Маркетинг

Папины точки

Фан-клубы, объединяющие поклонников заварных профитролей BEARD PAPA от японской корпорации «МУГИНОХО», обнаруживаются по всему миру. В Россиий об этой марке до недавнего времени мало кто слышал. Но теперь группа смелых инвесторов пытается восполнить досадный пробел.

Фан-клубы, объединяющие поклонников заварных профитролей BEARD PAPA от японской корпорации «МУГИНОХО», обнаруживаются по всему миру. В Россиий об этой марке до недавнего времени мало кто слышал. Но теперь группа смелых инвесторов пытается восполнить досадный пробел.

В драме, разворачивающейся между человеком и пирожным, глубже всех сумел разобраться Сержио Леоне. Страдания уличного мальчишки, ожидающего взрослого удовольствия, но в итоге съедающего припасенный «гонорар», — едва ли не самая сильная сцена культового фильма «Однажды в Америке». Устоять перед тающим во рту кондитерским чудом не способны даже взрослые. Да и врачи уверяют: сладости — превосходный антидепрессант. Рассудив, что с таким товаром уж точно не пропадешь, Олег Стрежнев при участии трех соинвесторов приобрел у японской «Мугинохо» мастер-франшизу и открыл пекарню-кондитерскую Beard Papa.

Профитроли, или заварные шу, японская «Мугинохо» готовит и продает вот уже десять лет. Сегодня брэнд Beard Papa объединяет около четырех сотен заведений, открытых в разных странах мира — преимущественно по франчайзингу. Не McDonald’s, конечно. Однако масштаб все-таки ощущается.

Главное: «Мугинохо» атакует зарубежные рынки, вооружившись не очередной вариацией на темы суши, сашими или лапши, а — выпечкой. Чем же японцы начиняют свои победоносные профитроли?

Сладкий дым

В рекламных материалах компании фигурирует «новинка японских кондитеров», хотя, если разобраться, новинка эта — не что иное, как европейский десерт со столетней историей. Обман? Скорее, тщательно продуманная «фишка». Основатель «Мугинохо» Юджи Хирото произвел этакий «реинжиниринг» профитроля, сотворив из него едва ли не отдельную продуктовую категорию — Beard Papa’s Cream Puff. Фанаты марки уверены: японские профитроли куда интереснее скучных старосветских заварных пирожных. Тесто у японцев двухслойное. Верхняя корочка отвечает «за хруст», а внутренний слой защищает от протекания крема, так что десерт не «подмокает». Крем тоже особенный — с добавлением бобов мадагаскарской ванили. И все это под модным соусом натуральности, отсутствия консервантов и прочей «химии».

Всей этой высокой маркетинговой кухни, разумеется, не хватило бы для того, чтобы построить сильный брэнд. Эмоции — вот та начинка, которая продается лучше всего! Добавим к списку достижений Beard Papa и весьма удачный формат: скорлупки из заварного теста выпекаются прямо на месте, тут же — в момент покупки — заполняются кремом и упаковываются. Такой конвейер гарантирует первозданную свежесть продукта и эмоциональность подачи.

Почему, собственно, «Бородатый папа»? Согласно задумке разработчиков, маскот брэнда — бородатый дедушка, — очередная вариация на темы Санта-Клауса. Как следует из корпоративной легенды, первый профитроль папаша испек самостоятельно. Да и в России этот образ смотрится довольно свежо. Вместо примелькавшихся рекламных бабушек и домохозяек — дед со скалкой. Такого у нас не было, кажется, со времен темнокожего дядюшки Бена и подмигивающего голографического Распутина.

Кавайные прелести

Пахнет в профитрольне, открытой Стрежневым и компанией на Пречистенских воротах, вовсе не табаком, а той самой ванилью — с Мадагаскара. Торговля в ярко-желтом павильончике ведется по большей части навынос, хотя у окна притулилась узкая стойка, к которой при желании можно прилепиться со стаканчиком чая и пирожным.

