Управление персоналом

Оптимизировали до костей

Российские работодатели часто называют сокращения штатов оптимизацией. Иногда это оправданно: есть компании, которые даже не планируют возвращаться к прежнему количеству сотрудников. Чаще встречается подмена понятий. Кризис еще не закончился, но общее количество вакансий, опубликованных на карьерных сайтах, уже стабильно растет

Российские работодатели часто называют сокращения штатов оптимизацией. Иногда это оправданно: есть компании, которые даже не планируют возвращаться к прежнему количеству сотрудников. Чаще встречается подмена понятий. Кризис еще не закончился, но общее количество вакансий, опубликованных на карьерных сайтах, уже стабильно растет

Если когда-нибудь поток гостей в рестораны, входящие в холдинг «Арпиком», и вернется на докризисный уровень, работодателю удастся обходиться значительно меньшим количеством сотрудников, уверена Нина Литвинова, управляющий холдингом.

«Раньше мы хотели быть абсолютно идеальными и пытались выполнять все бизнес-функции, но, когда наступил кризис, вспомнили закон Паретто и выделили 20 функций, приносящих 80% успеха», — рассказывает Литвинова. Это привело к сокращению 30% персонала в управляющей компании (в первую очередь из департамента развития, занимавшегося поиском площадок под рестораны и их строительством) и на 18% — персонала в ресторанах. (Всего их 28. Холдинг управляет сетями «Гудман», «Филимонова и Янкель», «Колбасофф», «Мамина паста» и «Ле Гато».) «Мы высвободили людей, но придумали другую, более эффективную, технологию работы, — говорит Литвинова. — Например, официантов перевели на почасовую ставку оплаты труда». До кризиса официантов в компании работало на 23% больше, чем сейчас. Меньше стало и поваров, нагрузку удалось снизить благодаря более активному использованию фабрики-кухни компании и расширению ее ассортимента.

Новая схема работы предельно проста, рассказывает Литвинова. В компании подсчитали, что гости в течение дня распределяются неравномерно: меньше всего их утром, больше всего — вечером. Раньше на работе официантов это никак не сказывалось: и утром, и вечером гостей обслуживали в среднем 12 человек на ресторан. Сейчас же график работы официантов составляется с учетом потока клиентов: утром может работать один человек, днем — два, вечером — восемь. В сумме число официантов удалось снизить на четверть (в среднем до девяти человек на ресторан), говорит Литвинова.

«Менеджеры нарабатывают опыт в новых условиях, — рассуждает она. — У них есть ограничения по затратам, но они должны организовать работу официантов и кухни так, чтобы предоставлять качественный сервис».

По ее мнению, эта мера полностью себя оправдывает, отказываться от нее в ближайшее время компания не собирается и набирать дополнительный персонал будет только в случае открытия новых ресторанов. Правда, есть один тонкий момент, признает Литвинова: «Если вдруг кто-то заболел или ушел в отпуск, приходится прикрываться сотрудниками из других ресторанов, а это не всегда удобно».

Штаты начинают расти

В большинстве же случаев сокращенный состав по-прежнему далек от оптимального. Одни компании обнаружили, что в момент массовых увольнений сократили даже нужных людей, другие осторожно начинают продвигать новые проекты.

«Буквально с прошлой недели, учитывая новый план развития, мы открыли три новые позиции», — говорит Александр Елисеев, коммерческий директор «Аккорд менеджмент групп» (компания занимается проектами по управлению гостиничными комплексами в регионах): директора по развитию, директора по обучению персонала и специалиста по оснащению гостиничных комплексов. «Мы расширились, и некоторые отделы — один, который занимался обучением персонала, а другой — поставкой оборудования в гостиницы, — выделили в самостоятельные компании, куда и набираем сейчас руководителей», — говорит Елисеев. Он объясняет это ростом спроса на конкретные услуги, которые оказывают специализированные компании: «Например, сейчас много офисных комплексов перестраиваются под гостиничные, нужны специалисты, умеющие грамотно решать вопросы отделки и оснащения таких объектов». А вот нанять директора по развитию решили потому, что сделать это стало проще: «Кризис немного отрезвил людей — на рынке появились специалисты высокого уровня, готовые работать эффективно и за меньшие деньги».

