В Москве у сегмента малого бизнеса, если верить столичным властям, есть все шансы не только пережить кризис, но и вырасти
В столице наибольший урон от финансового кризиса в секторе МСБ понесли предприятия сферы обслуживания, в частности, торговые и туристические фирмы. Виной тому стал естественный спад потребительского спроса.
Еще одной трудноразрешимой проблемой для сегмента в целом стал резкий рост кредитных ставок и ужесточение банками подходов к оценке заемщика. О том, как государство помогает сектору пережить тяжелые времена, НБЖ поведал министр правительства Москвы и руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Михаил ВЫШЕГОРОДЦЕВ.
НБЖ: Михаил Михайлович, если год назад прогнозы развития рынка МСБ были весьма радужными, то сейчас ситуация в сегменте как минимум сложная, если не критическая…
М. ВЫШЕГ0Р0ДЦЕВ: Докризисное время действительно было для малого бизнеса «золотым»: достаточное финансирование, активное развитие крупной промышленности, увеличение платежеспособности населения. Наибольшими темпами росло количество малых предприятий, работающих в сфере обслуживания. В Москве это было особенно заметно. Оно и понятно: здесь живет 12 млн человек, которые нуждаются в разного рода услугах. Поэтому появлялось все больше фитнес-клубов, центров здоровья, развивалась сфера досуга. Кризис внес в развитие сегмента заметные коррективы. Изменения стали ощущаться еще осенью, но основные проявления обозначились в начале года. Торговые компании, к примеру, почувствовали серьезный спад потребительского спроса в новогодний период. «Затрясло» фирмы, не объединенные сетями: в одиночку, естественно, выживать сложнее. Серьезные трудности испытывают туристические агентства.
НБЖ: Но ничего фатального для московского малого бизнеса пока не произошло?
М. ВЫШЕГОРОДЦЕВ: Однозначно так утверждать нельзя. По нашим данным, 20% малых предприятий сейчас находятся в крайне сложном положении. Многие ожидают ухудшения. Банкротств немного, потому что в этом сегменте можно на время заморозить бизнес, сократить или отправить сотрудников в бессрочные отпуска, сдавать нулевые балансы, в общем, ждать улучшения рыночной ситуации, не закрывая предприятия. Конечно, если у фирмы нет каких-то неразрешимых проблем, например, кредитных обязательств, которые невозможно выполнить. Сложности у малых предприятий разные: изменение работы с контрагентами и партнерами, трудности с финансированием.
НБЖ: Малый бизнес пострадал из-за закрытия, продажи и санации банков? Известно, что приоритетным было спасение физлиц…
ВЫШЕГОРОДЦЕВ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ родился 21 февраля 1962 года в п. Алабушево Московской области. Окончил МАИ им. Орджоникидзе по специальности «инженер-экономист» и МГИМО (университет МИД). Доктор экономических наук. Перед избранием в Мосгордуму в 1997 году работал, в частности, генеральным директором ПО «Бинк», советником префекта ЮЗАО г. Москвы по экономике. Депутат Московской городской думы второго и третьего созывов. С 2002 года занимал пост заместителя председателя Мосгордумы. В 2005 году был назначен министром правительства Москвы и руководителем Департамента поддержки и развития малого предпринимательства.
М. ВЫШЕГОРОДЦЕВ: Да, в случаях с закрывшимися банками малый бизнес не мог получить свои деньги обратно. Предприниматели были вынуждены подавать в суд: сейчас идут разбирательства. Сложности возникали и тогда, когда проблемные кредитные организации поглощались более крупными структурами: действительно в первую очередь занимались «физиками» и только потом юридическими лицами. Но мы знали об этих проблемах, пытались влиять на ситуацию, обращались, в частности, в Территориальное управление Центробанка по городу Москве. И властям удалось удержать ситуацию в рабочих рамках. Так что исчезновение нескольких банков не стало для малого бизнеса основной проблемой.
НБЖ: Основной проблемой стал, видимо, рост кредитных ставок?
М. ВЫШЕГОРОДЦЕВ: Да, ставки, как известно, выросли значительно. Есть и 25-30%. Понятно, что немногие бизнесы в принципе, а уж малые фирмы тем более, сегодня могут показать рентабельность в 30%. Проблема еще и в пересмотре условий взятых ранее кредитов, и в невозможности перевести валютный кредит в рублевый. От всего этого малые предприятия серьезно страдают.
НБЖ: И в такой ситуации, когда банки ссылаются на избыточные риски и не готовы снижать ставки, как помочь малому бизнесу?
М. ВЫШЕГОРОДЦЕВ: Уже три года действует программа Правительства Москвы по компенсации банковских ставок. Все это время мы помогали предпринимателям, работающим в приоритетных видах бизнеса. Таковых семь: производственный и инновационный бизнес, сфера ЖКХ, бытовое обслуживание, ремесленничество, молодежное предпринимательство и социальная сфера.
