23 апреля 2009 года на Клерк.Ру прошла интернет-конференция «Потеря работы в период кризиса. Что делать?». На вопросы пользователей в режиме он-лайн ответили Сергей Штогрин, заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам, и Тамара Шокарева, президент Ассоциации прямых продаж.
Посетитель PROFI-wik: Государственное лицензирование – отдельных видов работ и услуг - «ОДОБРЯМ». Работа есть только для профи … (есть - качество, здоровая конкуренция) - все довольны. Муниципальные службы могут работать без лицензии, это приводит к невозможности оформления прав собственности на земельные участки без подношений, незаконной скупки недвижимости, рейдерства, а также мошенничества…Следствие - сокращение рабочих мест в малом бизнесе.
Сергей Штогрин: К сожалению, разного рода злоупотребления властью мы все наблюдаем не только на муниципальном, но и на региональном и даже на федеральном уровне. Вы правы, что это серьезная проблема для малого бизнеса и не только для него.
Я бы поддержал Вашу идею отсева недобросовестных чиновников, но только не в форме лицензирования, а с помощью открытых конкурсов при поступлении на должность и регулярных отчетов о персональной деятельности каждого чиновника с возможностью его увольнения в случае малейших злоупотреблений должностными полномочиями.
Анонимный посетитель: Существует ли государственная поддержка и какого рода для людей потерявших работу? Есть ли различия в пособиях и поддержке для сокращённых сотрудников и уволившихся по собственному желанию?
Сергей Штогрин: Государственная поддержка для людей, потерявших работу (пособие по безработице, профподготовка и переподготовка, повышение квалификации и др.) предусмотрена Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Различия в пособиях для сокращённых сотрудников и уволившихся по собственному желанию существуют (в последнем случае, пособия меньше). Сейчас на эти цели в федеральном бюджете выделено 43 млрд. рублей. Постарайтесь попасть на общественные работы, тогда Вы можете получить 10-12 тыс. руб.всех пособий и доплат. Это поможет Вам продержаться несколько месяцев.
Анонимный посетитель: Господа эксперты, общеизвестен факт, что в краткосрочной перспективе имеет место обратная взаимосвязь безработицы и инфляции (кривая Филлипса). Чем сдерживать инфляцию всеми мыслимыми средствами, не проще ли отпустить безработицу? И подождать, когда рынок выровняет сам себя. Возможно ли, что низкий уровень доходов безработного (максимальное пособие всего лишь 4900) будет стимулировать его предпринимательскую активность? А работающие граждане не будут с жалостью наблюдать, как их доходы "съедает" инфляция.
Сергей Штогрин: Действительно, кривая Филлипса – одно из базовых положений рыночной экономической теории. Иллюстрирует краткосрочную корреляцию между безработицей и инфляцией (первоначально – заработной платой) в разные фазы экономического цикла.
Так, в период экономического «бума» безработица стремится к минимальному уровню, а инфляция растет и наоборот: когда экономика вступает в фазу спада, безработица резко увеличивается, а инфляция падает. Однако, все это – из области академической науки, и своим основным назначением имеет объяснение некоторых ключевых явлений и взаимозависимостей в рыночной экономике.
Никаких существенных практических рекомендаций для прикладной деятельности кривая Филлипса дать не может. Более того, далеко не всегда в реальной жизни эта закономерность имеет место. Так, в периоды стагфляции (в последние десятилетия в мировой экономике это – довольно частое явление) высокая инфляция сочетается с высоким уровнем безработицы.
Кстати говоря, по всем признакам мы (российская экономика) скатываемся именно к этому безрадостному состоянию. Если же перейти от теории к практике, то решение "отпустить безработицу" для огромного числа обычных граждан может обернуться вопросом их физического выживания.
Анонимный посетитель: Почему государство раздает деньги миллиардерам, зарубежным братьям по разуму, монополистам и прочим автовазам, но только не своим гражданам, которые уже сейчас потеряли работу? ведь граждане, получившие на руки наличку, скажем, по миллиону рублей, действительно принесут пользу этому государству на эти деньги, в отличие от вышеперечисленных ртов.
Почему надо искать работу там, где ее нет, если можно попросту жить на деньги от стабфонда, скажем?
Сергей Штогрин: У вопроса две составляющие. Первая – эффективность антикризисных государственных мер. Вторая – предложение раздать деньги народу. Отвечу в порядке поступления.
Если кратко, то я - тоже далеко не в восторге от антикризисных мер. Реальный сектор экономики задыхается без денег, а власти удивляются сокращению налоговых поступлений! Ну да, корову перестали кормить, а она вдруг перестала давать молоко! Тут самое время Прокуратуру подключить… А венец усилий в части адресной поддержки – АвтоВАЗ? Уму не постижимо: кредитов, госгарантий, госзаказов – более чем на 5 млрд. долл.! А на выходе по-прежнему все то же, и еще увеличение цен на машины. Да за эти деньги лет пять назад какой-нибудь Дженерал Моторз не то что завод полного цикла построил бы – он все производство из США к нам перебросил!
