Председатель совета директоров* корпорации «Интел» Крейг Барретт посещает Россию с завидной регулярностью. В этот раз мистер Барретт приехал в Санкт-Петербург на международный экономический форум. В эксклюзивном интервью журналу Крейг Барретт сделал прогноз, как через десять лет изменится наш мир под влиянием высоких технологий.
Мистер Барретт, с какой целью Вы приехали на международный экономический форум в Санкт-Петербург?
— Я преследовал несколько целей. Первая — это возможность повидать сотрудников нашей компании, которая располагается в нескольких российских городах: в Санкт-Петербурге, Москве и Нижнем Новгороде. Во-вторых, я стремился на этом форуме встретиться с представителями российского правительства. Но все-таки основной целью поездки являлась оценка возможностей российского рынка, который, на мой взгляд, крайне важен для компании «Интел». Я могу с уверенностью сказать, что уже через несколько лет он будет самым крупным рынком в Европе.
А конкретнее можете спрогнозировать, сколько нам нужно для этого лет?
— Трудно делать прогнозы, но я могу сказать, что в течение трех лет это произойдет. И российский рынок будет по своему объему крупнее, чем рынок какой-либо другой европейской страны.
Назовите, пожалуйста, людей, повлиявших на Ваше профессиональное и личностное становление.
— Прежде всего, я могу назвать Энди Гроува, это бывший главный исполнительный директор нашей компании. Я считаю его своим наставником и учителем. Конечно, сильное влияние оказали Боб Нойс и Гордон Мур, основатели компании «Интел». И третий, самый главный человек — это моя жена, у которой я многому научился и в личном, и в профессиональном плане. Барбара по профессии адвокат, она занимала пост генерального директора, была послом США в Финляндии, а сейчас Барбара в звездном городке проходит курс обучения полетам в космос, она будет в дублирующем составе.
Иначе говоря, если кто-то из астронавтов заболеет, Вашей жене придется лететь в космос. Вам не становится страшно при этой мысли?
— Знаете, единственное, чего я на самом деле боюсь, — это отговаривать свою жену от того, что она решила сделать.
С какими сложностями сегодня приходится сталкиваться совету директоров компании «Интел»?
— Роль совета директоров заключается в предоставлении советов и рекомендаций главному исполнительному директору компании для правильной формулировки приоритетов развития компании в дальнейшем. В последнее время, учитывая экономические проблемы, перед компанией «Интел» стоят некоторые четкие задачи. Первая задача заключается в том, чтобы обеспечить компании достойный рост в условиях рецессии. Но еще раз подчеркиваю, решения совет не принимает, а только выполняет роль советников.
«Наша стратегия: мы мчимся вперед со скоростью 200 миль в час. И если врезаемся в кирпичную стену, то на полной скорости», — сказали Вы в одном из интервью. Стал ли кризис для Вас этой самой стеной, и больно ли было врезаться?
— Есть закон, который гласит, что производительность должна увеличиваться в два раза каждый год или два. Кирпичная стена для
нас — это невозможность совершенствовать и развивать технологии, и в нее мы пока не врезались. Надо сказать, что кризис — это
просто временное падение спроса на какие-то товары и услуги. Технологии же, несмотря на экономическую ситуацию, продолжают совершенствоваться и развиваться. Сам кризис я бы не рассматривал как стену, скорее это несколько колдобин на дороге, по которой мы по-прежнему несемся с очень большой скоростью. Наша философия такова: нельзя спастись от рецессии, нужно во время рецессии продолжать программу инвестирования, иначе просто нельзя. И, что касается развития технологий во время кризиса, ни в коем случае нельзя замедлять инвестиции. Напротив, их нужно только увеличивать.
В России под предлогом кризиса компании нередко урезают зарплаты и отменяют бонусы. Какие меры приняла «Интел» для оптимизации издержек в условиях кризиса?
— Спрос на продукцию и развитие технологий в целом — это две разные вещи. Если мы сталкиваемся в период финансового кризиса с падением спроса на продукцию, мы должны оптимизировать свое производство так, чтобы не было переизбытка товаров. Для этого нам пришлось закрыть несколько заводов, в частности один в Китае, один на Филиппинах, один в Соединенных Штатах Америки, для того чтобы сбалансировать наше предложение и спрос на нашу продукцию.
Что касается России, здесь у нас работает 1 200 человек и в основном они занимаются научными исследованиями и конструкторскими разработками. Так вот в России, невзирая на рецессию, мы не только не сократили количество сотрудников, напротив, взяли на работу много людей. Потому что мы активно стремимся выпускать новые продукты, новые решения, разрабатывать новые технологии. Для этого нужно продолжать инвестировать и во время рецессии. Это даст возможность подойти подготовленными к тому моменту, когда этот кризис закончится.