Вот типичный водитель персонального автомобиля покупает 24 профитроля для хозяйки-гурманки. Другой клиент неожиданно требует «чего-нибудь с мясом» и уже готов уйти восвояси, однако Стрежнев вовремя хватает его за полу и соблазняет заморским кремом. В итоге притихший мясоед уходит с красивой желтой коробкой. В ней, словно младенцы, покоятся обернутые в белые уголки профитроли.

Больше отсюда вынести нечего. В меню лишь два вида профитролей — «оригинальный» и с шоколадной глазурью. Плюс кофе и чай. А что, хорошая тактика. Когда продукт один, легче поверить, что он самый… кавайный.

Впрочем, с этими невинными профитролями Стрежневу пришлось изрядно повозиться. Пекарное оборудование по настоянию франчайзера везли из Японии. Результат: печи обошлись вдвое дороже, чем итальянские аналоги. Замороженное тесто также доставляется из страны восходящего риса — с собственного завода «Мугинохо». Все это ради того, чтобы обеспечить идентичность продукта международной марки, — утверждают владельцы товарного знака. «Все это для того, чтобы повысить рентабельность проекта», — легко парирует каждый, кто хоть немного ориентируется в тонкостях франчайзинга. Понятно, что франчайзи далеко не в восторге от необходимости платить за сырье в иенах. Но закупать тесто на стороне строго запрещено. Эксклюзивный рецепт, и точка! Возможно, когда-нибудь японцы развернут производство теста и у нас в стране. Но пока масштабы бизнеса российских партнеров к таким шагам не располагают.

На креме сэкономить тоже не получилось. Сливки приходится покупать импортные: отечественный производитель так и не смог добиться требуемой жирности. Да и ваниль — иноземная. К импортному сырью и оборудованию приплюсовываются высокие, «докризисные» арендные ставки, которые «Биэд Папа Раша» (так выглядит официальное наименование компании по-русски) платит за павильон площадью 43 квадратных метра возле метро «Кропоткинская».

Посмотреть со стороны — сплошные расходы. Но суммирование стартовых затрат дает вовсе не оглушительный результат. Для того чтобы «запуститься», Стрежневу и партнерам хватило 120 тысяч долларов. Так что появление одной торговой точки Beard Papa вполне укладывается в наши реалии: по данным консалтинговой компании RestCon, стартовые вложения в 80% всех заведений общепита, открываемых в России, находятся в пределах 150 тысяч долларов. Разве что инвесторам пришлось заплатить еще и за мастер-франшизу. Жаль, стоимость этого контракта Стрежнев не раскрывает. Скорее всего, паушальный взнос, истребованный «Мугинохо», оказался довольно высоким, — предполагают участники рынка франчайзинга. Ведь роялти в виде процента от выручки условия франшизы не предусматривают. Зато известно, что дань со своих франчайзи «Мугинохо» собирает в виде зафиксированной в иенах суммы — с каждой вновь открытой точки.

Несмотря на относительно невысокие издержки, сопровождавшие запуск первого российского заведения сети, Стрежнев с пучком мадагаскарской орхидеи наперевес готов доказывать: его профитроли — продукт премиального качества. Пусть даже в условиях кризиса о действительно высоких ценах приходится забыть. Да и во всем мире японская сеть отпускает с прилавков не слишком дорогой, зато претендующий на эксклюзивность товар.

В отличие от классических кафе, пекарни Beard Papa легко помещаются на 30 квадратных метрах. В одну смену «на точке» работают четыре человека. Да и затраты на маркетинг невелики. Основной канал продвижения — гастрономические бытописания блогеров, рекомендации и прочие колебания воздуха. Вот и получаются профитроли не слишком дорогими.

