Управление персоналом

Найти и обезвредить

В сложившейся экономической ситуации одним руководителям приходится оптимизировать численность персонала, другим — сокращать фонд оплаты труда. Однако далеко не все работодатели предпринимают меры по защите бизнеса от недобросовестных сотрудников, использующих букву закона в корыстных целях.

В сложившейся экономической ситуации одним руководителям приходится оптимизировать численность персонала, другим — сокращать фонд оплаты труда. Однако далеко не все работодатели предпринимают меры по защите бизнеса от недобросовестных сотрудников, использующих букву закона в корыстных целях.

Желающих получить работу теперь больше, чем свободных рабочих мест. А значит, работодатель может выбирать. Вот только делать этот выбор следует очень осторожно. В условиях кризиса мошенники находят все новые способы получить деньги от компаний, не уделяющих должного внимания соблюдению как буквы, так и духа законодательства. К тому же недавно стало известно о случаях применения схем вымогательства, построенных на использовании рычагов закона против работодателей. Как известно, новый сотрудник может доказать факт своей трудовой деятельности даже в том случае, если не оформлен официально, не имеет на руках договора и трудовой книжки. Представив доказательства того, что он проводил работу в интересах компании, такой хитрец может потребовать оплату, в разы превышающую сумму, о которой вы с ним договаривались на собеседовании.

Для реализации подобной схемы требуется знание тонкостей трудового законодательства, так что самостоятельно использовать ее может, скорее всего, человек с юридическим, бухгалтерским или психологическим («кадровым») образованием — или же просто подкованный в этих вопросах специалист. Вот почему мошенники обычно работают группой, тщательно готовят план действий и обучают потенциального «соискателя». Заметим, «засланный казачок» может претендовать на любую должность в компании — от бухгалтера до менеджера по работе с клиентами. Рассмотрим схему мошенничества более подробно, попутно обсудив ключевые моменты, требующие особого внимания со стороны работодателя и его кадровой службы.

В процессе приема соискателя на работу новый сотрудник просит под тем или иным благовидным предлогом повременить с записью в трудовой книжке, не торопится с заключением трудового договора и не подписывает никаких официальных документов. Зато с первого же дня новобранец тщательно фиксирует свое присутствие на работе всеми доступными средствами. Подписывает бумаги, ярко (а порой и неадекватно) общается с клиентами, чтобы его лучше запомнили. Много звонит с рабочего телефона на мобильные аппараты друзей и знакомых, которых настоятельно просит записать свой «новый офисный номер». Не менее активно главное действующее лицо схемы пользуется корпоративной электронной почтой, а вдобавок ко всему фотографируется «на память» с новыми коллегами, записывая беседы с ними и с руководством на диктофон. Смысл всех этих действий один: «агент» стремительно набирает обширную базу для подтверждения того факта, что он действительно работал в компании — даже если отношения с ним не были оформлены по всем правилам. За неполный месяц работы такой «сотрудник» может собрать огромную коллекцию фактов, подтверждающих его трудовую деятельность на благо компании. А когда приходит время получать зарплату, он заявляет работодателю, что на самом деле ему причитается сумма в несколько раз больше оговоренной.

Естественная реакция работодателя очевидна: жестко отказать и уволить нахала. Однако в ответ подготовленный мошенник сообщает, что его труд был использован незаконно — без оформления трудовой книжки — и что работодатель собирается присвоить его «оклад денежного содержания». Следом при помощи собранной коллекции «доказательств» шантажист начинает угрожать жалобой в трудовую инспекцию, судом и прочими карами.

На первый взгляд кажется, что закон на стороне работодателя: если не оформлены документы, значит, человек и не работал в компании, поэтому его требования безосновательны. Однако в трудовом законодательстве есть оговорка: если сотрудник может подтвердить факт своей работы, то ответственность за отсутствие заключенного по всей форме трудового договора возлагается на работодателя. А поскольку мошенник хорошо подготовился к своей роли, таких доказательств у него оказывается предостаточно. Повернуть ситуацию в свою пользу ему нетрудно: мало того, что работа сделана, а оплаты нет, так еще и работодатель уволил сотрудника по своему желанию, а значит, должен выплатить выходное пособие! В результате мошенник требует кругленькую сумму и снова грозит судебным разбирательством.

Действуя по такой схеме, мошенники шантажировали недавно одну из столичных компаний. Устраиваясь на работу, соискатель попросил не делать запись в трудовой книжке на испытательный срок. Дескать, и компании, и ему нужно «присмотреться» друг к другу. А если вдруг придется расставаться, ему не хотелось бы рисковать своей профессиональной репутацией. Конечно, уверял он, через месяц–два он готов оформиться в штат, как и положено. Работодатель согласился с этой позицией. И правда, аргументация выглядела вполне разумной, да и ожидать подвоха, казалось, было неоткуда. В течение первого месяца «сотрудник» активно работал, хотя и вел себя несколько странно. Работодатель же оправдывал новое кадровое приобретение: в конце концов, все люди разные. Может быть, у человека просто такой характер. Зато какова активность!