Двести лет назад возникла наука под названием «менеджмент». Сегодня уже говорят о том, что она устарела и будущий бизнес требует иных подходов. В «Интел», мы знаем, успешно используют телеработу. Как Вы к этому относитесь?
— Сугубо положительно. Благодаря электронной почте я могу работать где угодно, находиться в контакте с коллегами. Интернет делает информацию доступной для всех, меняет структуру власти. Раньше нужно было ходить в офис, чтобы работать, босс был там и видел, что вы на месте — значит, работаете. А теперь босс судит о вас не по факту присутствия в офисе, а по тем делам, которые вы делаете. И я считаю, что это очень правильно.
Карли Фиорина, став директором Helwett Packard, основной акцент в своей работе сделала на корпоративной культуре. И вроде преуспела, превратив компанию из фабрики принтеров в современную инновационную компанию. Назрели ли перемены в компании «Интел»? Какие проблемы Вы бы поставили как первоочередные?
— Сегодня наша основная задача — расширение линейки продукции. Задача сложная, но очень интересная. Всем известно, что компания «Интел» известна прежде всего своими процессорами; сейчас наша задача заключается не только в изготовлении процессоров для компьютеров и ноутбуков, но и технических решений для портативных устройств — карманных компьютеров, наладонников. Мы развиваемся в сфере оборудования для здравоохранения. А также мы специализируемся на решениях для широкополосного доступа в Интернет, в частности в сети WiMAX, которые сейчас уже есть и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Это сети четвертого поколения, они обеспечивают широкополосное подключение в Интернету с использованием беспроводного протокола. Расширение линейки продукции — наша приоритетная задача. Так что мы делаем, практически, то же самое, что делала госпожа Фиорина.
Как именно можно использовать новые технологии в сфере здравоохранения?
— Речь идет о развитии новой формы здравоохранения. Уже сейчас с помощью компьютера вы сможете удаленно осуществлять мониторинг основных параметров состояния вашего организма, как то: частота биения сердца, уровень сахара в крови, давление крови и прочее. В основном это применяется пока в Соединенных Штатах Америки, но, помимо США, есть и в некоторых других странах. Что касается применения ПК для диагностики, именно в этом и заключается основное революционное изменение. С помощью персонального компьютера вы сможете осуществлять удаленный мониторинг вашего здоровья и отправлять эту информацию лечащему врачу в поликлинику или в больницу. Раньше как было?
Пациент шел в больницу на прием к врачу, где осуществлялся контроль, осмотр пациента. Уже скоро нужда в этом отпадет и можно
будет удаленно осуществлять наблюдение за состоянием здоровья пациента с помощью персонального компьютера, который, в свою очередь, потом будет отправлять параметры на компьютер в поликлинике.
Вы не застали, наверное, эти огромные компьютеры, мейнфреймы, величиной с дом. В такой компьютер забивалась задача, и результат был готов только на следующий день. Вот этот старый мейнфрейм можно сравнить с поликлиникой, в которую нужно ходить на прием. Это вчерашний день. А завтрашний день — это уже не поликлиника, это персональный компьютер, который будет у вас дома, который будет осуществлять мониторинг состояния вашего здоровья и отправлять эти данные на большой компьютер врачу, лечащему специалисту. В этом заключается идея нового здравоохранения.
Для кого «новое здравоохранение» особенно актуально?
— Если рассматривать объем средств, который тратится на здравоохранение, мы должны, условно говоря, поделить расходы на три условных категории. Первая категория, на которую тратится не слишком много денег, — это забота о здоровье поколения, которое почти не болеет, не страдает хроническими заболеваниями.
На две другие категории тратится 80% средств здравоохранения. Это, во-первых, пожилые люди, которые доживают, возможно, свои последние дни. И, во-вторых, это страдающие серьезными хроническими заболеваниями, нуждающиеся в постоянном лечении. Так вот, именно для этих двух категорий людей новые технологии могут быть особенно полезными. В частности для тех, кто страдает
диабетом, заболеваниями сердца, почек и так далее. С помощью новых технологий они смогут постоянно осуществлять мониторинг своего состояния и, таким образом, существенно снижать затраты на поддержание здоровья в должном состоянии. Естественно, для молодого поколения это не так актуально, но для пожилых людей, для хронически больных новые технологии сыграют очень существенную, пожалуй, решающую роль. Пожилой или больной человек может уже не ходить в поликлинику на постоянные осмотры, он может с помощью информационных технологий осуществлять контроль того, как он спал, хорошо ли он выспался, ворочался ли во сне и так далее. Человеку не придется испытывать стресс, направляясь в поликлинику, чтобы выполнять рутинные процедуры. Также можно будет отслеживать, выходил ли он на прогулку, брали что-то из холодильника, принял ли лекарства вовремя и прочее.
