Один из самых амбициозных игроков туристической розницы — «КУДА.РУ» — сошел с дистанции. От сети, насчитывавшей 150 бюро путешествий, остались только многомиллионные долги, звучный брэнд и логотип в виде оранжевого солнышка. Инвестора-спасителя, который вынул бы проект из долговой петли, так и не нашлось.
Доставаться кредиторам за долги — такова сейчас горькая судьба многих проектов, владельцы которых бились не столько за прибыльность, сколько за рыночную долю, и выращивали бизнес на продажу. Кризис застал «Куда.ру» врасплох — на активной инвестиционной стадии, в самый разгар увлекательного процесса накачивания «рыночной массы».
«Стратегически мы компания, нацеленная на IPO», — рассказал в интервью «Бизнес-журналу» в апреле прошлого года Александр Комарницкий, основной акционер холдинга «Туральянс», управляющего сетями «Куда.ру» и «Магазины горящих путевок». План тогда был такой: вырастить к концу 2010 года обе сети в совокупности с 500 до 1 100 офисов продаж и миллиарда долларов годового оборота, захватив 10–12% российской туристической розницы, а затем, когда заокеанский финансовый кризис уляжется, вывести акции компании на биржу.
Стоит отдать должное: выходец с фондового рынка Александр Комарницкий действовал в турбизнесе в полном соответствии с катехизисом профессионального инвестора. В 2001 году ему за долги достались две туроператорские компании средней руки — Destinations of the World (DoTW) и «Лагуна тур». В дополнение к ним он в скором времени приобрел розничный бизнес — сеть бюро путешествий «Куда.ру», которой тогда отроду не было и года. На базе этих активов Александр Комарницкий сформировал холдинг «Туральянс» и принялся налаживать между ними синергию.
То, что инвестирование в туризм — трудный жанр, Александр Комарницкий почувствовал достаточно быстро. Туроператорский бизнес в рамках «Туральянса», по сути дела, так толком и не пошел. Зато розница ему, инвестору не из туризма, показалась более понятной и благодарной — с точки зрения использования стандартных технологий масштабирования. С 2006 года Комарницкий начал пускать в свой бизнес стратегических инвесторов: 25% «Куда.ру» было продано фонду прямых инвестиций UFG Private Equity за 13,6 млн долларов, а год спустя, по официально не подтвержденным данным, 15% приобрел швейцарский фонд International Holidays Fund за 11–12,5 млн долларов. Полученных средств Комарницкому с лихвой хватило на покупку крупнейшей на тот момент в России сети «Магазинов горящих путевок» за 5,5 млн долларов, поглощение нескольких сетевых ритейлеров помельче, а также на ускоренное развитие. За два последующих года Комарницкий почти удвоил число офисов продаж. «Куда.ру» агрессивно открывала новые точки в местах с высокой проходимостью и закачивала девелоперам депозиты за аренду в строящихся торговых центрах, которые находились еще на стадии котлована. «В депозитах у нас заморожены миллионы долларов!» — отчасти сетовал, отчасти бравировал Комарницкий.
Стремительность, с которой завалился на бок с началом кризиса бизнес «Куда.ру» (эксперты на пике оценивали его в 115-150 млн долларов), может удивить только человека, незнакомого со спецификой выездного турбизнеса. «Венчурность» туристической отрасли состоит в том, что здесь даже крупный игрок редко когда владеет весомыми материальными активами; все его достояние — технология работы, репутация, брэнд и кадры. Эта конструкция, подобно двухколесному велосипеду, устойчива, только когда движется на хорошей скорости и генерирует беспрерывный cash flow. Когда основной кредитор «Куда.ру» — ЮниКредит Банк — отказался реструктурировать кредит в размере 18 млн долларов, операционную деятельность сети залихорадило. Уже к концу зимы большинство крупных туроператоров отказалось от работы с сетью из-за хронических неплатежей, задержки по зарплате сотрудникам достигли 4–5 месяцев, валом начали нарастать долги перед арендодателями и арбитражные иски, а Александр Комарницкий перестал быть доступным для комментариев.
Впрочем, внутренний кризис в компании проявился еще весной прошлого года. Уже тогда, как говорят бывшие сотрудники «Куда.ру», сеть в полной мере ощутила тяжесть своего долгового бремени.
— Слишком бурный рост, — ставит свой диагноз Сельчук Бугай, экс-гендиректор «Куда.ру», покинувший компанию полгода назад. — К тому же инфраструктура в виде автоматизации бэк-офиса и системы управления продажами, которая могла бы поддержать этот рост, была готова лишь на 70%. Это все равно что возводить дом на недостроенном фундаменте: надстраивать третий–четвертый–пятый этажи можно, но получается криво. А исправлять инфраструктуру потом — труднее и дороже.
