Менеджмент

Доля ангела

Венчуреет, сонмы бизнес-ангелов слетаются на посевную… Так образно можно представить выводы из недавних исследований европейских и американских экспертов. Объем средств, которые бизнес-ангелы инвестируют в проекты на самой ранней, «посевной» стадии, растет назло кризису. По крайней мере за рубежом.

Венчуреет, сонмы бизнес-ангелов слетаются на посевную… Так образно можно представить выводы из недавних исследований европейских и американских экспертов. Объем средств, которые бизнес-ангелы инвестируют в проекты на самой ранней, «посевной» стадии, растет назло кризису. По крайней мере за рубежом.

Бизнес-ангелы — вообще рисковые ребята, какая бы экономическая конъюнктура ни стояла на дворе. Впервые их как феномен подробно описал американский профессор Уильям Уэтцель из University of New Hampshire около тридцати лет назад; с его же легкой руки в деловом обиходе прижился и сам термин. Уэтцель определил бизнес-ангелов как частных инвесторов, которые вкладывают личные средства в стартапы или же в проекты, которые вообще находятся на стадии «посева», то есть существуют лишь в виде идеи. Средства, как правило, относительно скромные — от 50 тысяч до миллиона долларов, идеи — инновационные, обычный инвестиционный горизонт — от 3 до 7 лет; риск большой, зато потенциальный выигрыш при удаче может составить тысячи процентов. Бизнес-ангелов на Западе расплодилось великое множество. Согласно данным Center for Venture Research в США в 2007 году около 258 тысяч ангелов профинансировали 57 тысяч проектов на общую сумму в 26 млрд долларов.

В стройном ряду инвесторов бизнес-ангелы занимают свое «свято место». Одесную от них стоят венчурные фонды, которым принципиально неинтересны проекты, требующие менее одного–двух миллионов долларов инвестиций, и которые в основной своей массе чураются стартапов. А ошую — стихийные любители финансировать новорожденные компании. Их обычно называют «три F» (friends, family, fools — друзья, семья и дураки). Бизнес-ангельская ниша на поверку оказывается весьма привлекательной: в США и Западной Европе ангелы сообща инвестируют приблизительно такой же объем средств, как и венчурные фонды, зато в гораздо большее число проектов.

Кризис внес неожиданные коррективы в поведение западных бизнес-ангелов: они все более охотно вкладываются в проекты на самых ранних стадиях. Объем «посевных» инвестиций в 2008-м, например, увеличился более чем на 19% по сравнению с предыдущим годом, как свидетельствует исследование MoneyTree, проведенное компанией PriceWaterhouse Coopers. И это в то время, когда инвестиции венчурных фондов из-за кризиса становятся все тяжелее на подъем.

Как с этим обстоят дела в России?

Угодники венчура

«Как может сказаться кризис на том, чего в России пока толком и не возникло?» — риторически вопрошает Александр КАШИРИН, бизнес-ангел с почти десятилетним стажем и председатель Национального содружества бизнес-ангелов России (СБАР). По его прикидкам, на всю страну сейчас наберется не более двух сотен бизнес-ангелов, которые сообща наскребли примерно 500 млн рублей «на посев», а по-хорошему России требуется около ста миллиардов «посевных» рублей.

Сам Александр Каширин — бизнес-ангел идейный. В 1999 году он, владелец консалтинговой компании, в соавторстве разработал и опубликовал концепцию стратегического развития России в начале XXI века. Наставить всю Россию на путь истинный не получилось: концепцию пообсуждали на научных конференциях, но достучаться до государства не удалось. Тогда-то Каширин и подался в бизнес-ангелы, чтобы на практике научиться задействовать интеллектуальный ресурс, каковой только и может, согласно его собственной теории, обеспечить опережающее развитие страны в постиндустриальную эпоху.

Размах, понятно, получился не государственный — сообразно имевшимся в наличии небольшим средствам. Бизнес-ангелы — существа одухотворенные, болеющие за своих подопечных, поэтому о собственных восьми запущенных проектах Александр Каширин может рассказывать подолгу, сразу же выкладывая продукты и проспекты на стол:

— Вот, например, мы открыли целое новое явление: виброизображение. Оказалось, что можно определять психофизическое состояние человека, регистрируя с помощью видеокамеры микровибрации отдельных точек на его теле. Как применять такое? Аэропорты Домодедово и Пулково уже используют эти системы, чтобы выявлять при досмотре потенциально опасных пассажиров. Человек, задумавший теракт, может держаться уверенно и не вызывать подозрений, но он не в состоянии контролировать частоту и амплитуду рефлекторных микроперемещений. «Смятение чувств» сразу же видно на экране монитора. Мы с этой технологией продолжаем «баловаться» — и открываем все новые применения. Выяснилось, что ее можно использовать и для диагностики заболеваний, и в качестве детектора лжи! Другая моя компания разработала не имеющий аналогов в мире тренажер для тренировки дыхательных мышц в движении. Сборная России по плаванию тренажер использует — и не без его помощи уже установила два мировых рекорда. А еще мы создали компактную установку нового поколения для обеззараживания воздуха в помещениях, которая в миллион раз эффективнее применяемых обычно ртутных ламп… Да мало ли идей. Знали бы вы, какие у нас есть суперпроекты! Только финансировать их пока нечем.