За счет таких, в общем-то, несложных средств, которые требуют минимальных инвестиций, можно помогать людям жить комфортнее — и, как результат, дольше. Еще раз подчеркиваю: эти технологии — не будущее, они уже существуют, просто пока не слишком распространены.
Не так давно появилась проблема «самодиагностирования». В Интернете можно быстро и бесплатно найти информацию по любой болезни, ее симптомы, поставить себе самостоятельно диагноз и пойти в аптеку за прописанным в Интернете лекарством. Врачи негодуют; было зафиксировано уже несколько плачевных последствий таких самодиагнозов. Как Вы к этому относитесь?
— Хорошо это или плохо — что вы можете посмотреть информацию о заболевании в Интернете? Как сказать… С одной стороны, хорошо, с другой — плохо. Бывает такое, что благодаря Интернету пациент знает о своем заболевании больше, чем лечащий врач. Раньше врачи были так компетентны в сфере здравоохранения только потому, что они были единственными, кто в полной мере располагал информацией о заболеваниях. Сейчас ситуация меняется. Информацию можно найти в Интернете, почитать на специализированных сайтах. Можно обменяться этой информацией с другими людьми, узнать, что это за заболевание, посоветоваться, прочитать, какие методы лечения должны использоваться. Потеряют ли в этой ситуации врачи свой авторитет? Могу сказать, что все относительно. Сейчас все, включая врачей, в той или иной степени имеют доступ к этой информации. И, наверное, в этом-то и заключается самая интересная и волнующая составляющая. При активном развитии Интернета здравоохранение само должно предпринимать какие-то шаги со своей стороны, чтобы избежать тех самых неприятностей, о которых Вы говорили.
Вообще интересные вещи происходят. Ведь Интернет — это информация, а информация — это власть. Можно посмотреть на политические примеры: КНР — республика с очень сильным правительством, которое пытается контролировать жизнь своих граждан. Тем временем граждане имеют возможность пользоваться Интернетом, где могут найти информацию без всяких фильтров и прочитать обо всем как есть.
Правительство сегодня не в состоянии полностью контролировать ту информацию, которую проглатывает население той или иной страны с помощью Интернета. Наступила эра свободы слова.
Генри Форд успешно стартовал, но к концу жизни стал тормозом для развития компании. Существует ли секрет вечной молодости в бизнесе и как избежать ошибки Форда?
— Вы спросили про Форда, но сейчас намного актуальнее было бы отметить компанию «Дженерал Моторс», потому что у них ситуация похуже. Отвечая на Ваш вопрос, хотел бы вспомнить высказывание своего наставника Энди Гроува. Он говорил, что только параноики выживают и остаются на плаву. Параноик постоянно о чем-то волнуется, его что-то постоянно беспокоит. Если вас перестает волновать конкуренция и ситуация вокруг вас, вы идете на дно. Если же вы постоянно этими вопросами обеспокоены, проявляете признаки определенной паранойи, вы выживаете, остаетесь на плаву. Поэтому ни в коем случае не расслабляйтесь. Никогда. Не погружайтесь в беспечное, комфортное состояние. Всегда продолжайте беспокоиться о том, что вас окружает, с чем вам приходится сталкиваться каждый день. Только это гарантирует, что вы сможете развиваться, двигаться вперед и применять новые технологии.
Каким Вы видите мир компьютерных технологий лет, скажем, через десять?
— Опасно гадать, как хай-тек будет развиваться в дальнейшем, потому что все меняется с огромной скоростью. Могу сказать, что уже сегодня миллиард людей на планете пользуется Интернетом, и лет через 5-10 добавится еще 2-3 миллиарда людей, которые будут обладать доступом в Интернет. Он, бесспорно, будет осуществляться с помощью беспроводного протокола, проводное подключение отходит в прошлое.