Ну а если серьезно – действия Правительства, на мой взгляд, крайне неэффективны и плоды этой политики мы будем пожинать уже осенью, когда подойдут к концу деньги резервного фонда и встанет проблема поиска нового источника финансирования дефицита бюджета, начнут останавливаться крупные предприятия, безработица превратится в одну из главных проблем экономики.
Что касается подхода «взять и поделить» - жизнь показывает неэффективность такого подхода. Даже Робинзон Крузо, найдя в кармане несколько пшеничных зерен, много лет отказывал себе в хлебных лепешках, пока не счел урожай достаточным. Цель государственной политики сегодня должна заключаться в том, чтобы поднять экономику, обеспечить рост производства и занятости, а не «проесть» последнее. Это, конечно, не исключает специальных форм поддержки гражданам, теряющим работу, утрачивающим возможность обслуживать долги перед банками и т.п.
Анонимный посетитель: Сколько в условиях кризиса получают депутаты (в среднем)? сколько у каждого депутата помощников (в среднем) и сколько получают помощники (в среднем), если не секрет, разумеется.
Сергей Штогрин: На сегодня зарплата депутата со всеми выплатами составляет около 130 000 руб/мес. А зарплата помощников депутата - 12 - 23 тыс.руб/мес. по усмотрению депутата.
Это, конечно, довольно большие деньги. Однако и задачи, которые возложены на законодательную власть, не являются простыми – поэтому не случайно, что по содержанию депутат приравнивается к федеральному министру (другое дело, что в нынешнем «табеле о рангах» законодатель превратился в простого оформителя решений Правительства и Президента).
Поэтому, есть два пути. Первый: снизить зарплату законодателю раз в пять и отстать от него. Второй – добиваться, чтобы законодательная власть работала так, чтобы у избирателей не возникало ощущение, что депутаты не отрабатывают свою зарплату. Мне кажется, что второй путь – эффективнее.
Анонимный посетитель: Как бороться с работодателем, который увольняет (вроде как "сокращает") без выплаты компенсации, заставляя писать "по собственному желанию", угрожая в случае отказа сделать условия работы невыносимыми (мол, все равно сама уйдешь).
Сергей Штогрин: К сожалению, в такой ситуации нет легких путей и простых рецептов. В случае, если работодатель осуществит свою угрозу, Вам необходимо для себя решить: готовы ли вы к длительной и нелегкой борьбе (включая судебное рассмотрение) ради получения выходного пособия или нет? Ситуация, безусловно, вызывает сочувствие, и если Вы настроены решительно, у Вас есть возможность обратиться в Государственную инспекцию труда Вашего региона или в суд. Кроме того, угрозы со стороны работодателя могут быть предметом обращения в прокуратуру. Однако Вам потребуется предоставить доказательства того, что такие угрозы действительно были.
Посетитель Надежда 03: 1. Можно ли повернуть военную реформу вспять??? Мы живем на Дальнем востоке, но такое ощущение, что в России есть только Москва с ее проблемами и заботами. У нас в г.Уссурийске (Приморский край), да и по Приморью сократили огромное количество военных куда они должны пойти работать??? В основном все военные без жилья. Приграничные села... вообще молчу... Раньше стоял гарнизон, были магазины... сейчас предстоит закрытие части магазинов, т.к. основные покупатели в селе - военные. Покупательская способность низкая, поэтому посевные площади сокращают (т.о. на овощах много не заработаешь). Есть работа охранника - з/пл в среднем 10 тыс. рублей, если учесть, что мужчина живет с семьей и они снимают квартиру (цены на кв. 1 комн - минимум 7000, 2-х комн - 10000). И как? Есть еще один вариант - торговый представитель (на пиво, водку и сигареты), но мест рабочих очень мало, а народу безработного слишком много.
2. Где можно работать и зарабатывать нормально живя в г.Уссурийске?
Сергей Штогрин: Я сам – из Хабаровска, поэтому Ваша проблема мне хорошо знакома. К сожалению, этот вопрос я могу только переадресовать Президенту: и цели военной реформы, и проблемы трудоустройства уволенных в запас, и жилищный вопрос – все это остается сегодня без ответа, в то время как для огромного количества людей эта абстрактное слово «реформа» превращается в конкретные человеческие трагедии, считаю нельзя начинать реформы, не решив вопросы социальной защиты людей.
Анонимный посетитель: Что делать человеку потерявшему работу и обремененному крупными кредитами (ипотека, автомобиль)? Ходили слухи о возможности замораживания долга. Что это такое и насколько реально?
Сергей Штогрин: Очевидно, что меры принимать надо. Известно, что ряд крупных банков (Сбербанк, ВТБ-24 и др.) уже сейчас осуществляют такие программы (отсрочка, реструктурирование платежей) – на основе рассмотрения заявок граждан, получивших в свое время потребительские или ипотечные кредиты. Думаю, что государство могло бы активно стимулировать этот, в целом, оздоравливающий процесс. Однако, не стоит возлагать слишком больших надежд на то, что государство решит все проблемы с кредитами. Как это не тяжело, но от чего-то из приобретенного в кредит придется отказаться. И, разумеется, искать работу.
