Кредитование

Сделали одолжение

Народная мудрость не подвела. Оказалось, долг действительно красен платежом. При условии, что платеж состоялся. И вот с этим на российском рынке большие проблемы. Кризис «плохой дебиторки» в самом разгаре.

Народная мудрость не подвела. Оказалось, долг действительно красен платежом. При условии, что платеж состоялся. И вот с этим на российском рынке большие проблемы. Кризис «плохой дебиторки» в самом разгаре.

Тема номера этого выпуска «Бизнес-журнала» посвящена повсеместно развернувшейся борьбе за возврат долгов. Зависшие платежи парализовали сбытовые каналы, сформировав атмосферу всеобщего недоверия. Арбитражные суды завалены исками разъяренных заимодавцев на месяцы вперед. Но у заемщиков, как оказалось, своя правда. Тем временем служба судебных приставов с трудом переваривает горы исполнительных листов, юридические компании, адвокатские конторы и коллекторы подумывают о переходе на круглосуточный режим работы, а рейдеры отмахиваются от очередных предложений о продаже выигранных долгов.

Одни пытаются спасти свой бизнес за счет других. А те, другие, не получая причитающихся им платежей, сами рискуют утонуть в кризисном болоте. Не соскучишься.

Занятно. С одной стороны, вся эта долговая драма разворачивается в отсутствие внятных этических стандартов. С другой — суды начали вдруг руководствоваться аргументами, имеющими весьма косвенное отношение к строгим правовым нормам.

Виноват ли тот, кто обязан был заплатить по контракту, однако не сделал этого? Формально — да. Неформально же — никто не ожидал такой подлянки: для множества компаний и их руководителей кризис стал полной неожиданностью.

Прежние схемы финансирования растаяли, словно их чертили симпатическими чернилами. Что прикажете делать в подобной ситуации — вывешивать белый флаг, закрывать лавочку, подавать заявление о банкротстве и отправлять сотрудников на биржу труда — или все-таки бороться любыми средствами, «заняв» (пусть даже и без спроса) столь необходимые именно сегодня деньги у контрагентов? Согласитесь, выбрать единственно правильный вариант не удается. Ведь спасенная компания и правда может сохранить персонал, а затем, скорее всего, расплатится по долгам. Кроме того, ее исчезновение не разрушит сложившуюся систему деловых отношений.

Примерно такими соображениями руководствуется сегодня российский арбитраж, изучая многочисленные «долговые» иски. Но правы и те, кто без спроса оказался в роли кредитующей стороны: у компаний, вовремя не получающих платежи, возникают точно такие же проблемы.

А порой они рискуют даже в большей степени. Почему тогда в ходе процессов о взыскании задолженностей судьи прислушиваются к воплям должников, утверждающих: «Если мы сейчас заплатим, то вынуждены будем уволить часть сотрудников или вообще закрыться»? Ведь, следуя той же логике, истец может заявить: как раз его бизнес окажется в шаге от краха, если причитающиеся деньги в ближайшее время не будут возвращены.

Похоже, «общего случая» просто не существует. Заявившись в суд с полным комплектом документов и наняв опытных юристов, в течение полугода можно удушить партнера, объявившего технический дефолт. Долг, вероятно, будет возвращен. Однако у победителя станет на одного партнера меньше. И не факт, что показательная порка заставит всех остальных немедленно погасить просроченные обязательства.

Можно выиграть долг у клиента и даже попытаться получить деньги сразу, перепродав подтвержденные в суде обязательства рейдерам. Но пойдет ли на такое вменяемый руководитель сервисной компании? Ведь риск стать пугалом для заказчиков, скорее всего, намного превзойдет сиюминутную выгоду.

Десять лет назад мне удалось с успехом припугнуть одного из должников. Проработав в компании пару месяцев, залетный казачок одолжил у всего коллектива кучу денег и полезных вещей, после чего был с треском уволен за профнепригодность и — исчез с концами. Мне было очень жаль новенькой видеокамеры, отданной «буквально на пару дней». Так вот. Оказалось, порой достаточно убедительной угрозы. Однажды утром я уведомил «заемщика» по электронной почте, что готов отнести в милицию заявление о краже. А уже вечером получил полную стоимость камеры.

Неплохой метод. Жаль, с трудом тиражируемый. Одному своему хорошему приятелю примерно в то же время я одолжил приличную сумму. Опять-таки «на пару дней». Жду до сих пор. Можно, конечно, «попугать». Вот только приятель — хороший. Разве что неорганизованный и забывчивый.

Долг платежом… ужасен.

Начать дискуссию