Экономика России

Надо предлагать. Власть воспримет

В Российском союзе промышленников и предпринимателей разработан ряд предложений по повышению эффективности управления активами в целом по стране. Мы считаем, что если говорить о необходимости повышения эффективности экономики, то именно эффективное управление активами надо ставить во главу угла.

В Российском союзе промышленников и предпринимателей разработан ряд предложений по повышению эффективности управления активами в целом по стране. Мы считаем, что если говорить о необходимости повышения эффективности экономики, то именно эффективное управление активами надо ставить во главу угла.

В ряду этих мер надо уже сейчас предусмотреть максимально прозрачный формат выхода государства из экономики. Сейчас — это объяснимо и правильно — государства в экономике становится все больше. Но именно в этих условиях для того чтобы бизнес сохранял и повышал свою эффективность, ему должны быть понятны правила и условия своего рода обратной приватизации.

Один из механизмов, которые предлагает РСПП, — это запуск приватизационных (конвертируемых) облигаций. Такие облигации сроком на три–пять лет могут быть выпущены эмитентами с госучастием, например ВЭБом, Сбербанком, ВТБ. Приобретя облигации, инвестор получает право конвертировать их потом в акции компаний с государственным участием или акции других «голубых фишек».

Ведь понятно, что наращивание присутствия государства в экономике осуществляется в основном через банки с госучастием, которые выполняют правительственные программы и кредитуют, входят в капитал компаний или выдают субординированные кредиты. Поэтому рынку уже сегодня должен быть показан нормальный, прозрачный, рыночный механизм будущего перехода собственности от государства обратно к частным инвесторам.

Необходимость эффективного управления активами все-таки поставит вопрос создании фонда, выкупающего «плохие долги». Фонд мог бы приобретать облигации (выкупать «плохие долги») по их текущей рыночной стоимости и реструктурировать обязательства по ним. При этом банки повышают капитализацию, получают ликвидность на реструктуризацию задолженности, списывают безнадежные долги.

Это нужно обязательно делать. Сейчас мы можем оценить, как международные банки теряют рыночную стоимость, насколько у них снизился капитал. Но мы совершенно не понимаем, какова ситуация в наших банках, потому что их показатели размыты плохими долгами. Для того чтобы понять реальную картину, нам нужно системно заняться проблемой реструктуризации задолженностей, списанию безнадежных долгов.

Для повышения эффективности управления активами в экономике в целом, на наш взгляд, очень важен пересмотр статуса и порядка деятельности государственных корпораций. Мы считаем, что здесь нужно исключить возможность одновременного ведения ими коммерческой деятельности и осуществления полномочий фактически по регулированию соответствующего сегмента рынка.

Ведь если самый сильный участник рынка является одновременно своего рода регулятором в своей нише, то остальным игрокам почти не остается возможности для равной конкуренции. О какой эффективности экономики тогда можно говорить?

Некоторым скептикам эти предложения кажутся чересчур смелыми. Дескать, государство не пойдет на это. Отнюдь нет, не все так безнадежно. Наоборот, последние решения президента страны Дмитрия Медведева, связанные с изменением механизма предоставления госгарантий, показывают, что власть готова проводить необходимые изменения, которые еще вчера казались неосуществимыми.

Ведь что произошло с госгарантиями? О необходимости заменить принцип субсидиарной ответственности на принцип солидарной ответственности по госгарантиям мы в РСПП говорили давно. По сути, речь идет о том, что механизм госгарантий должен работать не с помощью указаний, а за счет реальных стимулов.

Рынку было очевидно, что прежний механизм госгарантий не работает. Но многие считали бесперспективным делом поднимать этот вопрос.

Рынку было очевидно, что прежний подход не работает. Но многие считали бесперспективным делом поднимать этот вопрос. А крупнейшие банки и некоторые исполнительные структуры, по-видимому, просто опасались докладывать «наверх» о том, что на практике механизм не срабатывает. Но это же было очевидно.

Однако не надо опасаться предлагать необходимые экономике изменения. Президент со всей решительностью показал, что если механизм неэффективен, то его надо менять. Таким образом, идеи, казалось бы, бесперспективные с точки зрения проведения их через властные институты, оказались восприняты и реализованы.

Это не единственный пример, когда выдвигаемые бизнес-сообществом и на первый взгляд чересчур радикальные с точки зрения преодоления наших бюрократических механизмов идеи оказывались достаточно быстро реализованы политическими властями. В конце осени от РСПП мы выходили с предложением ввести специальные счета в банках, через которые проходили бы средства госпомощи, чтобы отслеживать их целевое расходование. Эта идея теперь тоже воспринята.

Наконец, можно вспомнить, как банковское сообщество предлагало ввести беззалоговые аукционы и механизмы предоставления банкам субординированных кредитов. Еще в сентябре в Сочи, на банковском форуме Ассоциации «Россия» в ходе дискуссий эти идеи вызывали недоверчивые усмешки скептиков, которые не верили, что такие механизмы можно провести через властные институты. В ноябре эти идеи были реализованы.

Время сейчас такое, что правильные и жизнеспособные идеи могут пробить себе дорогу достаточно быстро, какими бы радикальными с точки зрения преодоления бюрократии они ни казались поначалу. Президент и правительство своими решениями доказывают открытость к диалогу с бизнес-сообществом. Бизнес-сообщество должно этим пользоваться, оказывая тем самым помощь и себе, и властям.

Возвращаясь к программе мер по повышению эффективности управления активами, предлагаемой Российским союзом промышленников и предпринимателей, можно говорить еще об идеях по повышению качества корпоративного законодательства, призванных стимулировать возвращение российских компаний из других юрисдикций, в том числе из офшоров. Ведь там сейчас размещены огромные капиталы и активы.

Есть идеи кредитной, гарантийной и страховой поддержки экспорта, формирования реальных механизмов добросовестной конкуренции и так далее. Что-то сейчас кажется трудноосуществимым. Но именно сейчас самое подходящее время, чтобы инициативы, связанные с повышением эффективности экономики, находили реальный отклик во власти.

Начать дискуссию