Посетитель Mikaa: Стоит ли сегодня, в условиях кризиса, искать работу через интернет? Раньше это был вполне эффективный способ. Намерено ли государство привлекать интернет для обеспечения занятости населения? Будут ли проекты, подобные www.trudvsem.ru?
Сергей Штогрин: Сегодня, в условиях кризиса, найти удовлетворяющую всем параметрам работу стало намного сложнее – поэтому здесь, на мой взгляд, «все средства хороши». Объявления, знакомые, интернет… Необходимо задействовать все. А что окажется более эффективным – покажет результат.
Что касается использования интернета в государственных программах занятости, я, к сожалению, пока этого не слышал.
Анонимный посетитель: Работодатель раздал уведомление о предстоящем сокращении. Сотрудники ищут новую работу. Работодатель грозится отменить приказ о сокращении, чтобы не выплачивать компенсации. И создать условия, от которых сотрудники вынуждены будут сами уйти. Можно ли защитить себя в этой ситуации?
Сергей Штогрин: Как я уже говорил в ответе на подобный вопрос, если Вы настроены решительно, у Вас есть возможность обратиться в Государственную инспекцию труда Вашего региона (трудинспекции сегодня наделены очень широкими полномочиями в части защиты прав наемных работников) или в суд. Кроме того, угрозы со стороны работодателя могут быть предметом обращения в прокуратуру. Однако Вам потребуется предоставить доказательства того, что такие угрозы действительно были.
Посетитель zamilaa2006: Обидно то, что кризисом прикрываются очень многие организации и государство с этим не борется. Имея на счету поступления и занимаясь реализацией, увольняют не согласных на снижение зпл, других заставляют писать заявления на отпуск, хотя работают также как и раньше, платят копейки в конвертах и уходят от налогов. Кризис, я считаю, это придумано для того, чтобы в стране был хаос и беспредел чиновников. Бешенным темпом растет недовольство общества.....так и не далек тот день, когда это примет необратимый процесс. Вот мой прогноз...
Сергей Штогрин: Вы абсолютно правы: сегодня, в условиях кризиса, проблема уклонения от уплаты налогов недобросовестными налогоплательщиками приобретает особую остроту. И, насколько я знаю, налоговые и правоохранительные органы уже получили соответствующие указания по усилению борьбы с подобного рода «уклонистами». Другое дело, что проверки не могут быть организованы одновременно во всех организациях.
Что касается возможных противоправных действий Вашего работодателя, направленных на увольнение сотрудников «по собственному желанию», то здесь, как я уже говорил выше, следует обратиться в Государственную инспекцию труда Вашего региона или в суд. Кроме того, угрозы со стороны работодателя могут быть предметом обращения в прокуратуру.
Анонимный посетитель: Скажите, а что ваша Ассоциация может предложить уволенным в кризис? Торговать? Но не могут же люди с хорошим образованием и опытом работы идти в продавцы и бегать с сумками по организациям, впаривая сомнительную продукцию?!!!
Тамара Шокарева: Прежде чем отвечать по существу вопроса, позволю себе несколько комментариев. К сожалению, у достаточно большого числа наших сограждан остался своего рода атавизм сознания – отношение к торговой деятельности как к чему-то не очень почетному, как к деятельности второго сорта.
Нам надо понять, что продавать не менее почетно, чем покупать. Умение продавать – это важная составляющая успеха в современном бизнесе для любого специалиста, любого менеджера, независимо от того, имеет данный специалист прямое отношение к продажам или нет. Даже поиск работы – это тоже своего рода продажа, когда вы презентуете себя, и ваша задача состоит в том, чтобы убедить потенциального работодателя, что у вас есть масса достоинств, что именно вы ему нужны для развития бизнеса.
Поэтому очень часто находит себе работу не тот, кто самый умный и талантливый, а тот, кто в большей степени владеет навыками продаж. И можно по этому поводу сокрушаться, удивляться, возмущаться и т.п., а можно не сидеть сложа руки и попытаться развить в себе эти качества.
Замечу также, что широко известный и успешный бизнесмен Роберт Кийосаки, написавший несколько книг об успехе в бизнесе, очень высоко оценивал сетевой маркетинг, который позволяет развить в себе навыки, необходимые для такого успеха.
Если обратиться к статистике, то мы увидим, что среди дистрибьюторов компаний-членов АПП 53% - это люди с высшим образованием, в том числе 2% - это те, кто имеет степень кандидата или доктора наук или МВА. Среди тех, кто занят этим бизнесом, есть много бывших бухгалтеров, адвокатов, учителей, врачей. Есть даже бывшие работники налоговых органов, оставивших свою службу для того, чтобы заняться своим бизнесом.