Разумеется, у себя на родине «Мугинохо» попроще. Если в Москве профитроли стоят 70–75 рублей («аукается» импортное тесто), то в Японии — раза в полтора дешевле, в пересчете на доллары. Следует учитывать и «эффект масштаба»: в Японии работает около 200 заведений Beard Papa — чуть меньше, чем ресторанов McDonald’s в России. А значит, и возможностей для ценового маневра в условиях кризиса у японцев больше. Наконец, «дорого» и «дешево» — понятия относительные. В сетевых кофейнях вроде «Шоколадницы» или «Кофе-Хауса» стоимость десертов похожего качества в среднем начинается от 100 рублей. Более близкие к Beard Papa по формату кафе-пекарни-булочные в основном играют в премиальном сегменте. Так, в пекарнях «Волконский» за стограммовый профитроль просят 150 рублей. Единственное, что должно настораживать инвесторов, купивших мастер-франшизу, так это постепенное формирование среднего ценового сегмента. Скажем, «Андреевские булочные» торгуют очень похожими пирожными по 70–80 рублей. Но особых волнений по этому поводу Стрежнев пока не испытывает. Столичный рынок пекарен-кондитерских до кризиса сформироваться не успел. Разве что слегка встрепенулся, и только.

— Ведущие игроки рынка владеют всего несколькими точками, а конкуренция не высока, — говорит Оксана Аверкина, ведущий консультант компании «Магазин магазинов» в ассоциации с СB Richard Ellis. Хотя, возможно, рынок свежей выпечки скоро оживет. В начале апреля о планах открыть в столице до конца года 50 пекарен с 50–60 видами хлебной продукции, которая будет выпекаться на месте, объявила «Сибирская хлебная корпорация». Правда, пока о наличии в ассортименте пирожных не было сказано ни слова. Как бы то ни было, главным конкурентом бородатого папаши в России оказывается безродный эклер по цене 100 рублей за килограмм. Все будет зависеть от того, готовы ли сладкоежки платить за свежесть продукта и марку.

Как холодные профитроли

«Мы уже продаем около тысячи пирожных в день», — радуется Олег Стрежнев. Ежедневно в пекарне совершается примерно 300 покупок. При этом половина клиентов приобретает от 6 до 12 профитролей. Средний чек Стрежнев декларирует на уровне 200 рублей. Почти столько же усредненный клиент оставляет, например, в «Андреевских булочных», где ассортимент значительно шире, чем в Beard Papa, или в «Теремке».

Для скромной пары наименований продукции, да еще и без особых затрат на рекламу, выручка от 70 тысяч рублей в день — результат очень неплохой. Если дела и дальше будут идти в гору, по расчетам Стрежнева вложения в пекарню удастся вернуть уже через полтора года. Тем более что к лету, по оценкам предпринимателя, продажи вырастут. Ведь профитроли — не горячие пирожки. По санитарным правилам они должны продаваться в охлажденном виде. А в жару все прохладное пользуется повышенным спросом. Причем, так сказать, «не отходя от кассы».

Чтобы увеличить обороты, со временем Стрежнев собирается слегка расширить предложение. Ведь у «Мугинохо» припасены и другие десерты для франчайзи — чизкейки, тирамиссу и прочие вкусности. Да и Оксана Аверкина («Магазин магазинов») предупреждает: крайне узкий ассортимент рано или поздно сыграет против компании — потребителю банально захочется большего выбора. Но пока концентрация на профитролях стартапу даже на руку. Так легче контролировать производственный процесс. К тому же на фоне рыночного окружения с отточенным как самурайский меч предложением выделиться намного проще. Покорять рынок компания намерена налегке, хотя и без фанатизма: в течение трех-пяти лет в Москве и области планируется открыть 30–50 мини-пекарен. Планы довольно скромные: например, японская сеть фастфуда «Удонъясан», вышедшая на российский рынок в 2007 году, намерена за пять лет открыть не менее 200 заведений.

Региональным предпринимателям Стрежнев будет продавать субфраншизы и обещает, что нижняя планка инвестиций составит 4 млн рублей. Партнеры ему очень нужны еще и потому, что управлять точками в провинции самостоятельно — задача слишком сложная. Хватило бы сил на Москву.

