У каждого успешного стартапа всегда две истории. Одна — официальная, лакированная, гладкая. Но есть и другая. Та, что соткана из случайностей, противоречий, везения и прочих идеальных сущностей.
Корпоративные легенды первого рода являют собой торжество рационального мышления: результаты гармонично венчают усилия, следствия проистекают из причин. Такие версии обычно складываются в короткие тексты и окостеневают в разделе корпоративного сайта «О компании». Вот только изучив сотни таких прилизанных мифов, совершенно невозможно понять, почему одним предпринимателям удается реализовать свои идеи, а другим — нет.
Истории второго сорта куда более противоречивы, запутанны и редко подчиняются внятной логике. Зато в них чувствуется правда жизни. А это, согласитесь, уже немало. В чем состоит секрет успеха российской софтверной компании Parallels? Можно согласиться с тем, что главными движущими силами стали верно выбранная ниша и оптимальный подход к реализации ключевой идеи. Однако легко найти и другое объяснение: основателю стартапа Николаю Добровольскому просто везет на хороших людей, не только исполняющих роль добрых гениев, но и выходящих на сцену именно тогда, когда это требуется по сценарию.
…Когда связанные с переездом на новую квартиру хлопоты наконец-то закончились, выяснилось: район Ленинского проспекта хорош еще и тем, что до знаменитого Дворца пионеров — рукой подать. На семейном совете было решено: школьнику Николаю Добровольскому следует воспользоваться этим обстоятельством и правильно организовать свой досуг. Вместе с приятелем Николай отправился изучать варианты. Но оказалось, что набор уже закончен. Лишь в компьютерном кружке остались свободные места. Пришлось записаться. После нескольких занятий друг Николая к программированию охладел. А вот Добровольского возня с компьютерами на удивление быстро затянула.
Спасибо родителям, вовремя подававшим хорошие идеи! Когда окончание школы было уже не за горами, стало ясно: увлечение сына вполне может получить достойную огранку в легендарной Бауманке. Николая перевели в специализированную школу при вузе, так что в технический университет он был принят без экзаменов. Чтобы не скучать без дела, Добровольский решил попробовать свои силы, подав документы еще в один институт — МИРЭА. И успешно прошел все вступительные испытания. Но вскоре оказалось: поступить одновременно в два учебных заведения проще, чем учиться. Ведь в сутках всего 24 часа! Взвесив все за и против, Николай сделал выбор в пользу института радиотехники, электроники и автоматики: выбор преподаваемых компьютерных дисциплин здесь оказался больше, чем в университете имени Баумана.
На третьем курсе научный руководитель предложил Николаю подзаработать: знакомые в одной из компаний попросили помочь найти перспективного кандидата на вакансию программиста. Придя на собеседование, студент честно признался: опыта разработки программных продуктов у него нет. «Ничего, научим!» — обнадежили работодатели.
Фирма, в которой Добровольский быстро освоился и нашел общий язык с сотрудниками, обслуживала головной офис, оперировавший на рынке ценных бумаг. А затем появилась и действительно интересная задача: понадобилось обеспечить работу на современном оборудовании нескольких программ, написанных для некогда популярной, но давно уже устаревшей операционной системы. Решение проблемы Добровольский и его коллеги нашли быстро. Была разработана так называемая виртуальная машина — программная оболочка, внутри которой «жила» вышедшая из употребления операционная система со всеми необходимыми приложениями.
В воздухе запахло большими перспективами. Но ковать железо нужно было не откладывая. Вместе с несколькими участниками проекта Добровольский уволился с работы и основал собственную компанию, придумав для нее звучное и говорящее название — Parallels. Все было просто отлично. Любимая работа, полная свобода действий, многообещающая идея и сплоченная команда. Не было только одного — денег.
Несмотря на полученный опыт и имевшиеся наработки, работоспособный прототип появился лишь спустя два года. Флагманский программный продукт поглощал время и силы, но не приносил ни копейки. Под началом Добровольского работало уже десять человек. А людям, как известно, нужно платить зарплату. Даже самым верным и увлеченным идеей. Но заказы, которые Николай находил на стороне, погоды не делали: компания балансировала на грани закрытия.
— Нам банально нужны были деньги на жизнь, чтобы проект продолжал развиваться, — вспоминает Добровольский в интервью «Бизнес-журналу». — Как известно, в любой программистской фирме 70–80% расходов приходится на зарплату. Нам нужно было зарабатывать хотя бы на оплату труда менеджеров. Пришлось мне и нескольким моим коллегам устроиться на работу в Росгосстрах.
Жизнь стала похожей на калейдоскоп. Проведя целый рабочий день в качестве наемных сотрудников, партнеры спешили к любимому детищу. А на следующий день история повторялась. Проработав в таком ритме год, Добровольский вынужден был признать: битва на два фронта требует слишком больших усилий. И ушел из Росгосстраха. Тем более что первый рабочий прототип к тому моменту был уже готов. Вот только денежный вопрос не потерял прежней остроты. Даже наоборот: на то, чтобы довести разработку до уровня коммерческого продукта, требовались инвестиции. Вот только где их взять?
