Управление персоналом

Рынок труда финансово-экономических специалистов: реалии и перспективы

В том, что отголоски экономического кризиса слышны во всех профессиональных сферах деятельности, сомнений нет. Специалисты рынка труда советуют всегда держать руку на пульсе. Тот, кто не знает обстоятельств дня сегодняшнего, не сможет адекватно оценить возможности дня завтрашнего. Разобраться, так ли сильно сказался кризис на финансовой сфере, как, скажем, на строительном или банковском секторе, «УНП» помогли представители кадровых агентств города.

В том, что отголоски экономического кризиса слышны во всех профессиональных сферах деятельности, сомнений нет. Специалисты рынка труда советуют всегда держать руку на пульсе. Тот, кто не знает обстоятельств дня сегодняшнего, не сможет адекватно оценить возможности дня завтрашнего. Разобраться, так ли сильно сказался кризис на финансовой сфере, как, скажем, на строительном или банковском секторе, «УНП» помогли представители кадровых агентств города.

В поиске персонала и путей выхода из кризиса

Согласно исследованию, проведенному компанией AVANTA Personnel более чем в 80 компаниях различных сфер бизнеса в Москве и Петербурге, порядка 40 процентов респондентов уменьшили бюджет на управление персоналом по сравнению с 2008 годом. Отрадно, что 20 процентов участников опроса намерены увеличить свои расходы на персонал в 2009 году в среднем на 16 процентов. В настоящий момент больше половины организаций приостановили рекрутмент. При этом около 11 процентов таких компаний города на Неве планирует возобновить подбор персонала уже в апреле 2009-го.

Характеризуя обстановку, сформировавшуюся на рынке труда, специалисты AVANTA Personnel отмечают, что финансово-экономическая сфера не избежала влияния кризиса. Особенно сильно он сказался на секторе финансового и инвестиционного консалтинга. Например, руководство компаний, которые планировали в 2009 году выход на Initial Public Offering (IPO, первичное размещение акций компании в открытую продажу на фондовом рынке), а также масштабные сделки в виде слияния/поглощения, приостановило такие проекты. Как следствие, стали менее востребованы специалисты в данных областях.

Несколько иная ситуация складывается в сфере аудиторских услуг. Несмотря на стремление к сокращению затрат, организации предпочитают не отказываться от услуг внешних аудиторов. Кроме того, велико число компаний, для которых процедура аудита является обязательной. Таким образом, обеспечивается более или менее постоянный спрос на специалистов в этой области. Именно поэтому можно говорить, что в данной сфере не ожидается массовых сокращений, однако и большого набора персонала в ближайшее время не предвидится. Если же рассматривать позиции уровня миддл-менеджмента (бухгалтер, экономист, финансовый менеджер), то, безусловно, количество предложений от работодателей сократилось по сравнению с началом 2008 года.

Если же сравнивать последний квартал 2008 года с первым кварталом 2009-го, прослеживается тенденция роста числа вакансий, в том числе в финансовом секторе. В конце прошлого года рынок труда «встал», компании прекратили набирать персонал, начались активные сокращения. Бизнес находился в состоянии шока, мало кто понимал, что делать и каковы дальнейшие перспективы. Подводя итоги начала 2009 года, можно говорить о том, что руководство многих организаций видит пути выхода из сложившейся ситуации.

Эти выводы в целом подтверждает и директор отделения финансовых ресурсов международного агентства по подбору персонала Kelly Services Ольга Нилова. По ее словам, количество финансовых вакансий по сравнению с летом 2008 года заметно сократилось. При этом на рынке воцарилось некоторое спокойствие, многие компании определились со своими планами на 2009 год. Около 20 процентов работодателей намерены подбирать персонал в объеме 2008 года, некоторые имеют планы по расширению. В отличие от специалистов банковской сферы, спрос на которых уменьшился в разы, занять вакантную позицию в бухгалтерии либо в финансовом отделе вполне реально. По-прежнему востребованы бухгалтеры со знанием английского языка, «топовый» уровень финансистов и в меньшей степени – экономисты и финансовые аналитики.

Финансы поют романсы, но без бонусов не обойтись

Возвращаясь к исследованию AVANTA Personnel, отметим, что с октября 2008-го по март 2009-го 17 процентов компаний Санкт-Петербурга уменьшили оклады работающим сотрудникам. В трети случаев снижение произошло за счет сокращения рабочего времени. В результате заработки петербуржцев в среднем снизились на 29 процентов. Порядка 12 процентов компаний города примерно на 14 процентов уменьшили оклады, предлагаемые кандидатам при приеме на работу. Около 25 процентов фирм отменили или приостановили выплату бонусов, еще примерно 8 процентов существенно уменьшили их размеры. Часть компаний изменила политику выплаты поощрений лишь некоторым категориям сотрудников: как правило, бонусы «срезали» офис-менеджерам и представителям бухгалтерии, но сохранили коммерческим подразделениям. Что касается предоставления компенсаций, оплаты обучения и пр., то за последние полгода происходили два взаимосвязанных процесса: сокращение расходов и отмена определенных льгот. Отменой части льгот и программ воспользовались чуть менее 40 процентов участников исследования, а сокращение расходов произошло в 30 процентах компаний. При этом почти половина работодателей ничего не поменяла в компенсационном пакете, условиях работы, системе обучения и развития сотрудников.