На самом деле прямые продажи – это один из видов малого бизнеса, пожалуй, самый демократичный, который не требует от человека больших финансовых затрат. Главное, что должен инвестировать в этот бизнес тот, кто им занимается, это время и усилия. Хочу обратить внимание на то, что все компании-члены АПП стараются облегчить новым дистрибьюторам начало бизнеса. Так, стоимость демонстрационного набора, который необходим в ряде компаний для начала бизнеса, устанавливается на минимальном уровне и не превышает 2000 руб. В ряде же компаний для начала бизнеса вообще не нужно делать никаких вложений (например, в компаниях Эйвон, Форверк и др.). Каждая из компаний при этом организует различного рода обучающие мероприятия, предлагает специальные материалы и справочные издания для тех, кто только начинает свой бизнес. Некоторые компании пошли еще дальше. Например, компания АМС на время обучения менеджеров выплачивает им стипендию, а компания Форверк обеспечивает информационную поддержку при регистрации в налоговых органах.
И в заключение позволю себе прокомментировать тезис автора данного вопроса по поводу «сомнительной продукции». Данное заявление никоим образом нельзя принять на счет компаний-членов АПП.
Продукция компаний-членов АПП является высококачественной и высокотехнологичной, которая по качеству ничем не уступает, а в ряде случаев превосходит продукцию, реализуемую в стационарной розничной сети. Вся продукция компаний-членов АПП должным образом сертифицирована и зарегистрирована в соответствии с требованиями российского законодательства, а ее качество подтверждается следующими фактами:
• Все компании-члены АПП представлены на рынке собственными брэндами. Как известно, брэнд по своей природе не может быть связан с некачественной продукцией, так как невозможно в этом случае поддерживать лояльность потребителей столь долгое время. Брэнды компаний-членов АПП известны во многих странах мира. Так, например, продукция компании Эйвон реализуется в 133 странах мира, компании Амвэй - в 80, Гербалайф - в 65, Орифлэйм - в 55, а Мэри Кэй - в 35 странах мира.
• История большинства брэндов компаний-членов АПП насчитывает десятилетия, а у некоторых компаний перевалила столетний рубеж (Эйвон, Форверк).
• Постоянный рост продаж компаний-членов АПП, увеличение их доли на рынке – это также подтверждение того, что российские потребители оценили качество предлагаемой компаниями-членами АПП продукции. Так, в 2007 году на долю косметических компаний-членов АПП, реализующих свою продукцию данным методом (это Эйвон, Мэри Кэй, Орифлэйм, Фаберлик, Ню Скин, Инфинум, Си Эль парфюм, Амвэй, Аквасорс, Гербалайф), приходится более 30% всего парфюмерно-косметического рынка.
• Компания Форверк, реализующая на российском рынке пылесосы Кобольд, была создана в 1883 году. Качество пылесосов компании оценили достаточно разборчивые и требовательные потребители Германии и Италии. Компания Форверк является одним из лидеров по продажам пылесосов в этих странах. Официальный немецкий орган по испытанию и контролю продукции (TÜV-Prüfzeichen) присвоил ряду моделей пылесосов Форверк знак «Пригоден для лиц, страдающих аллергией». Журнал "Stiftung Warentest", который издается в Германии для потребителей и посвящен результатам испытаний различных потребительских товаров, протестировал модель Кобольд 135 с электрической щеткой EB 351. По результатам тестирования данная модель была отнесена журналом к категории товаров “sehr gut”= «очень хороших».
• Компания Tupperware реализует на российском рынке высококачественную пластиковую посуду. Tupperware предоставляет гарантию на свою продукцию сроком 30 лет.
• Компания АМС (новый член Ассоциации Прямых Продаж, только недавно вышедшая на российский рынок) предоставляет 30-ти летнюю гарантию на реализуемые компанией многофункциональные системы правильного приготовления пищи. Компания имеет 10 миллионов довольных потребителей во многих странах мира и тесно сотрудничает с научно-исследовательским институтом в г. Роткройц, Швейцария. Технологии, используемые при производстве системы, защищены многими международными патентами.
• Большинство компаний-членов АПП уделяют большое внимание дизайну продукции. Многие из них стали обладателями престижных международных наград в данной области, таких как, например, RedDot (Tupperware, Форверк и др.).
Анонимный посетитель: Что делать выпускнику вуза? Моя дочь, закончив университет с красным дипломом, владея ПК в совершенстве, не может найти работу.
Тамара Шокарева: К сожалению, ситуация на рынке труда сейчас неблагоприятна для целого ряда групп населения: женщин пожилого возраста, женщин с детьми и выпускников ВУЗов. Действительно, в условиях кризиса предприятию выгоднее взять в штат того, кто уже имеет опыт работы, а не выпускника ВУЗа, которого еще надо обучать и вводить в курс дела.
