В кризис многие компании сменили офисы на более дешевые. И если два года назад число людей, которые увольнялись из-за того, что им неудобно ехать на работу, неуклонно росло, то сегодня расположение офиса уже почти никого не волнует, утверждают эксперты
Раньше офис компании Exclusive Personnel располагался в центре Москвы, но в октябре руководство решило арендовать дополнительное помещение в районе станции метро «Южная». «Аренда здесь значительно дешевле, часть людей перебралась в новое здание, и, поскольку в центре мы теперь снимаем меньше квадратных метров, экономия налицо, — рассказывает заместитель гендиректора компании Александр Казаков, которому повезло больше всех. — Мне теперь до работы три минуты на машине и 10 минут пешком».
Ехать готовы
Два года назад число людей, которые увольнялись из-за того, что им неудобно добираться до работы, неуклонно росло, утверждают исследователи рекрутингового агентства Kelly Services. Как показал майский опрос того же агентства, в ответах на вопрос «Чем вы готовы пожертвовать, чтобы найти работу?» только 11,7% респондентов указали, что в нынешнее время пренебрегают репутацией компании-работодателя, тогда как удобное местоположение офиса не беспокоит 49,3% опрошенных. В исследовании приняли участие около 600 респондентов, 44% мужчин и 56% женщин — как работающих (41%), так и находящихся в поисках работы (59%).
По мнению экспертов, есть ряд профессий и позиций, для которых удобное местоположение офиса всегда будет важно. «Люди, которые занимают высокие должности, априори более мобильны, — комментирует Станислав Алексеев, управляющий партнер по России компании Transearch Intenational. — А вот юристы, бухгалтеры и финансовые контролеры щепетильны в этих вопросах». «Полтора года назад для одной крупной производственной компании мы искали юриста, — вспоминает он. — Компания переезжала на Рублевку, и больше половины кандидатов отказались от предложения именно по этой причине». Переезд за МКАД влечет за собой потерю примерно 30% персонала, полагает Алексеев.
Но день ото дня запросы становятся скромнее. «Если раньше соискатели на позиции бухгалтеров могли отказаться от предложения, когда узнавали, что офис располагается дальше двух станций метро от их дома, то сейчас готовы ехать на другой конец Москвы», — рассказывает Елена Ванюшкина, гендиректор рекрутинговой компании HR Factory. Из последней практики она вспомнила только два из сотни отказов от предложений работы по причине отдаленности офиса.
Все включено
«Мы возвращаемся к нормальной ситуации — с подчиненными стало проще общаться», — улыбается гендиректор «Экопси консалтинга» Павел Безручко. В январе этого года офис его компании переехал с Троицкого бульвара на «Электрозаводскую», сменив офисное здание категории В+ на категорию В. «Конечно, новое местоположение устраивало не всех, — рассказывает Безручко. — Нынешний офис по некоторым параметрам, безусловно, проигрывает, зато обслуживание гораздо лучше. Если раньше мы были вынуждены решать многие вопросы сами, вплоть до замены лампочек, то здесь есть все — от центральной службы охраны и видеонаблюдения до уборки». Стоимость аренды в разы ниже, чем на прежнем месте, добавляет он, но на сколько именно, не уточняет.
По наблюдению Аркадия Усачева, гендиректора компании «Деликатный переезд», каждый десятый переезд — «антикризисный», т. е. связанный с сокращением штата или расходов на аренду. Но некоторые компании всеми силами стараются оставаться на прежних территориях. «Для нашего бизнеса выгоднее договориться о более низкой стоимости аренды, сохранив удобную логистику, чем перемещаться за МКАД», — рассуждает председатель правления УК «Альфа-капитал» Михаил Хабаров. До кризиса, рассказывает он, у компании было три офиса, один в связи с сокращением персонала (почти на 30%) в ноябре закрыли. Остаться в центре компании удалось, добившись 50%-ного снижения арендной платы. «Снижение стоимости зданий по классу А — не исключение, сделанное специально для нас, это рыночное явление», — уверяет Хабаров.
Не Без подножки
Не всегда переезд компании из одного офиса в другой проходит гладко. На прошлой неделе вывозу имущества радиостанции «Наше радио» из бизнес-центра на Спартаковской, где она базировалась последние годы, воспрепятствовала охрана. Под угрозой оказался выход радиостанции в эфир. По словам генерального директора «Нашего радио» Михаила Зотова, формальных поводов запрещать выезд у арендодателя не было: договор полностью оплачен. «Не вполне согласованно сработали службы. Мы это списываем на то, что бизнес-центр напоследок хотел обозначить свою сильную позицию, — считает Зотов. — К счастью, утрясти ситуацию удалось менее чем за сутки».
«Недоразумение произошло из-за того, что мы не были вовремя проинформированы о том, что арендатор собирается вывозить имущество в ночное время, поэтому неизвестный грузовик охрана с парковки не выпустила, — комментирует Андрей Еремеев, первый заместитель генерального директора ОАО “АРЗ-6” (владелец бизнес-центра на Спартаковской). — Из этой ситуации мы сделали вывод, что еще при заключении или расторжении договоров аренды надо нам самим письменно напоминать арендаторам о необходимости информировать управляющую компанию о времени вывоза имущества и подавать сведения об автомобилях и грузчиках».
Усачев рассказывает, что такого рода ситуации случаются сплошь и рядом и экономия выливается в аврал и конфликты: «Часто виноваты сами клиенты. Из-за того что заказчик не может вовремя договориться с теми или иными службами, оборудование приходится перевозить в помещения, в которых не закончен ремонт или с неправильной планировкой». Он вспоминает случай, как офис одной розничной сети переехал в здание, в котором не было света, и работникам «Деликатного переезда» пришлось самим делать временное освещение. Арендодатель, из-за того что его вовремя не уведомили, может отключить лифт или вообще не пустить рабочих в здание — это самые распространенные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, говорит Усачев.
Уезжают
Аркадий Усачев, гендиректор компании «Деликатный переезд»:
«Если судить по обращениям только в нашу компанию, то количество офисных переездов с декабря 2008 г. по январь 2009 г. по сравнению с августом – сентябрем 2008 г. выросло на 47%».
Начать дискуссию