«Компании уже не так настроены “перекупать” специалистов. Уровень зарплат, предлагаемый работодателем, снизился на 20-30 процентов по сравнению с летом 2008-го. Соискатели, в свою очередь, готовы идти на значительные уступки. В большей степени для кандидатов сейчас имеет значение стабильность фирмы и ее репутация на рынке. Осталось мало компаний, где соцпакет действует без изменений. Сокращаются расходы на мобильную связь, некоторые работодатели отменяют программы ДМС и питание, уменьшают количество льготных дней», – обобщает положение специалистов финансово-экономической сферы на рынке труда по сравнению с докризисным периодом Ольга Нилова.

Сокращения продолжаются

За последнее полугодие порядка 50 процентов участвовавших в исследовании компаний Петербурга признались, что прибегали к увольнениям. Наиболее активно сокращаемые группы – производственный и административный персонал, финансисты, сотрудники отделов закупок и логистики, продаж и маркетинга, розничные продавцы. По мнению представителей AVANTA Personnel, сейчас сложно предположить, как будет вести себя рынок труда даже в ближайшей перспективе. «Как правило, в начале января большинство клиентов присылают нам уже утвержденные планы подбора персонала на квартал или даже на целый год вперед. Однако в нынешних условиях довольно трудно спрогнозировать количество и объемы сделок, особенно в сфере финансовых услуг, и многие компании не спешат принимать на работу новых сотрудников. Поэтому, по крайней мере, в течение полугода мы не ждем появления большого количества новых вакансий в сфере корпоративных финансов, аудита и консалтинга. Очевидно, что потребуется еще некоторое время для того, чтобы ситуация стабилизировалась и перспективы стали более ясными», – поясняют в AVANTA Personnel.

Активно действовать или переждать бурю?

Стоит ли сотруднику бухгалтерии, оказавшемуся в сложных финансовых условиях (уменьшили зарплату, сократили количество рабочих часов, лишили премии, бонусов и пр.), увольняться и искать новую работу? Или же переждать тяжелые времена в своей компании, дождаться улучшения ситуации? Специалисты кадровых агентств советуют: в условиях кризиса не стоит бросаться писать заявление и уходить, это вряд ли будет лучшим выходом из ситуации. Прежде всего важно оценить, насколько ваш опыт работы и квалификация востребованы, есть ли интересные предложения. И лишь затем, сделав выводы, действовать. Если вакансий мало или совсем нет, то разумнее все-таки остаться в компании, пассивно просматривая предложения по работе и отсылая резюме на интересующие позиции.

Начать дискуссию

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть
Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Импортозамещение стало ключевым направлением экономической политики России из-за глобальных изменений на мировой арене. Компании стремятся найти надежные и функциональные аналоги иностранным системам управления бизнес-процессами. Одна из таких систем — 1C:ERP, которая предлагает равноценную альтернативу широко известному SAP. 

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Стандартные налоговые вычеты на детей вырастут в два раза

На второго ребенка родители смогут получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 2,8 тысяч рублей, а на третьего и последующего — 6 тысяч.

Криптовалюта

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

Сегодня многие ищут способы купить криптовалюту* в Екатеринбурге, и сделать это можно с помощью крипто-бирж, P2P-сервисов и крипто-обменников. Для тех, у кого в приоритете — анонимность, предпочтительным является последний вариант. Так, криптовалютные обменники не требуют от клиентов никакой другой информации, кроме номеров крипто-кошельков и ников Telegram (для обратной связи с оператором)!

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

За бесплатную раздачу продуктов питания могут отменить НДС и налог на прибыль

Депутаты собираются освободить компании от НДС и налога на прибыль за товары, которые отправили на благотворительность.

УСН

Работать на УСН по-простому больше не получится: будут счета-фактуры, книга продаж, декларация НДС

ИП на УСН с доходом в 2024 году более 60 млн рублей автоматически становится плательщиком НДС с первых дней 2025 года. И даже если выбрать ставку 5% без права на вычет, придется оформлять счета-фактуры, формировать книгу продаж и сдавать декларацию по НДС.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Мы разработали программного робота RPA, и… робот превзошел все ожидания нашего заказчика (одна из крупнейших транспортных компаний страны).

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Интересные материалы

Пользователи не могут войти в приложение «Т-Инвестиции»

Клиенты брокера пожаловались на сбой в работе мобильного приложения «Т-Инвестиции».