Что здесь можно посоветовать? Самое главное не сидеть, сложа руки. Надо разослать резюме в разные кадровые агентства. Некоторые из них (например, Анкор, Kelly Services) предлагают предприятиям такую услугу как аутсорсинг, когда человека берут на работу на несколько недель или месяцев (причем трудовая книжка его остается в кадровом агентстве). Такие услуги бывают востребованы для замены тех, кто уходит, например, в учебный отпуск или в связи с отсутствием сотрудника по болезни. Здесь также может иметь значение и фактор сезонности.
В качестве другого варианта я бы посоветовала Вашей дочери попробовать себя в прямых продажах, поскольку тогда у нее появится возможность и набраться опыта, и получить обучение, и даже, если появится желание, построить карьеру. Как показало исследование, проведенное в 2008 году среди дистрибьюторов компаний-членов АПП, 14,5% дистрибьюторов до начала работы в сфере прямых продаж не имели постоянного места работы, а 5,6% никогда ранее не работали.
Деятельность в индустрии прямых продаж позволит приобрести не только опыт работы, но и получить навыки эффективной презентации. Данные навыки могут очень пригодиться при поиске работы по специальности, полученной в ВУЗе, когда, в первую очередь, необходимо продемонстрировать потенциальному работодателю свои наиболее сильные стороны.
По результатам исследования 2008 года большинство дистрибьюторов компаний-членов АПП отметило, что их личные деловые качества получили развитие вследствие их участия в прямых продажах. Так 85% заявил о том, что они стали лучше работать с людьми, 84% о том, что их навыки продавцов развились вследствие накопленного опыта прямых продаж; 81% опрошенных заявил, что стал более комфортно себя чувствовать перед публикой, а 71% почувствовал улучшение результатов в других видах деятельности.
Кроме того, в индустрии прямых продаж Ваша дочь может попробовать себя в роли предпринимателя, строящего свой бизнес. А это и дополнительные навыки, и строчка в резюме. К тому же индивидуальным предпринимателям, официально зарегистрированным в этом качестве и уплачивающим взносы в Пенсионный Фонд, начисляется трудовой стаж.
При этом надо иметь в виду, что индустрия прямых продаж обеспечивает исключительно гибкие условия для ведения бизнеса, предоставляя дистрибьюторам возможность самим определить график и продолжительность рабочего дня, а это значит, что параллельно можно продолжить и поиск работы по специальности.
Анонимный посетитель: Очень много говорилось о том, как правильно увольняться, что имеет право делать работодатель, что нет. А как при устройстве на работу оградить себя от возможности незаконного увольнения, если даже в госструктурах могут вышвырнуть на улицу почти пенсионеров, отработавших всю жизнь на предприятии?
На что Вы посоветуете обращать более пристальное внимание при устройстве на работу?
Сергей Штогрин: К сожалению, мои советы могут показаться Вам банальными. По большому счету, на новой работе есть два ключевых фактора, которые определят Ваши перспективы – как в части дальнейшего продвижения, так и увольнения. Первое - это Ваша профессиональная состоятельность. Поэтому не стесняйтесь задавать лишние вопросы для того, чтобы получить исчерпывающее представление о своих будущих обязанностях. Вы должны понимать, что если Вы не будете справляться со своей работой – будут прямые основания опасаться ее потерять. Причем, и винить будет особо некого. Второе – это коллектив, и прежде всего – Ваш непосредственный руководитель. Присмотритесь к нему повнимательнее. Если есть возможность – расспросите о нем как о человеке. Очень часто причиной конфликтов и увольнений становятся личные отношения, неприязнь, «нестыковка» характеров.
Что же касается незаконного увольнения, то оградить себя от него довольно сложно: на то оно и незаконное! Для борьбы с беззаконием существует суд – однако, Вы должны быть готовы к непростой борьбе (судебной), а также, в случае победы, к довольно некомфортной атмосфере, в которой Вы окажетесь, если решите продолжать трудовую деятельность на старом месте.
Тамара Шокарева: Несколько рекомендаций:
1. Не сочтите за труд прочитать Трудовой кодекс. Это поможет в выстраивании отношений с работодателем и сэкономит массу сил и времени в дальнейшем.
2. При поступлении на работу внимательно прочитайте трудовой договор. В этом договоре должны быть определены все Ваши права и обязанности. Поэтому постарайтесь "на берегу" договориться обо всем с будущим работодателем и внести это в договор. К тому же, думаю, что ясность в отношениях сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтных ситуаций.
3. В случае спора с работодателем обращайтесь Государственную инспекцию труда в Вашем регионе или в суд. Обращаю внимание, что в конфликтной ситуации Вам очень поможет хорошо составленный трудовой договор. Поэтому, повторю, не пожалейте времени на изучение трудового договора при поступлении на работу.
Посетитель Айгуль Маратовна: Добрый день! Я два года работала по договору подряда, меня неожиданно уволили, мотивируя кризисом. Насколько мне известно, работодатель обязан предупреждать заранее об увольнении по сокращению штата, а также должен выплатить компенсацию. Действуют ли эти правила в данном случае, при работе по договору подряда? P.S. Слово "сокращение" не звучало из уст работодателя, официальная причина - "завершение работ по проекту".
