ипотечного кредитования вызвал резкое падение спроса, прежде всего на жилье экономкласса. По сути, рынка продажи квартир больше нет, как нет и внятных ценовых ориентиров. В оцепенении пребывают и продавцы, и покупатели. Одни не знают, по какой цене следует продавать квартиры, другие — боятся переплатить. По логике, ступор этот в скором времени должен пройти. Жизнь-то, в конце концов, продолжается! Мало того, движение начнется прежде, чем закончится всемирная экономическая депрессия. Все это справедливо. Вот только никто не знает, когда именно негативный тренд сменится положительным.

Верните лицензии

Кто из агентств недвижимости переживет кризис? Кто вынужден будет уйти с рынка? Вот главные вопросы, которые задают сегодня участники нашей индустрии. Самое противное, что нынешний кризис очень больно бьет по владельцам риелторских агентств. Именно они вынуждены тащить на себе все расходы по уплате налогов, содержанию офисов, маркетинговой поддержке своего брэнда и бизнеса в целом. Тем временем частные брокеры свободны от этих издержек. Потому-то многие компании с именем балансируют на грани закрытия, а «черные» риелторы продолжают вполне успешно зарабатывать на посреднических сделках, отбивая часть и без того немногочисленных клиентов у агентств.

Мало кто знает, что кризис уже привлек на наш рынок очередную волну частных маклеров. Среди них попадаются как сотрудники закрывающихся агентств недвижимости, так и любители проведения «левых» сделок в обход работодателя. Чаще всего на эту дорожку сворачивают профессиональные риелторы, обладающие солидным опытом и обширной клиентской базой. Еще немного — и ситуация начнет развиваться по принципу снежного кома. Чем больше агентств будет выбывать из игры, тем больше «индивидуалов» появится на рынке. Проще говоря, малый бизнес (а именно к этой категории относится большинство агентств) начнет вымирать, уступая позиции «самозанятости».

Логично было бы призвать государство в лице регулирующих органов вмешаться, чтобы не допустить массового разорения небольших агентств. Но как это сделать? Один из вариантов — срочно ввести лицензирование риелторской деятельности, отмененное в начале 2000-х годов. Возможно, в то время подобная мера была вполне адекватной. Но в нынешних условиях введение лицензирования риелторской деятельности позволит сохранить множество компаний на рынке, отсеяв недобросовестных (как минимум неконтролируемых) игроков. Кроме того, властям стоило бы озаботиться и структурой рынка, которая сложится после выхода из кризиса. Кому он будет принадлежать? Кучке самых крепких агентств? А может быть, «черным маклерам»?

Уйти, но не сейчас

Если кризис затянется более чем на 12 месяцев, то, по моим расчетам, 60–70% агентств (именно агентств, а не частных брокеров!) по всей России просто перестанет существовать. Конечно, крупные риелторские агентства достаточно устойчивы. В том числе и потому, что для таких компаний, как МИАН, МИЭЛЬ, ИНКОМ и ряд других, риелторский бизнес давно уже стал придатком к девелопменту. К тому же за долгие годы работы они сумели накопить обширную клиентскую базу, позволяющую выжить с относительно небольшими потерями. Разумеется, часть убыточных офисов и перспективных программ придется свернуть и им. Но в целом лидерам куда легче пережить кризис, чем небольшим региональным фирмам, оказавшимся один на один с замершим рынком.

У столичных агентств, а также их коллег в нескольких городах-миллионниках остаются неплохие шансы. Ведь уровень экономической активности в мегаполисах остается более высоким, чем в среднем по стране, — даже в условиях кризиса. Да и восстановится он скорее. А вот региональным риелторам будет и вправду тяжело. Что им остается? Поднять руки и сдаваться? Открывать вместо агентств недвижимости булочные или парикмахерские? На мой взгляд, это худший выход из всех возможных. Что бы ни случилось, на падающем рынке можно и нужно работать.

Веселее вместе

Все не так уж сложно. Представим себе небольшую региональную компанию, вполне успешно занимавшуюся продажей и сдачей в аренду жилья, проводившую некое количество сделок в месяц и не знавшую горя. Затем грянул кризис и распугал клиентов. Но всех ли? В такой ситуации логично обратить внимание на другие сегменты рынка — коммерческую или зарубежную недвижимость: спрос здесь не просто сохранился, но и вырос!

По нашим расчетам, только за первые месяцы 2009 года спрос на недвижимость за рубежом увеличился на 30–40%, в том числе и за счет покупателей из регионов. А значит, региональному агентству ничто не мешает предложить соответствующие услуги прямо на месте. Тем более что, успешно закрыв всего одну–две сделки с турецкой или испанской недвижимостью, можно будет более или менее сносно существовать в течение целого месяца. А там, глядишь, и новые клиенты появятся.