По мнению участников рынка, весьма неоднозначным решением, которое приняли акционеры «Куда.ру» еще несколько лет назад, стал курс на полное свертывание франчайзинговой программы. Наличие только собственных, а не франчайзинговых офисов, безусловно, добавляло сети инвестиционной привлекательности, но, как показало время, снизило кризисоустойчивость. Примечательно, что франчайзинговые «Магазины горящих путевок» — другой сетевой проект «Туральянса» — до сих пор продолжают работать в нормальном режиме.
— Вся история «Куда.ру» — это история экспансии: покупки других компаний и открытия новых офисов, — комментирует предприниматель Андрей Озолинь, создатель и экс-владелец сети «Магазины горящих путевок». — Очевидно, что изначально не ставилась задача сделать работу «Куда.ру» операционно прибыльной. Видимо, надежда была на постоянный рост отрасли.
Первые попытки продать свои туристические активы Александр Комарницкий предпринял еще накануне прихода кризиса в Россию. По слухам, циркулировавшим на рынке прошлым летом, дальше всего он продвинулся в переговорах с АО «Северсталь» и Национальным резервным банком, но сделка не состоялась. Отчаянные попытки найти покупателя продолжались до весны. Но тут речь шла уже не о почетном выходе из бизнеса, а о капитуляции перед кредиторами. «Куда.ру» к этому времени уже съежилась до двух десятков офисов. В середине марта Комарницкий пообещал сотрудникам рассчитаться по зарплатам после завершения сделки, которая, как казалось, вышла на финишную прямую. Однако и в этом случае риски компании показались потенциальному покупателю — инвестиционной группе «Трастком» — неоправданно высокими. Последний офис «Куда.ру» закрылся в апреле.
— Региональные офисы компании к моменту начала кризиса в России не успели выйти на уровень рентабельности, создав проблемы для всей сети, — анализирует причины финансового краха «Куда.ру» Сергей Толчин, генеральный директор дивизиона «Интурист Магазин Путешествий». — В связи с подготовкой к продаже руководство компании не принимало антикризисных мер. Тем временем туристический рынок продолжал сокращаться, а долговые обязательства сети — увеличиваться. После того как стало понятно, что продажа компании не состоится, убыточные офисы начали закрывать, но спасти сеть было уже невозможно.
Кредиторам мало что досталось. По сути, лишь брэнд с оранжевым солнышком, о котором с похвалой до сих пор отзываются даже конкуренты. «Что касается брэндинга и позиционирования на рынке, «Куда.ру» — большие молодцы», — признает Светлана Баимкина, директор по рекламе и вендорным коммуникациям франчайзинговой сети «Горячие туры». Правда, как считает Сельчук Бугай, стоит брэнд по нынешним временам никак не дороже пары сотен тысяч долларов. Слабая компенсация кредиторам, потерявшим десятки миллионов.
От восхода до заката
2001 — Центр фондовых операций «Тантьема» (один из владельцев — Александр Комарницкий) получил за долги туроператорскую компанию DoTW, а затем — «Лагуну тур». Вскоре «Тантьема» приобретает за $500–700 тыс.* сеть бюро путешествий «Куда.ру» с двенадцатью офисами продаж и формирует из своих туристических активов управляющую компанию «Туральянс».
2005 — туроператорское направление в рамках «Туральянса» свернуто, взамен приобретен 27-процентный пакет в многопрофильном туроператоре «И-Турс» за $3 млн*.
2006 — 25-процентный пакет в сети «Куда.ру» (свыше 100 офисов продаж) продан стратегическому инвестору — фонду UFG Private Equity — за $13,6 млн. Приобретена сеть турагентств Entire Travel из двенадцати офисов продаж в «Рамсторах» и «Ашанах» за $500 тыс.*, а затем — сеть турагентств «Магазин горящих путевок» (свыше 160 офисов продаж) за $5,5 млн.
2007 — по официально не подтвержденным данным, 15-процентный пакет в сети «Куда.ru» (около 140 офисов продаж) продан швейцарскому фонду International Holidays Fund за $11–12,5 млн*.
Конец 2008-го — из-за серьезных финансовых проблем сеть «Куда.ру» сокращается до 22 офисов.
Апрель 2009-го — закрыт последний офис «Куда.ру».
* — оценки источников, не связанных со сделкой (информационная группа «Турпром», СМИ, собственные оценки «Бизнес-журнала»).
Начать дискуссию