Сергей Штогрин: Похоже, что Ваш "работодатель" (взято в кавычки, т.к. формально он не является для Вас работодателем) слукавил, заключив с Вами не трудовой договор, а договор подряда. Трудовой договор, как правило, предоставляет работнику больше прав и налагает на работодателя больше обязанностей, включая обязанность выплачивать пособия и компенсации.
По договору подряда лицо не обязано делать ничего, что не предусмотрено договором. Если заключенный Вам договор подряда допускает его одностороннее расторжение по инициативе "работодателя" без каких-либо дополнительных выплат, то, скорее всего, все формальности соблюдены. К договорам подряда нормы трудового законодательства не применяются.
Тамара Шокарева: Уважаемая Айгуль Маратовна! Действительно, Ваш случай никак не связан с «увольнением по сокращению штата» и не предусматривает выплаты компенсации – если договор был исполнен. Что же касается возможного нарушения Ваших прав, то это можно подтвердить либо опровергнуть только на основе подробного изучения текста договора подряда, по которому Вы работали.
Посетитель Лена К: Трудно устроиться на работу, когда "за 35". А еще и кризис. Зовут в сетевую компанию. Там всех берут. Обещают много, но мало ли что говорят. Как не ошибиться? С какой компанией можно иметь дело?
Тамара Шокарева: Хотелось бы посоветовать всем, кто принимает сейчас решение о начале бизнеса с одной из компаний, занимающихся прямыми продажами, выбрать себе в качестве партнера компанию, являющуюся членом АПП, поскольку в этом случае у вас будут гарантии того, что ваши права будут защищены. Дело в том, что в АПП действует Кодекс профессиональной этики, положения которого обязательны для всех членов АПП, и есть Администратор Кодекса - лицо, независимое от любой из компаний.
В случае возникновения конфликтной ситуации дистрибьютор может обратиться к Администратору Кодекса, и его жалоба будет рассмотрена в кратчайшие сроки. Процесс рассмотрения жалобы не влечет никаких расходов для ее подателя. Кроме того, если по каким-либо причинам дистрибьютор принимает решение о прекращении отношений с компанией-членом АПП и расторгает действующий договор, то в соответствии с требованиями Кодекса он может вернуть ту продукцию, которая была им приобретена в течение года до момента расторжения договора (при условии, что данная продукция не была в использовании и ее упаковка не была нарушена) и получить обратно не менее 90% стоимости, уплаченной при ее приобретении. Таким образом, потери, которые может понести человек в том случае, если бизнес у него не пойдет, будут минимальными.
Посетитель maRUw: Сейчас все ищут прямых продажников. И в офисы стало звонить вcе больше людей, пытающихся навязать свои продукты и услуги. Честно говоря, мне, как офисному работнику, который вынужден плюс ко всему еще и отвечать на телефонные звонки, это ужасно надоело. Эффективность от таких звонков нулевая.
Какой вы можете дать совет нанимателям продажников, чтобы работа этих людей не мешала другим?
Тамара Шокарева: То, о чем Вы говорите, называется «спамом» и страдают от него все. К сожалению, данное явление получило широкое распространение в сфере предложения товаров и услуг. Мы все дома и на работе выслушиваем бесконечные телефонные звонки с предложением подключить интернет или кабельное телевидение, заключить договор страхования или установить систему правовой информации, получаем горы ненужной печатной рекламы в почтовых ящиках или сотни сообщений по электронной почте.
Все компании-члены АПП прекрасно понимают, что завоевание лояльности потребителя и построение долгосрочных отношений с ним, возможно лишь при соблюдении компанией и ее дистрибьюторами этических норм ведения бизнеса. Поэтому компании-члены АПП приняли на себя обязательства по соблюдению положений Этического Кодекса АПП.
В частности, Этический Кодекс АПП предписывает по отношению к потребителю соблюдать право на неприкосновенность личной жизни и добропорядочность:
• Личные контакты или контакты по телефону устанавливаются в корректной форме, в приемлемые часы и не должны быть навязчивыми. Дистрибьютор должен прекратить демонстрацию или презентацию продукции по требованию потребителя.
• Дистрибьюторы не должны пользоваться доверием потребителей; должны уважать отсутствие у потребителей опыта заключения торговых сделок, а также не должны использовать в своих интересах возраст, состояние здоровья покупателя, непонимание или незнание им языка.
При привлечении новых дистрибьюторов в соответствии с Кодексом АПП компании-члены АПП и их дистрибьюторы не должны использовать вводящие в заблуждение или нечестные методы набора.
Посетитель Revizor-msk: Все встает на свои места. Мое мнение по поводу снижения зарплат таково - все зарплаты изначально были раздуты и кризис показал реальную заработную плату, которую мы должны получать. Так же были раздуты цены на жилую и коммерческую недвижимость. Если я ошибаюсь, поправьте меня. Хотелось бы услышать мнение аналитиков.