Но в день начисления зарплаты разыгрался спектакль. Сотрудник озвучил «справедливую» сумму, работодатель удивился и предложил расстаться по-хорошему, но шантажист отказался, предприняв заранее спланированные меры: отказавшись покидать офис, он принялся звонить клиентам, вынуждая работодателя дать команду охране физически удалить мошенника из помещения. Но у дверей уже стоял наряд милиции, заблаговременно вызванный аферистом. В результате служители правопорядка стали свидетелями изгнания «сотрудника» из офиса вопреки его желанию.

История эта, кстати, еще не закончилась — судебное разбирательство продолжается. Мне же хотелось бы пожелать всем читателям «Бизнес-журнала», чтобы с ними таких историй не происходило вовсе.

Защищайтесь!

Проверка документов

Соискатель утверждает, что «пока числится» в другой компании? Нет проблем! Только попросите его принести копию трудовой книжки, заверенную печатью организации. Дата в документе должна совпадать с днем, когда кандидат приступил к работе у вас. Возможно, после такой просьбы вы больше не увидите этого человека.

В любом случае, сохранив этот документ у себя, вы всегда сможете доказать, что работник состоял в трудовых отношениях с другим юрлицом. Более того, можно будет связаться с предыдущим работодателем. Не исключено, что и на прошлом месте работы новобранец использовал мошенническую схему. А это уже серьезное доказательство на случай суда.
Отсрочка

Согласно ст. 61 ТК РФ, трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, либо со дня фактического допущения работника к работе. Значит, ничто не мешает принять кандидата на испытательный срок, включив в договор несколько пунктов, определяющих порядок знакомства новичка с предприятием и своими будущими служебными обязанностями. При этом доступ к фактической работе кандидат получит лишь после успешного окончания испытательного срока.

Полезно подкрепить эти положения письменным заявлением будущего работника, в котором тот подтвердит, что до вступления договора в силу желает лишь ознакомиться с работой компании путем личного присутствия в офисе. В любом случае кандидат должен написать заявление о приеме на работу!

Благодаря этому работник не сможет доказать, что приступил к работе ранее оговоренного срока. Ученический договор Юридическое лицо имеет право заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профобучение (ст. 198–208 ТК РФ). Сегодня ученический договор признан отдельным видом договорных отношений работодателя и ученика. Согласно такому договору работодатель обязуется обучать гражданина определенным навыкам и выплачивать ему стипендию. Как разъяснил Минфин, выплаты по ученическому договору не являются объектом обложения ЕСН, с них не начисляются и взносы в ОПС. Разве что во время обучения стипендия не уменьшает налогооблагаемую базу на прибыль.

Если правильно учесть все описанные детали, на время проверки благонадежности сотрудника можно составить ученический договор. При этом размер стипендии специалиста может быть значительно ниже заработной платы. Если в дальнейшем работник будет принят на работу, расходы на стипендию могут уменьшить базу по налогу на прибыль как расходы, связанные с производством и реализацией. Главное, чтобы расходы были экономически выгодны и документально подтверждены. Если же ученик не приобрел необходимых навыков, то работодатель не обязан принимать его на работу.

Иные варианты

Еще один вариант — заключение срочного трудового договора для субъектов малого бизнеса. Ст. 58 ТК РФ запрещает заключать срочные трудовые договоры при отсутствии достаточных к тому оснований, а также в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для работников. Одновременно с этим следующая, 59-я статья уточняет обстоятельства, при которых срочные трудовые договоры разрешены. В том числе — с лицами, поступающими на работу к работодателям — субъектам малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), численность работников которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания — 20 человек).

Договор подряда (ст. 702 ГК РФ) с точки зрения экономии на налогах неэффективен, зато его можно расторгнуть без учета гарантий работнику, предусмотренных Трудовым кодексом.

Идеальных методов борьбы с кадровым мошенничеством нет, а суды все чаще встают на сторону работников, считая их «менее защищенными» перед мощью Компании. Да и каждый из предложенных вариантов имеет свои оговорки и небезупречен. Однако хуже всего — пассивная позиция жертвы, ничего не предпринявшей для сохранности своего бизнеса. Мой главный совет: действуйте превентивно и создайте броню для своего бизнеса из тех мер, которые мы рекомендовали выше. Ваша уверенная позиция отпугнет тех, кто хочет получить десять окладов за один месяц бездарной работы!

Начать дискуссию