Как поступили бы в подобной ситуации основатели нынешних стартапов? Правильно: предложили бы войти в свой бизнес венчурным фондам. Однако шесть лет назад таких фондов было куда меньше, да и сама по себе практика подобных инвестиций не стала еще общепринятой. Потому-то и было принято решение искать деньги за границей. В том числе при помощи представителей зарубежных компаний, с которыми удалось познакомиться за время работы.
— Мы были уверены, что на Западе очень много денег. И что кто-нибудь этими деньгами с нами обязательно поделится, — вспоминает Добровольский. — К тому же все говорили нам, что проект очень интересный, и обещали вложить в него миллионы долларов. Но дальше слов дело не шло.
Устав от переговоров, не дававших никаких результатов, Николай решил попытать счастья и привлечь инвестиции в России. Но в этот момент инвестор нашел его сам. Летом 2004 года Добровольскому позвонил Станислав Протасов, руководитель московского офиса компании SWsoft, и предложил встретиться. Протасов знал о разработках, которыми занимались в Parallels, и отчетливо видел перспективы виртуализации ПК. Встреча оказалась плодотворной. А вслед за ней состоялась еще одна — уже с гендиректором и основателем SWsoft Сергеем Белоусовым.
Белоусов, запустивший к тому моменту уже не один стартап, понимал: у Parallels есть все шансы «выстрелить». Кроме того, разработки молодой компании логично встраивались в продуктовую линейку SWsoft. О деталях контракта, заключенного тогда, Добровольский говорит лаконично: «Сделку заключили быстро, и она всех удовлетворяла».
Не без отеческого нажима со стороны руководства SWsoft было решено: Parallels следует ориентироваться на зарубежные рынки, не афишируя своих взаимоотношений со стратегическим инвестором — SWsoft. Финансовые вливания пошли на пользу: уже в 2005 году была готова первая коммерческая версия продукта. Правда, сам Добровольский уверяет теперь, что главным ресурсом стали не столько деньги, сколько знания и опыт: «Знакомство с Сергеем и его командой помогло нам понять, как в программировании следует выстраивать бизнес-процессы, функционал программы и маркетинг. Они подтянули нас до своего уровня. Да и прототип наш оказался настолько далек от коммерческого продукта, что пришлось все полностью переписать».
А год спустя произошло событие, которое основатель Parallels считает самым настоящим озарением: компания Apple решила перейти на использование в своих ПК процессоров Intel. Нужно было пользоваться моментом и срочно разрабатывать версию виртуальной машины для «макинтошей», пользователи которых получили бы возможность запускать программы, разработанные для Windows. История сделала виток, однако вернулась к исходной точке на новом уровне. В отличие от запуска несовместимых программ на компьютерах одной-единственной фирмы, теперь речь шла о возможности выхода на массовый рынок. «Новые горизонты открылись мгновенно, — говорит Добровольский. — Я даже специально съездил в Германию, чтобы привезти новый «Макинтош» — у нас таких тогда не продавали. А затем буквально за два с половиной месяца мы портировали нашу программу на эту платформу».
Результаты не заставили себя ждать. Сегодня версия Parallels Desktop для «Макинтошей» — второй по продажам продукт компании, а само «виртуальное» подразделение приносит 25–30% всей выручки.
В начале 2008 года было принято решение объединить SWsoft и Parallels под брэндом, не только сумевшим завоевать признание на мировом рынке, но и хорошо объяснявшим суть разработок компании. Да и с точки зрения произношения название «Parаllels» вызывало у иностранцев куда меньше затруднений, чем «SWsoft». В условиях, когда более 98% выручки объединенная компания получает за рубежом, это перестает быть «мелочью».
По логике вещей, теперь у Добровольского стало еще одним поводом для гордости больше: «сыграла» не только идея виртуализации, но и придуманная им торговая марка. Впрочем, сам Николай считает это обстоятельство не более чем «рабочим моментом»: «Просто так сложилось. Имя хорошее, вполне подходящее для компании».
Теперь от прежней романтики не осталось и следа. Бизнес вышел на принципиально иные обороты, а Добровольскому, занимающему пост вице-президента по развитию продуктов Parallels, все чаще приходится принимать стратегические решения. Тут уж не до программирования. «С другой стороны, — улыбается Николай, — если бы у меня не было собственного опыта написания кода, я вряд ли смог бы на равных участвовать в обсуждении технических сторон. Без понимания внутренней «кухни» мне было бы сложно ориентироваться в том, как должны быть устроены наши продукты».
Похоже, даже став успешным предпринимателем, настоящий программист остается программистом. А вот можно ли запрограммировать успех — вопрос до сих пор открытый. Впрочем, так гораздо интереснее.
Начать дискуссию