В ближайшее время для этого будет использоваться технология WiMAX, и лет через 5-10 фактически везде на территории Российской Федерации появится возможность выйти в сеть WiMAX. Если вы ходите в кино и знакомы с трехмерными фильмами, могу сказать, что лет через 5-10 все фильмы будут уже выпускаться в 3D-формате. Что касается компьютеров, то они, наверное, тоже будут обладать возможностью воспроизводить изображение на мониторах в трехмерном режиме. Возможно, для этого потребуется надеть специальные очки, но они будут достаточно комфортными и удобными. Это сделает использование Интернета и общение с людьми более реалистичным, более информативным.
И еще одна особенность нашего времени, которая, на мой взгляд, будет развиваться невероятными темпами, — это социальные сети. Для молодого поколения характерно делиться информацией о своей частной жизни с другими. Я, к примеру, не являюсь пользователем «фейсбука», потому что опасаюсь делиться с чужими людьми какими-то подробностями о себе. Думаю, что в дальнейшем появится так называемый реалити-софт — программное обеспечение, позволяющее работать в режиме реального времени, словно вы в реалити-шоу на ТВ. Жизнь в киберпространстве и возможность поделиться информацией о себе с другими людьми будет бесспорно выходить на первые позиции.
Такие сервисы, как Youtube, уже сегодня дают возможность быстро и эффективно обмениваться информацией личного плана. Особенно с помощью широкополосного подключения, с помощью которого можно очень быстро передавать видео в хорошем качестве, причем в реальном времени. За высокими технологиями — будущее; возможно, все вышеперечисленное в комплексе превратится в некий кибермир. А ведь десять лет назад и в помине не было никакой «секондлайф». Представляете, что будет еще через 10 лет…
Вы занимаетесь распространением Интернета в развивающихся странах и декларируете, что Всемирная сеть поможет сделать жизнь намного лучше и качественнее. А как быть с деструктивным влиянием Интернета? Стоит ли с ним бороться?
— Я понимаю, о чем Вы. Отвечу так. Существуют книги и журналы определенного содержания — того же содержания, что и некоторые сайты в Интернете. Не сам Интернет виноват в этом, виноват контент, которым наполнены некоторые сайты. Его нужно отфильтровывать с помощью специальных технологий, они существуют. Конечно, распространители порнографии всегда на шаг впереди тех, кто за ними охотится, они выдумывают самые изощренные способы для того, чтобы пропагандировать порно и насилие. Да и дети, они всегда найдут доступ к информации, которая их интересует; не было Интернета — мальчики всегда могли найти журнал Playboy, прочитать его, посмотреть картинки и спрятать от родителей под подушкой. Тем не менее, все равно нужно тщательно контролировать интернет-контент.
В то же время основной плюс Интернета в том, что он обеспечивает глобальный доступ большого количества людей к нужной информации. Это, безусловно, перевешивает вред, о котором Вы говорите. Всегда и везде есть определенный баланс между добром и злом. Интернет — не исключение.
«Сбалансируйте вашу личную и профессиональную жизнь, но делайте абсолютно все на сто процентов», — говорили Вы неоднократно. Дайте совет, как выкладываться полностью и при этом не перегореть.
— Самое главное — наслаждаться тем, что вы делаете. Тогда вы не перегорите. Принцип такой: работай на полную катушку и отдыхай на полную катушку, тогда будет достигнут настоящий баланс. Вы должны отдыхать. Я имею в виду, что отдыхать надо, конечно же, правильно, ничем не злоупотребляя. Быть наиболее эффективным, успешным человеком, хорошим специалистом на работе и в то же время уметь качественно и полноценно отдыхать. Этот баланс между рабочей составляющей и личной жизнью нужно постоянно соблюдать и поддерживать.
* Летом 2009 года Крейг Барретт планирует покинуть пост председателя совета директоров компании «Интел».
Беседовала Мария Холкина
НАСТАВНИКИ КРЕЙГА БАРРЕТТА
Роберт Нойс (родился в 1927 г., Берлингтон, Айова) — американский инженер, изобретатель интегральной схемы, системы взаимосвязанных транзисторов на единой кремниевой пластинке, основатель корпорации Intel.
Гордон Эрл Мур (родился в 1929 г., Сан-Франциско, Калифорния) — почетный председатель совета директоров и основатель корпорации Intel, основоположник «закона Мура».
В 1968 году Роберт Нойс и Гордон Мур основали корпорацию «Интел». В 1971 «Интел» представила микропроцессор, объединяющий в одной микросхеме функции запоминающего устройства и процессора. Вскоре корпорация «Интел» стала лидером по производству микропроцессоров.
Энди Гроув (родился в 1936 г., Будапешт, Венгрия) — доктор философии, бывший президент, исполнительный директор и председатель совета директоров компании «Интел». Автор книги «Выживают только параноики».
Начать дискуссию