Мудрое замечание Льва Толстого о том, что все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастная несчастлива по-своему, сегодня можно дополнить словами: разница между счастливыми и несчастливыми семьями состоит в двух-трех фразах, не сказанных ежедневно.
Справедливо это и по отношению к семейному бизнесу, где деловые отношения не только дополняют глубоко личные, но зачастую и разрушают их. Вот и получается семейная жизнь как в известном выражении «развод в рассрочку».
Исходя из главного постулата семейного дела — доверия, проблемы, возникающие в отношениях, с одной стороны, облегчаются многолетними связями, но тем же самым и усложняются. В этом плане, по мнению экспертов, семейные отношения негативно сказываются на деловом общении, что особенно заметно в критических ситуациях.
Известный пример семьи Даслер стал образцом внутрисемейных скандалов, а соперничество фирм Puma и Adidas — конкурентной войной бизнес-интересов. Более того, вражда основателей перекинулась и на их родной город Герцогенаурах. Каждая компания содержала свою футбольную команду, а сотрудники демонстративно пили разное пиво, и даже их дети посещали разные школы. Конечно, с годами напряженность отношений между компаниями сошла на нет, но история громкого «развода» в семейном бизнесе остается актуальной и поныне.
Основные подводные камни конфликтов семейного предприятия заложены в проблемах роста, меняющих устоявшийся уклад бизнеса, говорят эксперты. Основная часть семейных бизнесов теряет управленцев-родственников и приобретает профессиональных топ-менеджеров. Когда приходит время, выбор управляющего на конкурентной основе не должен иметь никакого отношения к степени родства. Это практика всех крупных компаний, особенно если бизнес не эксклюзивен. Так, члены семьи Ford сегодня являются лишь акционерами, доверив управление команде профессионалов. По мнению владельцев, ничего плохого в этом нет — на ответственных позициях должны быть люди, которым ты полностью доверяешь с профессиональной точки
зрения.
«ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК», КАК И «БЛИЗКИЙ», — НЕ ПРОФЕССИЯ
Консалтинговая компания McKinsey выяснила, что абсолютно во всех успешных семейных компаниях основным критерием подбора сотрудников, а особенно руководителей, является профессионализм. В большинстве из них в совет директоров, помимо членов семьи, обязательно должны входить независимые эксперты. А половина семей вообще приняла решение не допускать к управлению бизнесом никого из членов семьи. Правила могут различаться в деталях, но они едины в общем принципе: все успешные семейные фирмы стремятся нанимать профессионалов.
Среди причин фатальных ошибок в семейном бизнесе называют: непонимание; отсутствие делового авторитета в глазах друг друга; неумение разграничивать личные и служебные отношения; отсутствие четкого и ясного понимания, что бизнес имеет свои правила и законы. А также — конфликт поколений.
Компания Koch Industries (бизнес семьи Кох, США) была основана в 1918 году Фредом Кохом. Но на протяжении последних 40 лет своего существования фирма печально известна затяжными семейными войнами между братьями во втором и третьем поколениях.
По разным оценкам, 68% малых предприятий во всем мире и 11% малых и средних предприятий составляют семейные компании. Многие крупные корпорации как «семейные» торговые марки — среди наиболее известных: Ford, BMW (Bayerische Motoren Werke AG), Wal-Mart, Mars, ALDI, Samsung и др. Однако, судя по опыту зарубежных стран, лишь 5% подобных предприятий сохраняет рыночную стоимость уже в третьем поколении владельцев.
Заметим, что третье и четвертое поколения также часто отходят от сугубо семейного предприятия в другие сферы и бизнесы — массмедиа, политику, благотворительность, или просто развивают дорогостоящие хобби.
Конфликт отцов и детей — неизбежный порог всех семейных предприятий. Большинству бизнесов удается не выносить сор из избы, но если это не получается, достоянием широкой общественности становятся не только личные отношения, но и интимные тайны членов семьи.
История LОreal знает не один скандал. Но конфликт между 86-летней Лилиан Бетанкур, владеющей самым значительным пакетом акций, и ее дочерью — 55-летней Франсуазой Бетанкур-Майерс, также являющейся членом совета директоров компании, — стал самым громким публичным скандалом последнего времени. Он вышел за стены шикарного особняка семьи в предместьях Парижа на газетные полосы ведущих деловых изданий Франции.
Лилиан Бетанкур, обладательница $13,4 млрд (21-е место в списке самых состоятельных людей мира, по версии Forbes 2008 года), обратилась с открытым письмом, в котором и сообщила дочери, что не хочет ее больше видеть. Это письмо стало ответом на судебные иски, поданные дочерью на действия матери в отношении некого Франсуа-Мари Баньера, которому было передано имущество семьи на 993 млн евро (дорогие квартиры, чеки на крупные суммы, произведения искусства, страховки и пр.). Лилиан Бетанкур заявляет, что прекрасно сознает, что делает, и вольна давать деньги и дарить подарки — сколько, кому и какие хочет. По мнению экспертов, публичность этого скандала только добавляет масла в огонь внутрисемейных отношений. Вопрос же о том, как это отразится на деятельности самой компании, пока остается открытым.
Подводные камни семейного бизнеса:
— сложно уволить даже не слишком трудолюбивого родственника;
— семья часто активно противится любым нововведениям и инновациям;
— конфликты в семье могут мешать бизнесу.
Публичный скандал в семье LОreal, по мнению экспертов, скорее все-таки исключение, чем правило. Неоспоримым преимуществом многих семейных компаний остается их способность хорошо хранить свои секреты. Так, Ротшильды остаются одной из самых закрытых корпоративных структур мира. Только в 1990-х годах они разрешили публикацию официальной биографии семьи, да и то раскрыли далеко не все семейные архивы.
Примеры суперуспешных семей, годами выстраивающих свои империи, доказывают, что они сумели взять под контроль все семейные разногласия наследников. В бизнесе семьи Мюлье работают более 350 ее членов. Но при годовом доходе их главного детища Auchan в 36 млрд евро ни один из них не входит в известный список богачей Forbes. Доли в компаниях, принадлежащих семье, равномерно распределяются между всеми. И сегодня семья Мюлье является одной из самых богатых в Европе.
Стабильность любого бизнеса складывается годами. Поэтому любые семейно-бытовые конфликты, перешагнувшие порог дома и офиса, обладают огромной разрушительной силой. Вполне возможно, что избежать потрясений позволяет грамотно отстроенная вертикаль власти. Впрочем, издержки личных отношений могут потрясать и основы таких гигантских корпораций, как в случае с LОreal.
К сожалению, стандартных рецептов, которые позволили бы избежать подобных «разводов» в делах семейных, нет и быть не может. Выход видится один: абсолютно открыто и честно обсуждать все сложности и совместно вырабатывать пути их решения на семейном совете, не делая их достоянием общественности.
Ведь семейные ценности — это не только родственные связи, но и духовное единство традиций.
Начать дискуссию