Ведение бизнеса

На первый-второй рассчитались

21 августа российские вузы завершили прием абитуриентов, который в этом году впервые осуществлялся по итогам единого государственного экзамена (ЕГЭ). Администрации вузов, новоиспеченные студенты и их родители подводят итоги экспериментального лета

21 августа российские вузы завершили прием абитуриентов, который в этом году впервые осуществлялся по итогам единого государственного экзамена (ЕГЭ). Администрации вузов, новоиспеченные студенты и их родители подводят итоги экспериментального лета

Эксперты ГУ-ВШЭ проанализировали приказы о зачислении, размещенные на сайтах университетов Москвы, и выяснили, кому достались самые умные абитуриенты. В исследуемую подборку попали 104 вуза. Наивысший средний балл ЕГЭ оказался у МГУ (85%), ГУ-ВШЭ (82%) и Литературного института им. Горького (83%). Самый низкий (59%) — у Московского государственного медико-стоматологического университета и Московского государственного открытого университета (60%).

Наиболее востребованными факультетами МГУ у отличников ЕГЭ стали факультет мировой политики (средний балл — 95%), факультет глобальных процессов (94%), а также факультеты политологии (91%) и фундаментальной медицины (91%).

Итоги приемной кампании, считает ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, «распределили людей в зависимости от качества вузов». В новой системе зачисления он склонен видеть позитивные стороны. «У студентов появилась свобода выбора, — радуется Кузьминов. — Если раньше рынок образовательных услуг был рынком продавца, т. е. вуза, то теперь это рынок абитуриента. Не скрою, в этом году мы были вынуждены обзванивать абитуриентов и уговаривать их прийти к нам». Такая ситуация, убежден Кузьминов, «сильно меняет психологию поступающих».

Шторм в 4 балла

Согласно новым правилам зачисления выпускники школ могли подать заявления сразу в несколько вузов, причем документы можно было рассылать даже почтой. В результате число поступающих в вузы резко возросло, а количество заявлений, например, на компьютерные специальности, где бюджетных мест насчитывалось не больше 40, достигало в среднем 500, пожаловалась родительница, чья дочь поступала в один из ведущих технических вузов Москвы.

Зачисление проходило в три волны: 27 июля вузы утверждали первые списки «рекомендованных к зачислению» абитуриентов, которые должны были до 3 августа сдать в приемные комиссии оригиналы документов. Если кто-то этого не делал, его место занимал резервист второй очереди. 13 августа вузы должны были представить третий список, и абитуриенты заполняли оставшиеся вакансии. В ГУ-ВШЭ признают: далеко не по всем вузам оказалось возможным выполнить расчеты — не все вывешивают материалы у себя на сайтах и не во всех случаях на документах указаны баллы ЕГЭ.

«То, что произошло этим летом в России, по пятибалльной шкале я оцениваю на четверочку, — заявил на вчерашней пресс-конференции в «РИА Новости» ректор Петербургского госуниверситета Николай Кропачев. По его мнению, новая система поступления в вузы «открыта для совершенствования», а «прием впервые произошел в рамках гласных, открытых правил». Были, правда, и нарушения, отметил он: по идее, человек, поступивший на первой волне в один вуз, мог спокойно перейти в другой в период второй волны зачислений, однако в ряде петербургских университетов абитуриентам попросту не отдавали аттестаты, рассказывает Кропачев.

Ура троечникам

Итоги ЕГЭ выявили еще один любопытный факт: в тезисах, которые подготовили для пресс-конференции Кузьминов и Кропачев, говорится, что значительная доля принятых на инженерные и педагогические специальности — троечники, таких до 60%.

«Из абитуриентов с невысоким баллом могут получиться специалисты без запредельных амбиций, которые не станут получать второе менеджерское образование, а на практике продолжат совершенствоваться в профессии», — надеется Ирина Новикова, директор по персоналу петербургского завода «Знамя труда» им. И. И. Лепсе, добавляя, что у них на заводе у большинства опытных инженеров среднее техническое образование.

«Долгое время технические специальности были непопулярны, молодые люди неохотно шли учиться на инженеров, в результате к 2000-м гг. образовался огромный дефицит», — описывает ситуацию на рынке труда директор центра аналитических исследований компании «Анкор» Наталья Данина. При этом сегодня, имея высшее или среднее техническое образование и опыт работы не меньше трех лет, такой специалист в Москве может рассчитывать на оклад от 40 000 до 70 000 руб., добавляет она.

К чему стремиться

Несомненный плюс конкурсного зачисления в том, что всех абитуриентов привели к одному знаменателю, вопрос только в честности и прозрачности проведения ЕГЭ в школах, считает Юрий Федотов, заместитель декана Высшей школы менеджмента (ВШМ) СПбГУ. Некоторые вузы получили довольно высокий процент слабых студентов. В ВШМ, наоборот, среди зачисленных в этом году стало больше медалистов — 66%, а раньше было — 55-60%. «Мы даже устроили дополнительное испытание по математике», — добавляет Федотов. По его словам, в ВШМ многие шли целенаправленно, не метались между разными приемными комиссиями — после первой волны документы забрали только 10% абитуриентов.

Для повышения достоверности ЕГЭ неплохо было бы сопоставлять его результаты со средним баллом по этим предметам за время школьного обучения, предложил на пресс-конференции Кузьминов: если результаты ЕГЭ отклоняются больше чем на единицу — например, троечник получает баллов на пятерку, его нужно обязать пересдать экзамен в центральной комиссии.

«Самое неприятное в этой системе — неопределенность», — делится соображениями директор по развитию бизнеса компании Strategy Partners Анна Бурова. В январе ряд ведущих вузов еще не знали, по каким правилам будут зачисляться студенты, а в некоторых школах до мая было неизвестно, какие экзамены в виде тестов будут сдавать ученики, переживает она: «К тому времени, когда мой сын закончит школу (через два года), все опять могут переиграть».

 

Комментарии

2
  • Guran75
    все как обычно! дурдом с нашей системой образования! когда интресно он кончится!?
  • marcell1977
    Он только начался. А закончится он года через 3-4 с выпуском первых горе-специалистов, умеющих только нажимать на кнопки и выбирать из предложенных вариантов. ЕГЭ уничтожает творческий потенциал ученика, заранее ограничивая его возможности рамками поставленных к решению задач с заданным набором ответов.
    И ЕГЭ, и "реформа" русской официальной орфографии, где кофе среднего рода - суть звенья одной цепи, по уничтожению знаний как интеллектуальной ценности и русского языка как средства общения русского народа. Чтобы потом нас легче было завоевать.