Жажда места

Стрежнев настаивает: за профитролями Beard Papa люди готовы ездить со всех концов города. Но это еще не значит, что точки продаж можно открывать где попало. «Хорошее тесто, место, место и еще раз место» — такова формула, предложенная японцами.

Выходя на рынок США в 2004 году, «Мугинохо» остро нуждалась в самых «проходных» местах. При невысокой цене профитролей (1,25 доллара) пекарни могли выжить только за счет качественного трафика. Между тем рынок недвижимости был холоден и недоверчив к новичку: владельцы коммерческих площадей встречали представителя японского фастфуда столь же холодно, как вся Америка сорок лет назад — японские автомобили.

Первую мини-пекарню в Нью-Йорке компания открыла в закутке одного из местных ресторанчиков, имевшего постоянную японскую клиентуру. А сегодня в США действует уже более 30 ресторанов сети, причем весьма выгодно расположенных. Хороший пример для Олега Стрежнева! Но, в отличие от США, у нас не так много азиатов-эмигрантов, тоскующих по оставленным на родине пирожным. Вот почему исполнительный директор компании RestCon Андрей Петраков уверен: успех «Биэд Папа Раша» прямо зависит от выбора мест дислокации новых торговых точек.

Первая пекарня на Кропоткинской безупречна с точки зрения и проходимости, и имиджа. Это «флагман», который будет работать на повышение известности брэнда. А вот второе заведение Стрежнев обещает открыть этим летом в одном из торговых центров. Он уверен, что потенциальные клиенты Beard Papa бродят по просторам московских ТЦ в изрядном количестве. Одна проблема: владельцы марки против того, чтобы аромат ванили тонул в смеси запахов, которой заполнены фуд-корты. «Найти площадку в качественном торговом центре вне фуд-корта — даже с учетом того, что из-за кризиса часть площадей освободилась, этой компании будет нелегко», — предупреждает Андрей Петраков. Он советует Олегу Стрежневу сосредоточиться на помещениях, расположенных в центральной части города, где много офисных зданий и высок поток пешеходов, в том числе туристов. Однако и здесь не все гладко. В центре не так много помещений, в которых можно установить пекарное оборудование. А тут еще и новые игроки выходят на рынок. «Сибирская хлебная корпорация», например, собирается открывать как раз точки шаговой доступности возле метро площадью 40 «квадратов».

Стрежнев к этим опасениям прислушивается, но и только. К тому же он уверен, что открытие новых пекарен будет обходиться ему дешевле, чем первой, — за счет экономии на аренде и оборудовании. «Мы многому научились и знаем, как сократить затраты», — говорит предприниматель.

Главное теперь, чтобы спрос не подвел. Если после кризиса покупатель «проснется» раньше, чем ставки аренды и стоимость рабочих рук, инвесторы Beard Papa смогут получить неплохую премию. За то, что в «переломное время» не лежали в добровольной коме.

Комментарии

1
  • Dmitriy-

    Сегодня устроился туда работать в новую точку :)

QIWI станет страусом

QIWI объявляет о проведении ежегодного общего собрания акционеров в 2024 году

ВТБ отчитался об успехах и сложностях импортозамещения иностранного ПО

Выбрали главное из интервью, которое Вадим Кулик дал «Ведомостям»

Упрощенцам, даже свободным от уплаты НДС в 2025 году, придется формировать счета-фактуры. «Ночной бухгалтер» № 1725

Появляется все больше сопутствующих поправкам по налоговой реформе 2025 проблем. Упрощенцев с доходами до 60 млн рублей освободили от НДС автоматически, но при этом не убрали обязанность выставлять счета-фактуры. Бухгалтеры уже всерьез начинают называть УСН усложненной системе налогообложения.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Счета-фактуры

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

Законопроекты

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интернет и IT

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Интересные материалы

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.