Тамара Шокарева: Совершенно с Вами согласна. В последние 2-3 года было устойчивое ощущение надувающегося пузыря: рост зарплат, обгоняющий повышение производительности труда; сверхлегкий доступ к кредитным ресурсам как для физических так и для юридических лиц; ослабление контроля за расходами и т.п. Явными признаками ухудшающегося состояния были вошедший в моду гламур, дорогостоящие корпоративы, безудержная, не подкрепленная ни своими собственными активами, ни квалифицированными кадрами, экспансия некоторых компаний.
Кризис – это своего рода встряска, которая нужна экономике, чтобы все расставить на свои места. Но, к сожалению, от кризиса страдают не только те, кто в том или ином качестве принимал участие в построении долговой пирамиды, но и вполне ответственные компании, из-за сокращения спроса на их продукцию и роста затрат. Но любой кризис достаточно болезнен для людей, особенно для тех, кого он касается напрямую – у кого сократили зарплату или кто потерял работу.
Сергей Штогрин: Вы очень точно охарактеризовали ситуацию, спровоцировавшую кризис. В макроэкономике это называется перегрев конъюнктуры. Можно пояснить это на простой аналогии. Представьте себе спортсмена, стайера, который часть дистанции бежит слишком высоким для своего уровня темпом. Несмотря на отличные показатели на этом отрезке, все заканчивается печально: для того, чтобы нормализовать физическое состояние (дыхание, давление, обмен веществ), он вынужден остановиться и сойти с дистанции. Так же и с экономикой: если ожидания хозяйствующих субъектов оказываются чрезмерно оптимистичными, то происходит то, что вы описали: несообразно растут инвестиционные программы, берутся кредиты, увеличиваются зарплаты… Потом наступает кризис – болезненный этап приведения всех параметров экономической жизни в равновесие.
Предваряя естественный вопрос, сразу скажу: ни мировая экономическая наука, ни практика управления пока не нашли инструментов, как избежать подобных кризисов. Поэтому сегодня речь идет лишь о поиске наиболее эффективных путей выхода из него. Все это не означает, что экономические власти не несут никакой ответственности за происходящее: глубина кризиса во многом определяется ошибками в экономической политике за предшествующие годы.
Анонимный посетитель: Увеличился ли в компаниях-членах АПП приток новых сотрудников в период кризиса? Есть ли какие-то цифры по этому вопросу?
Тамара Шокарева: Да, интерес в период кризиса к прямым продажам среди наших граждан растет, поскольку это один из самых доступных и достаточно простых способов для построения своего бизнеса или получения дополнительного дохода. Ассоциация собирает данные раз в год по итогам прошедшего года. Поэтому сейчас мы можем говорить только о результатах 2008 года.
По сравнению с 2007 годом число независимых дистрибьюторов компаний-членов АПП увеличилось на 30,7% и достигло 4,4 млн. человек. Конечно, не для всех, кто подписывает договор с компанией, занятие прямыми продажами превращается в бизнес. Определенная часть тех, кто покупает продукцию, это так называемые прямые клиенты, или, как мы их ещё называем, «клиенты со скидкой». Просто этих людей привлекает возможность купить продукцию по более низким ценам, воспользовавшись скидками, которые компания предоставляет дистрибьюторам. Часть из них так и остается прямыми клиентами на долгие годы, а часть, ознакомившись поближе с маркетинговым планом и возможностями карьерного роста, решают попробовать себя в бизнесе, который становится для них очень успешным.
Посетитель Михаил Логиновских: Добрый день! Подскажите, пожалуйста. По вашему мнению, меняется ли сейчас отношение потерявших работу к компаниям прямых продаж? Сам в свое время с недоверием относился к таким компаниям. Однако, в 2003 году решился рассмотреть их предложение подробнее и на сегодня добился значительных успехов в этой сфере.
Тамара Шокарева: Я думаю, что лучшим показателем изменения отношения людей к компаниям прямых продаж стал рост числа дистрибьюторов компаний-членов АПП. В 2008 году их количество выросло на 30.7% и достигло 4 413 918 человек.
И Ваш пример также является подтверждением того, что сотрудничество с компаниями прямых продаж может быть успешным и плодотворным. При этом компании-члены АПП окажут всевозможную поддержку желающим попробовать себя в этом бизнесе.
Дистрибьютором компании-члена АПП может стать совершенно любой человек, независимо от его возраста, уровня образования, опыта работы.
С самого первого дня сотрудничества с компанией начинающие дистрибьюторы получают все необходимые материалы для успешного начала работы: каталоги продукции с ценами, литературу, в которой содержится подробная информация о том, как правильно начать свой бизнес, каким образом сделать первый заказ, как оплачивать продукцию. По желанию дистрибьютор может приобрести комплект пробных образцов продукции. Если на первых этапах работы у дистрибьютора возникают вопросы, он всегда может обратиться в компанию, где ему окажут всевозможную информационную поддержку.