Согласен, быстро «сменить квалификацию» и выйти на новый рынок своими силами очень непросто. Но что мешает встать под крыло крупной франчайзинговой сети или влиться в состав более крупного агентства, обладающего необходимыми ресурсами и опытом?

Как и другие франчайзинговые сети на рынке недвижимости, мы фиксируем рост числа желающих войти в состав команды более крупных игроков. Признаю, параллельно идет и процесс закрытия части офисов прежними франчайзи, которые столкнулись с отсутствием клиентов и теперь оптимизируют издержки. Однако приток новых франчайзи, по ощущениям, компенсирует наши потери.

Все просто. Став частью крупной сетевой структуры, агентство недвижимости получает возможность не только продавать объекты в рамках своего города, но и искать покупателей через партнеров в других местах. Один из наших франчайзи сейчас продает коттеджный поселок «Династия» под Геленджиком в рамках эксклюзивного договора с застройщиком. Если бы он работал самостоятельно, покупателей пришлось бы искать только на территории Краснодарского края, но участие в крупной сети позволяет компании иметь клиентов и в Москве, и в Питере, и даже в Магадане. Тот же механизм применим и к тем независимым агентствам, которые ищут спасения на рынке зарубежной недвижимости: делать это намного проще в составе международной риелторской сети.

Преимуществ достаточно, но не все их понимают. Ничего удивительного, ведь на другой чаше весов оказывается нежелание бизнесмена, основавшего собственное дело, «работать на дядю». Да и франчайзинг как успешная бизнес-модель только-только зарождается в России, так что первопроходцам постоянно приходится «осваивать целину».

Большинство российских риелторских компаний, начавших развивать франчайзинговую модель бизнеса, вынуждено было сначала построить платформу, а уже потом развивать это направление. Дальше всех в создании такой платформы, на мой взгляд, продвинулся основатель холдинга «МИЭЛЬ» Григорий Куликов. Зато владельцу сети «Дом.ру» Дмитрию Молчанову удалось создать самую продвинутую единую базу недвижимости, наиболее соответствующую международной системе мультилистинга (MLS). Нам в этом было легче: платформа разработана еще 40 лет назад усилиями материнской компании. Оставалось лишь адаптировать эту модель к особенностям российского рынка.

В сложившейся обстановке все крупные игроки риелторского бизнеса, использующие франчайзинг, заинтересованы в развитии этого направления. На слабом рынке только здоровая конкуренция позволит потенциальным партнерам риелторских сетей оценить преимущества работы в таком формате и преуспеть, используя эффект синергии.

Есть все основания полагать, что нынешний кризис станет мощным импульсом к новому этапу развития риелторских услуг. Консолидация — естественное явление в тяжелые времена. Тем более что договариваться о совместных действиях в таких условиях готовы не только небольшие агентства, но и крупные фирмы. Не секрет: сегодня мы ведем переговоры с компаниями «Бест» и «Дом.ру» о путях возможной кооперации в будущем. Мы обсуждаем прежде всего сотрудничество, формы которого могут быть самыми разными. Я уверен, что в ближайшее время все мы станем свидетелями мощных консолидационных процессов на рынке риелторских услуг. И многим эти процессы пойдут на пользу. Разумеется, крупным игрокам хотелось бы, чтобы альянсы складывались именно под их флагами. Однако настали такие времена, когда навязывать кому бы то ни было свои условия как минимум странно и неконструктивно. Настало время договариваться.

Мнение автора отражает его личную точку зрения и может не совпадать с позицией редакции

Начать дискуссию

За передачу банковской карты могут ввести уголовную ответственность

Росфинмониторинг планирует установить уголовную ответственность за нелегальную передачу банковских карт третьим лицам. Такая мера призвана снизить число незаконных банковских операций.

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 

В апреле 2024 года председатель Правительства Михаил Мишустин заявил, что нельзя запрещать российским компаниям вести бизнес за границей, при этом власти будут тщательно следить за выводом капитала. Такое заявление лишний раз подтверждает легальность ведения торговой и иной деятельности для получения прибыли на международном рынке. 