Максимально возможная помощь -две трети ставки рефинансирования Центробанка. Любопытно, что два года назад мы страдали от того, что выделенные деньги полностью не выбирались. Тогда это было не нужно. Предприниматель брал кредит под 11-12%. И когда мы говорили: «Давайте мы вернем 9%, и у вас будет кредит под 2–3%», - то слышали в ответ: «Я спокойно тяну и 12%». Поэтому приходилось подключать банки, просить их рассказывать заемщикам о программе.
НБЖ: А вот когда ставки выросли до 20-25%, возможность компенсировать 9% стала весьма привлекательной?
М. ВЫШЕГОРОДЦЕВ: Точно, и услуга стала крайне востребованной. Сегодня к нам обращаются кредитные организации и говорят: «Есть заемщик, у него такой-то бизнес, не очень рентабельный, так что нужно компенсировать ставку». К тому же с этого года мы ввели упрощенную систему принятия решений по претендентам на участие в программе. И нас уже не интересует, в каком виде бизнеса вы работаете. Мы готовы помогать всем.
Стоит отметить, что очень активно работает наш Фонд содействия кредитованию малого бизнеса. Объем фонда уже более 3 млрд рублей, он самый большой в России. Он выступает поручителем перед банками. В свое время мы обратились в ЦБ РФ и добились того, что поручительство подобных фондов переводит предприятия из третьей, рисковой, категории заемщиков во вторую. И на время кризиса мы приняли решение поручаться за заемщика не на 50%, как делали раньше, а на 70%. То есть в случае, если он не возвращает деньги, мы возмещаем банку 70% от общей суммы кредита. Фонд сотрудничает с 23 кредитными структурами, отобранными по конкурсу. Они профессионально работают именно с этим сегментом.
НБЖ: Сколько в России подобных фондов? Москвой дело не ограничивается?
М. ВЫШЕГОРОДЦЕВ: Еще три года назад в стране было всего 10 подобных фондов, сегодня они созданы уже в 50 регионах. Пока мы выступаем поручителями не только за московские малые предприятия. Но, вполне возможно, в этом году откажемся от этой программы: региональные фирмы теперь могут воспользоваться услугами фондов на местах, а не обращаться к нам.
НБЖ: Вечная головная боль для бизнеса - постоянные проверки налоговиков…
М. ВЫШЕГОРОДЦЕВ: Давайте вспомним о том, что вышел указ мэра Москвы, вводящий мораторий на все виды плановых проверок МСБ до конца года. А внеплановые проверки теперь могут проводить только с согласия прокурора. Мы уже обратились к премьер-министру России Владимиру Путину с предложением о том, чтобы примеру последовали и федеральные проверяющие структуры. Пока, к сожалению, ответа мы не получили, но надеемся, что такое решение будет принято. Потому что Госдума также обратилась к Правительству РФ с тем, чтобы оно ввело норму, аналогичную московской, по всей стране. Это очень серьезно упростит ситуацию. По крайней мере, не будет нервировать бизнес. МСБ сейчас нужно думать о том, как выжить, как прокормить сотрудников. Нельзя забывать, что при неблагоприятном раскладе все эти люди придут за пособиями по безработице. Постоянный поиск работы в Москве, по нашим подсчетам, осуществляет более 2 млн человек. Среди них велик процент тех, кто ищет новое место, не потеряв старого.акцент
Ставки по кредитам выросли значительно. Есть и 25-30%. Понятно, что немногие бизнесы в принципе, а уж малые фирмы тем более, сегодня могут показать рентабельность в 30%. Проблема еще и в пересмотре условий взятых ранее кредитов, и в невозможности перевести валютный кредит в рублевый. От всего этого малые предприятия серьезно страдают.
НБЖ: Какие-то еще формы поддержки существуют?
М. ВЫШЕГОРОДЦЕВ: Безусловно, и их немало. Например, мы активно стимулируем подключение малых предприятий к государственным заказам. Среди победителей в конкурсах на госзаказы доля малого бизнеса в прошлом году составила чуть более 11%. В 2009-м мы планируем увеличить ее как минимум до 20%. Это очень серьезная поддержка, потому что город постоянно что-то строит, ремонтирует, благоустраивает, озеленяет и т.д. И, получив такой заказ, фирма имеет возможность заработать.
Еще одна форма поддержки -компенсация затрат, связанных с присоединением к энергосетям. Цена за энергоприсоединение сегодня сумасшедшая. И город готов компенсировать 30%. Также мы возмещаем затраты на получение патентов, в том числе международных. Стимулируем выставочную и ярмарочную деятельность. Поддерживаем молодежь. Выделяем деньги на образование предпринимателей. В начале года мы развернули активную программу «Создай свой малый бизнес». На эти цели из городского бюджета будет выделено 240 млн рублей.
НБЖ: Как программа реализуется на практике?