В инвестхолдинге «Финам», по словам ее заместителя гендиректора Владислава Пархомова, в конце прошлого года начали создавать департамент активных продаж и в течение этой осени планируют его расширять за счет увеличения числа позиций младших инвестиционных консультантов. «С начала кризиса, когда многие конкуренты сокращали именно этих сотрудников, мы пошли иным путем», — говорит Пархомов. «Имея дополнительный инструмент продаж, компания сможет варьировать действия по привлечению клиентов в регионах или секторах, т. е. рассчитывать, где наиболее эффективны активные продажи, а где — реклама», — поясняет он.

И старых и новых

Количество компаний, продолживших сокращение персонала в июне, уменьшилось вдвое по сравнению с ноябрем прошлого года, показывают результаты мониторинга ситуации на рынке труда, проводимого компанией SuperJob. Сейчас таких компаний лишь 12%. Зато увеличивается доля тех, кто набирает персонал обратно: если в марте таких было лишь 5%, то в июне — уже 8%. «Компаний, планирующих открывать новые вакансии, может быть значительно больше», — не сомневается ведущий аналитик исследовательского центра SuperJob Валерия Чернецова. По ее мнению, возможно, расширяться будут и те, кто на вопрос о сокращениях ответил отрицательно или: «Уже всех, кого могли, сократили».

Общее число вакансий, опубликованных на карьерных сайтах, растет уже не первый месяц. Минимальное количество вакансий (40 000) было зафиксировано в декабре 2008 г., но уже с января начался рост, продолжившийся вплоть до июля — в этом месяце в базе портала SuperJob насчитывалось уже 58 000 вакансий компаний-работодателей (в пятерке лидеров по количеству вакансий — продажи, промышленность/производство, банковский и финансовый секторы, медицина и строительство). Прогнозировать развитие дальнейшей ситуации сложно, считает Чернецова. «Осень внесет свои коррективы, однако кардинальных сдвигов скорее всего не будет», — говорит она. Вероятно, безработица возрастет в некоторых регионах, но в целом по стране рынок труда должен стабилизироваться, соглашается с ней Юрий Вировец, президент группы компаний HeadHunter. Он считает, что ситуация на рынке труда осенью будет развиваться, как и сейчас. «Мы наблюдаем нехарактерный для лета прирост вакансий на 4-5%, скорее всего эта тенденция сохранится», — уточняет он.

Перестарались

В «Группе E4» антикризисные сокращения коснулись абсолютно всех отделов, рассказала Светлана Блохина, заместитель гендиректора по управлению персоналом группы. Е4 специализируется на строительстве тепловых электростанций. «На 30% сократили сотрудников в управляющей компании и до 25% — на всех производственных предприятиях», — уточняет она. Все бы хорошо, продолжает Блохина, но у компании есть обособленные подразделения — непосредственно стройплощадки, где увольнять начали даже тех, в ком есть насущная необходимость: IT-специалистов, технических переводчиков, планировщиков. «В условиях кризиса мы подошли к этому вопросу более жестко и интенсивно, чем в обычное время, и не учли некоторых особенностей роста», — рассуждает она. Сейчас многих уволенных хотят вернуть обратно. Например, в связи с тем, что компания начала строительство в Нягани (Ханты-Мансийский автономный округ), по словам Блохиной, вновь открыт набор технических специалистов — сметчиков, инженеров-комплектовщиков и инженеров по строительству. Кроме того, акцент делается на службу продаж — в компании начали поиск менеджеров по продажам и менеджеров по работе с клиентами. «На некоторых вакансиях, например на позиции финансового директора, мы предлагаем зарплату ниже докризисного уровня, — говорит Блохина. — Зато у технических специалистов она осталась неизменной».

 

Начать дискуссию