«Посев», по логике, рано или поздно должен заканчиваться «жатвой». Каков финансовый итог бизнес-ангельских инвестиций и радений? Европейская сеть бизнес-ангелов (EBAN) подсчитала, что для ее членов возврат на вложенные средства происходит в среднем с коэффициентом 2,6 за три с половиной года. Но тут не менее важны детали: в 52% случаев бизнес-ангелы получают на выходе меньше, чем инвестировали, зато 7% сделок окупаются более чем десятикратно. Риск есть риск! «Два-три удачных, два — неудачных, остальные пока средне», — делится своей личной статистикой по проектам Каширин. По оборотам до среднего бизнеса еще ни один проект не дотянул: лишь одна компания вышла на три миллиона долларов в год. «Все не так быстро движется, но если вы вложили 200 тысяч, а заработали за пять лет миллион — разве это плохой бизнес?» — подбадривает себя бизнес-ангел.

Тихий ангел пролетел

— Типичные бизнес-ангелы — кто они? Предприниматели на пенсии?

— Есть и такие. Но на Западе, например, бизнес-ангелы постепенно молодеют. Заработал парень к 35 годам на должности менеджера высшего или среднего звена в крупной корпорации какие-то деньги (я несколько таких лично знаю), сформировал собственный инвестиционный портфель, а часть средств пустил на бизнес-ангельские проекты. Причем часто — в области, которая ему хорошо известна по профессиональной деятельности. Есть среди бизнес-ангелов и действующие предприниматели с успешным бизнесом, которые свободные деньги вкладывают в интересные проекты.

— Не претендуют ли бизнес-ангелы на львиную долю бизнеса, отодвигая в сторонку носителя идеи?

— Нет, так разговор никогда не идет. Все же понимают, что если не будет серьезного интереса у самого разработчика — инновационного предпринимателя, то проект попросту не состоится. Ведь его роль в материализации замысла на ранней стадии особенно велика. В России бизнес-ангел сейчас обычно входит в проект на условиях «50 на 50».

— Должен ли бизнес-ангел быть «тихим» — прилететь, дать денег, а потом смотреть со стороны, не вмешиваясь?

— Бывают и такие. Некоторые и в идее не хотят толком разобраться — и действуют по принципу: вот вам деньги, выйдет — хорошо, не выйдет — ну и ладно! Это в основном те, для кого 40–50 тысяч долларов — не деньги. Но тут нужно понимать, что личное участие бизнес-ангела в проекте в той или иной форме значительно снижает инвестиционные риски.

— Много ли времени отнимает досмотр-догляд за проектами?

— Где-то больше, где-то меньше. Бизнес-ангел ведь, как правило, не оставляет своей основной деятельности. Какие-то проекты в свободное время двигаю я лично, за какими-то смотрят мои друзья — бизнес-ангелы, с которыми мы вместе вошли в проект, а где-то мы распределяем между собой направления работы. Опытному ангелу всегда есть чем помочь бизнесу — управленческими навыками, знаниями или связями.

— Это значит, что с подопечными у вас должен быть хороший контакт?

— Это вообще главное в нашем деле. Ангелу должна понравиться не только идея, но и люди. Он должен рассматривать свои инвестиции не просто как бизнес, но и как некое удовольствие, иначе, пока будешь возиться с проектом, можно чокнуться.

«Посев» — очень специфическая для инвестора стадия. Определенный экономический расчет здесь, безусловно, должен присутствовать, но погрешности в нем, как обычно показывает в дальнейшем ход событий, необыкновенно велики. Приходится идти на веру в идею, веру в людей, применять какое-то шестое чувство бизнес-ангела. Когда начинаешь на «посеве», вас всего три-четыре человека, у которых в мозгах какая-то технология. И вот вы принимаетесь чуть ли не на коленке что-то делать… И вдруг — бац! — что-то вылетает, и нужно искать новое техническое решение. Коммерциализация идей — непростое дело. И если не будет дружеских и доверительных отношений, в которых тебе комфортно работать, ничего не получится. Стоит начаться неладам между бизнес-ангелом и командой — и крах проекта наступит гарантированно.

Ангелы в сонме

— Зачем бизнес-ангелы сбиваются в сети?

— Представьте себе, что вы один, и у вас есть свободные деньги, пусть даже миллион долларов. Как вам искать качественные объекты для инвестиций? Бросить свою работу или бизнес и начать мотаться по всяким выставкам? Возможно, за год-два вы свой миллион таким образом проинвестируете, но с превеликим риском и в первые же подвернувшиеся под руку проекты.