факт
В 2008 году объем кредитов, выданных под гарантии Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы, составил 8,3 млрд рублей. За три года своего существования фонд заключил 1663 договора на сумму около 5,8 млрд рублей. Это позволило предпринимателям привлечь кредиты в размере 12,3 млрд рублей. С февраля 2008 года фонд начал предоставлять поручительства не только столичным, но и региональным компаниям. 155 предприятий обращались в фонд за предоставлением поручительства во второй раз, некоторые фирмы - от трех до шести раз. В 2009 году фонд планирует дальнейшее расширение доступа предпринимателей к кредитным ресурсам: будут выданы поручительства в размере 4,5 млрд рублей, что позволит привлечь 7,6 млрд рублей кредитов для малого бизнеса.
М. ВЫШЕГОРОДЦЕВ: Все очень просто: если у человека есть желание начать малый бизнес, то он должен доказать, что его идея реализуема. Если в прошлом он уже занимался бизнесом и хочет открыть новое дело, значит, ему нужно всего лишь защитить свой проект. В случае успешной защиты мы готовы выделить на создание фирмы 300 тыс. рублей, но при условии, что сам предприниматель способен инвестировать в свое детище аналогичную сумму. Также мы компенсируем затраты, связанные с арендой, с приобретением нужного оборудования. И прикрепляем к предпринимателю куратора, который помогает превратить идею в бизнес и контролирует расход выделенных средств. А вот если к нам пришел новичок, мы предлагаем ему сначала пройти обучение основам предпринимательства. Это еще одна форма поддержки, которую мы оказываем. Более пяти тысяч человек в год обучаются по нашим программам подготовки и повышения квалификации. Мы сотрудничаем со многими авторитетными учебными заведениями. В прошлом году на учебные цели было выделено 150 млн рублей. Поддержка начинающих бизнесменов очень важна. Перед нами стоит задача - увеличить в этом году количество зарегистрированных малых предприятий на 0,5%.
НБЖ: Даже несмотря на кризис?
М. ВЫШЕГ0Р0ДЦЕВ: Уверен, что в условиях кризиса как раз и надо рисковать, открывать собственный бизнес. Потому что высвобождаются ниши. Да и голова начинает работать по-другому. Когда все хорошо, невольно расслабляешься. Сейчас нужно мобилизоваться, думать иначе и быстрее, действовать более оперативно.
НБЖ: И не стоит забывать про такой немаловажный положительный фактор, как удешевление столичной недвижимости…
М. ВЫШЕГ0Р0ДЦЕВ: Это несомненный плюс. Год назад мы самой боль шой проблемой малого бизнеса считали дороговизну московской недвижимости. Кризис помог ей серьезно подешеветь. Сейчас можно и арендовать, и купить офисное помещение, что называется, за бюджетные деньги. И еще один принципиальный момент - сегодня Москва пошла на революционное снижение цен на аренду тех объектов недвижимости, которые передаются городом малому бизнесу. Согласитесь, 1300 рублей за кв. метр с налогами в год - очень серьезное снижение ставок арендной платы. Эта льгота «потянула» на 5,7 млрд рублей, то есть такая сумма в этом году отдана московскому малому предпринимательству на его развитие. Помимо тех 2,25 млрд рублей, которые выделены из бюджета города, и 746 млн рублей, полученных из Федерального бюджета (всего рассчитываем получить до 1,1 млрд рублей). Эти действия финансового плана окажут серьезную поддержку бизнесу, помогут ему остаться на плаву.
НБЖ: Тогда почему на рынке столь распространено мнение, что поддержка малого бизнеса со стороны государства чаще всего ограничивается лишь декларациями?
М. ВЫШЕГОРОДЦЕВ: Основная проблема в том, что предприниматели не знают о существующих программах поддержки сегмента или не желают о них знать. И еще в извечном недоверии бизнеса к властям. Поэтому с бизнесменами надо встречаться, рассказывать об имеющихся возможностях, рекламировать программы. Этот пробел мы стараемся устранить. Сегодня я, к примеру, встречаюсь с представителями инновационных малых предприятий. Также запланированы встречи со строительными, производственными, торговыми фирмами. Надо побеждать живучие стереотипы.
НБЖ: Доля малого бизнеса в ВВП по-прежнему мизерная, особенно по сравнению с показателями Соединенных Штатов и Евросоюза. Она будет расти?
М. ВЫШЕГОРОДЦЕВ: Сейчас по России количество малых предприятий чуть больше миллиона, из них 350 тыс. находятся в Москве, еще около 300 тыс. - в Петербурге. На оставшиеся 83 региона приходится меньше половины всех МП. Перекос огромный. Поэтому и стоит задача увеличить количество малых предприятий. Чем их больше, тем весомее доля в ВВП. В Москве мы уже вышли на европейский уровень: на тысячу жителей приходится 22 МП. Другое дело, что и здесь есть определенный перекос: более 50% сегмента -предприятия бытового обслуживания, торговли. Конечно же, мы не отрицаем, что Москва, как столица, должна развивать сферу услуг, - и никто здесь препон ставить не собирается. Но при этом надо направлять взоры и на поддержку других видов деятельности. Мы бы хотели переориентировать бизнес на инновации.
беседовала Маргарита Удовиченко
Начать дискуссию