Бизнес-психология

Публичные выступления как базовый процесс внешних и внутренних коммуникаций

Личностная способность персоны к речевому взаимодействию с другими у сегодняшнего менеджера должна быть очень развита в силу информационности общества и постоянной публичности. Причем, интенсивность этой публичности может быть не вполне управляема: слухи, скандальные факты, интересные эпизоды (возможно, не подтвержденные) – все это является составляющими публичного образа, как конкретного человека, так и компании в целом.
Публичные выступления как базовый процесс внешних и внутренних коммуникаций
На фото Алексей Пронюшин

Все мои материалы в рамках авторской колонки будут освещать круг вопросов, так или иначе связанных с темой коммуникативной компетентности современного человека.

Личностная способность персоны к речевому взаимодействию с другими у сегодняшнего менеджера должна быть очень развита в силу информационности общества и постоянной публичности. Причем, интенсивность этой публичности может быть не вполне управляема: слухи, скандальные факты, интересные эпизоды (возможно, не подтвержденные) – все это является составляющими публичного образа, как конкретного человека, так и компании в целом. Умение эффективно выстраивать коммуникацию с настоящими и потенциальными клиентами, коллегами, представителями СМИ, партнерами - важнейшая часть той самой коммуникативной компетентности.

Что же такое «коммуникативная компетентность» и почему публичные выступления, как написано в заголовке статьи, являются базовым процессом внешних и внутренних коммуникаций любой компании?

Термины «компетенция» и «компетентность», как и многие слова, заимствованные из других языков, применяются  в нескольких разных значениях. Кроме того, в западных управленческих традициях они имеют  различные трактовки. В рамках темы этой колонки я предлагаю понимать словосочетание «коммуникативная компетентность», как способность человека добиваться целей коммуникативных действий, участником которых он является.

Под «коммуникативными действиями», в данном случае, понимаются процессы вербального (речевого) и невербального взаимодействия: руководитель компании - сотрудник,  продавец – клиент, сотрудник – сотрудник, представитель компании – представитель СМИ и т.д. Это примеры простых коммуникативных действий, из которых складываются системы внешних и внутренних коммуникаций любой организации.

Под «публичным выступлением» принято понимать такое коммуникативное действие, участниками которого будут более двух человек. Это могут быть непосредственные участники действия, присутствующие в момент коммуникации (сотрудники на совещании, потенциальные клиенты на презентации, журналисты на пресс-конференции). Также это могут быть участники действия, не присутствующие в данный момент, но являющиеся потенциальной аудиторией, которую мы так или иначе, хотим вовлечь (например, зрители ТВ-канала или слушатели радио).

Таким образом, презентация (себя, компании или продукта), совещание, доклад на профессиональной конференции, интервью или комментарий в СМИ – это разновидности публичных выступлений. По большей части, именно из подобных событий складываются системы внешних и внутренних коммуникаций компаний.

Развитие способности эффективно строить коммуникацию, достигать ее целей, разъяснять информацию и воодушевлять других людей особенно актуально на пост-советском пространстве и этому есть историческое объяснение. Нас всех учили в школе и в институте различным базовым умениям и навыкам. Без умения читать и писать сложно представить себе современного человека уже на протяжении, как минимум, века. В последние два десятилетия почти невозможно быть деловым человеком без развитых навыков владения компьютерной техникой. Все это сегодня включается в понятие «грамотность». А вот азам эффективного публичного общения в советской школе (и в высшей школе) нас почти не учили.

Объясняется это просто: чем более нормированное, тоталитарное общество, тем менее востребованы процессы публичного общения, а, значит, и навыки. Советской экономике в гораздо меньшей степени были нужны специалисты, владеющие публичным мастерством, чем современной рыночной экономике. Товар почти не приходилось продавать – его нужно было «отпускать», так как, существовал дефицит. И люди, владеющие мастерством публичных выступлений, зачастую становились лидерами, руководителями. Cначала в пионерской организации, потом – в комсомольской, затем – в партии.

Сегодня все иначе. Навыки публичных выступлений, презентаций, коммуникабельность становятся необходимыми. Это очевидно, если посмотреть на список требований в вакансиях для менеджеров среднего звена. А руководство любой компании публично по определению.

В иностранных университетах, как американских, так и европейских, личная коммуникация является отдельной дисциплиной и подтверждается дипломом. С середины ХХ века в разных учебных заведениях она носит различные названия:  «коммуникативная эффективность», «риторика», «public speaking» (дословно – «публичное говорение»),  «presentation skills» («презентационные навыки») и т.п. И начинается развитие коммуникативной культуры с детских заведений «раннего возраста» (детских садов).

Возникает резонный вопрос: а можно ли вообще этому научиться? Способность к публичному общению это талант, дар или приобретаемый навык? Проще всего ответить на этот вопрос, если вернуться к иллюстрации про школу. Все выпускники школы после обучения там умеют читать и писать, в этом смысле  они грамотны. Но писатель, чьи произведения станут шедеврами – один на миллион.  То же самое с умением эффективно выступать публично. Яркий оратор получится не из каждого. Но это и не нужно – необходимо наработать и использовать навыки коммуникации для выполнения своих главных профессиональных задач. Именно этому посвящены консалтинговые и обучающие программы.

В следующих статьях я подробно рассмотрю вопросы, которые часто встречаются при подготовке к выступлениям, и саму технологию подготовки. Буду рад ответить на ваши вопросы, уважаемые читатели Клерк.Ру.

Начать дискуссию