Сама жизнь заставляет бизнес-ангелов сбиваться в стаи и создавать некую общую инфраструктуру — и на Западе, и у нас. Сети бизнес-ангелов «втягивают» проекты, обрабатывают, доводят до уровня инвестиционной привлекательности и представляют своим членам.

 

— Инвесторы-одиночки ведь тоже иногда находят роскошные проекты! И часто даже сами не подозревают, что они, оказывается, бизнес-ангелы…

— У кого-то из одиночек получилось удачно инвестировать. Но системной работы вне сети бизнес-ангелов быть не может, и в масштабах страны проблему финансирования инновационных идей одиночное инвестирование не решает. Четверть миллиона инвесторов в сетях бизнес-ангелов в США — вот это я понимаю!

Нынешний этап инновационного развития тем и хорош, что появились механизмы финансирования именно малых компаний. И такие механизмы нужно развивать. Смотрите: в США венчурные и бизнес-ангельские инвестиции составляют лишь 0,1% от ВВП, а доля высокотехнологичных компаний в производстве валового внутреннего продукта достигает 17%. В Yahoo вложили на начальном этапе несколько миллионов, а через четыре года капитализация компании достигла 88 миллиардов долларов. Каково? Вот чем современный этап развития экономики интересен. В России же инновационная экономика пока — как книга Ницше «Так говорил Заратустра»: «для всех и ни для кого». Все говорят об инновациях, в одном только Минэкономразвития три департамента занимаются этой темой — и что? Я не отрицаю важности крупных инновационных проектов и массированных государственных вливаний в них. Но не нужно забывать, что на современном этапе именно из малых инновационных компаний быстро вырастают крупные. И существуют отработанные механизмы, позволяющие заводить капитал в «малышей». Один из них — это как раз сети бизнес-ангелов. Нужно только создавать благоприятные условия.

--Какие?

— Любые, которые снижают риски инвесторов. Сейчас, например, на подходе новый законопроект, касающийся обществ с ограниченной ответственностью. Сегодня как? Если у российского бизнес-ангела, допустим, доля в компании 20%, то он, будучи миноритарием, почти не имеет никаких прав. Его щелк! — и он «полетел». А в англосаксонском праве инвестор, даже будучи миноритарием, может обговорить в отдельном договоре, что если к определенному сроку не будут достигнуты определенные параметры развития компании, то 100% управления переходит к нему. По крайней мере он может спасти свои деньги или их часть, что правильно. Потому что предприниматель чем рискует? Своим временем. Как только он нашел бизнес-ангела, ему зарплата пошла, у него любимое дело, и так далее. А инвестор — он только деньги выкладывает. Защитить интересы инвестора очень важно. И это в новом законопроекте есть.

— Как сеть ведет отбор идей?

— Наше содружество бизнес-ангелов существует чуть более двух лет, но уже есть постоянный поток входящих заявок. Признаться, половина анкет улетает в корзину еще на первом этапе, после скининга. С теми, в которых есть какое-то рациональное бизнес-зерно, начинает работать наш менеджер — вытягивает более глубокую информацию. Важно, чтобы за идеей стояла если не команда, то хотя бы один талантливый человек, адекватный с точки зрения личных и деловых качеств. Постепенно вся информация оформляется в бизнес-предложение. Затем мы проводим презентационную сессию, на которой выставляем инвесторам сразу 5–10 проектов. Из семидесяти проектов, подготовленных за 2008 год, проинвестировано уже семь. Нужно понимать, что сеть — это не только поставщик потенциальных инвестпроектов для бизнес-ангелов, но еще и площадка для обмена опытом, место, где инвесторы могут повысить свою квалификацию. Все это в конечном счете работает на снижение риска инвестиций.

— Как зарабатывает сеть?

— Обычно она получает 5% от привлеченного в проект капитала и 5% в компании.

— Из-за кризиса крылья у бизнес-ангелов не опускаются?

— Наоборот. Хотя в России движение бизнес-ангелов находится еще в зачаточном состоянии, я сейчас чувствую некоторое оживление активности как среди членов содружества, так и среди потенциальных ангелов. И это не случайно. Ведь привычные для небольших инвесторов способы вложения денег — в недвижимость и фондовый рынок — сейчас потеряли свою актуальность.

Ангел в профиль

Групповой портрет европейских бизнес-ангелов

  • 86% — мужчины;
  • 99% имеют высшее образование и опыт предпринимательской деятельности;
  • 78% когда-либо работали в крупной корпорации;
  • в 59% случаев входят в проект на стадии «посева» или стартапа;
  • в среднем инвестируют не реже одного раза в год;
  • 67% хотя бы раз инвестировали в проекты в отраслях, опыта работы в которых раньше не имели;
  • средний размер вложений в каждый проект — $50 000; для участия в проекте, как правило, объединяется 3-4 бизнес-ангела, сообща инвестируя в компанию в среднем $191 000;
  • 46% уделяют проекту по крайней мере один день в неделю, и только 4,5% участвуют в делах компании лишь по мере необходимости.

Источник: Европейская сеть бизнес-ангелов (EBAN).

 

Начать дискуссию