Все компании-члены АПП уделяют особое внимание обучению своих дистрибьюторов. В большинстве случаев обучение проводится бесплатно. Некоторые компании специально разработали базовый курс обучения для поддержки начинающих дистрибьюторов, на котором они получают необходимые для работы знания о компании, о продукции, об особенностях метода прямых продаж (например, компания Си Эль Парфюм, Форверк, АМС). Такие компании, как Орифлейм и Мэри Кэй, дают возможность своим дистрибьюторам получить специальное образование в рамках своих Университетов, которые объединяют различные программы обучения и тренинги. При этом такое обучение никак не препятствует и не мешает работе в качестве дистрибьютора, а компания AMC на период обучения (3 месяца) предлагает своим менеджерам стипендию, которая не ограничивает возможность дополнительного заработка. В дальнейшем обучение независимых дистрибьюторов проводится на регулярной основе и, как правило, посвящено более глубокому изучению различных методов продаж, умению работать с людьми.
Практически все компании выпускают периодические корпоративные печатные издания, из которых дистрибьютор может получить всю интересующую его информацию о новостях и достижениях компании, о новинках продукции, о мероприятиях, тренингах, конкурсах, которые проводятся в рамках мотивационных программ.
По всем вопросам, возникающим у дистрибьюторов в ходе их деятельности, компании проводят консультации в режиме реального времени по телефонам «горячей» линии и на своих сайтах.
Посетитель Hauhapava: В общем? решил написать, есть теперь проблема у меня, как поиск работы. Вот и у меня получилось? что я остался без работы, новую найти сейчас невозможно. Хотел узнать у уважаемого форума, может кто что знает, как можно найти новую работу. Живу я в г.Дмитров под Москвой, по жизни всегда занимался продажами, мне 38 лет.
Тамара Шокарева: Мне искренне жаль, что Вы оказались в такой ситуации. Но, может быть, Вам стоит сейчас попробовать свои силы в качестве дистрибьютора одной из компаний-членов Ассоциации Прямых Продаж? Я думаю, у Вас есть все шансы добиться успеха, учитывая, что у Вас уже сейчас есть опыт работы в области продаж.
Как Вы сами понимаете, очень важным является «вера» в тот продукт, который Вы предлагаете потребителю. И здесь у Вас есть возможность выбора, компании-члены АПП предлагают к реализации широкий спектр высококачественной и высокотехнологичной продукции. Я надеюсь, что Вы сможете подобрать подходящий Вам вид продукции, например, технически сложные товары, реализацию которых особенно успешно осуществляют мужчины.
Более подробно о компаниях-членах АПП вы можете узнать на сайте Ассоциации по адресу: www.rdsa.ru.
Кроме того, в компаниях прямых продаж у Вас будет возможность реализовать себя не только реализуя продукции конечному потребителю, но и в качестве менеджера, если будете работать со своей торговой группой.
Хотелось бы также обратить Ваше внимание, что если Вы выберете себе в качестве партнера компанию, являющуюся членом АПП, у Вас будут гарантии того, что Ваши права будут защищены. Дело в том, что в АПП действует Кодекс профессиональной этики, положения которого обязательны для всех членов АПП, и есть Администратор Кодекса - лицо, независимое от любой из компаний. В случае возникновения конфликтной ситуации дистрибьютор может обратиться к Администратору Кодекса, и его жалоба будет рассмотрена в кратчайшие сроки. Процесс рассмотрения жалобы не влечет никаких расходов для ее подателя. Кроме того, если по каким-либо причинам дистрибьютор принимает решение о прекращении отношений с компанией-членом АПП и расторгает действующий договор, то в соответствии с требованиями Кодекса он может вернуть ту продукцию, которая была им приобретена в течение года до момента расторжения договора (при условии, что данная продукция не была в использовании и ее упаковка не была нарушена) и получить обратно не менее 90% стоимости, уплаченной при ее приобретении. Таким образом, потери, которые может понести человек в том случае, если бизнес у него не пойдет, будут минимальными.
Анонимный посетитель: И еще один вопрос. Как отразился финансовый кризис на доходах консультантов компаний-членов АПП? Я просто думаю о том, чтобы заняться продажей косметики и выбираю между Avon и Oriflame. ЧТо вы посоветуете?
Тамара Шокарева: К сожалению, очень трудно оценить изменения доходов дистрибьюторов, но в любом случае результат их деятельности зависит от конкретного человека, от его способностей, от времени и усилий, которые он инвестирует в свой бизнес.
Компании Avon и Oriflame – одни из лидеров как российской, так и мировой индустрии прямых продаж, производящие высококачественную продукцию, в том числе и на своих заводах в России.
А выбор Вы должны сделать сами в соответствии со своими предпочтениями с точки зрения ассортимента продукции и компенсационного плана, который компания предлагает своим дистрибьюторам. Более подробную информацию по этим и другим интересующим Вас вопросам можно получить на интернет-сайтах или по телефонам «горячих линий» этих компаний.
Начать дискуссию