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 
УСН

👀 Что выгоднее бизнесу на УСН в 2025 году: НДС 5%, 20% или переход на ОСНО + мнение налогового эксперта

С 2025 года бизнес на УСН с доходами свыше 60 млн рублей будет платить НДС. Можно выбрать ставку как на ОСНО – 20% или вовсе перейти на ОСНО, а можно выбрать ставку 5% без права на вычет.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Интервью

ТоТ еще разговор. Андрей Матюха: Трюфель, юдзу, пондзу

Продолжаем беседу с предпринимателями в рамках проекта «ТоТ еще разговор». Сегодня в гостях Андрей Матюха – шеф-повар, автор и совладелец краснодарских ресторанов: The Печь, Угли-Угли и Племя, которые стабильно попадают в ресторанные рейтинги, а также гриль-бар Ребрышки и Бедрышки, который открылся совсем недавно.

2

15% сотрудников постоянно сталкиваются с задержкой зарплаты

Большинство работников хотят справедливого наказания для компаний, которые нарушают трудовые права. 21% опрошенных проголосовали за привлечение к уголовной ответственности.

Как ИП получить налоговый вычет 

Индивидуальный предприниматель может уменьшить налоговую базу, используя налоговые вычеты — стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные и профессиональные. Разбираемся, как их получить. 

Как ИП получить налоговый вычет 
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Какие документы нужны при приеме на работу граждан Абхазии

По общему правилу, чтобы принимать на работу иностранцев, компания должна получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Есть исключения, но не для граждан Абхазии.

Карьера бухгалтера

💫 Почему подписка «Клерк.Премиум» нужна каждому бухгалтеру

Повышайте квалификацию на онлайн-курсах, изучайте нюансы изменений в законодательстве на вебинарах и ежедневных разборах от экспертов «Клерка», задавайте свои вопросы на консультациях, оттачивайте свои навыки и учитесь применять новые правила еще до вступления их в силу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху

Индивидуальный подход к разработке сложных комплексных IT-продуктов — это костюм, сшитый на заказ, он идеально сидит и не «топорщится».

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху
Импорт

Будет решена проблема подтверждения соответствия модернизированного импортного оборудования

Общественный совет при Росаккредитации займется решением проблемы подтверждения соответствия импортного оборудования после его модернизации и ремонта.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты!» — налоговики руководствуются этим принципом почти буквально. Если среди ваших контрагентов обнаружится неблагонадежный, «технический» партнер, сделки с ним будут оспорены, а налоги пересчитаны в пользу бюджета. Рассказываем, как минимизировать риски.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

Как легально платить фрилансеру за рубежом

Сохранить сотрудничество с высококлассными специалистами, которые уехали за границу — важная задача для бизнеса. Но чтобы решить ее, нужно понять, как организовать взаимодействие и выплачивать вознаграждение за услуги. В статье рассмотрим доступные варианты.

Как легально платить фрилансеру за рубежом

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

Решение переходить на систему электронного документооборота оправдано для крупных предприятий. Еще СЭД необходима компаниям, которым приходится обрабатывать много документов. Но после внедрения могут возникнуть проблемы, если не учесть ряд аспектов на этапе выбора программы, а также если не подготовить к процессу своих сотрудников.

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

На малый бизнес сократят отчетную нагрузку

Представителей малого бизнеса и микропредприятия избавят от дублирования статистической отчетности. Ведомствам запретят требовать информацию, которая не входит в перечень правительства.

АУСН

📆 Бизнес на УСН и НПД сможет перейти на АУСН в середине года

Перейти на АУСН сейчас можно только с начала года, подав уведомление до 31 декабря. Эту норму изменят.

Налоговая заблокировала счета актера Павла Прилучного

Индивидуальный предприниматель Павел Прилучный не подал декларацию. Теперь его счета в трех банках заблокированы.

💼 ФНС предупредила о рисках при найме бывших самозанятых + предупреждение налогового эксперта

Компании могут принимать на работу по трудовому договору самозанятых, с которыми уже сотрудничали в рамках гражданско-правовых отношений.

МИР

Китай может сотрудничать с Россией по платежной системе «Мир»

В Китае действует механизм оптимизации платежных услуг, который позволяет привязать карту иностранного банка к системам платежа внутри страны. Так туристы могут без проблем оплачивать покупки по безналу.

ЭДО в кадровом учете

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Матричная структура позволяет компании быть более гибкой и быстрее реагировать на внешние изменения. Но работать с кадровыми документами в ней сложнее — так как сотрудник подчиняется нескольким руководителям, он не всегда знает, с кем что согласовывать. Расскажем, как упростить этот процесс с помощью системы КЭДО EasyDocs. 

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Интересные материалы

Скорость распределения бюджетных средств увеличилась в два раза

Электронный документооборот позволяет поставщикам получать оплату по госконтрактам за 2 рабочих дня, а время формирования платежного документа сократилось до 20 секунд.