Офшоры

Кипр… как много в этом звуке для бизнеса российского слилось: анализ нового порядка обмена информацией между Россией и Кипром

Ранее мы уже затрагивали вопросы, связанные с обеспечением безопасности при использовании кипрских компаний для целей налоговой оптимизации и обеспечения безопасности активов.

Ранее мы уже затрагивали вопросы, связанные с обеспечением безопасности при использовании кипрских компаний для целей налоговой оптимизации и обеспечения безопасности активов.

Сегодня мы продолжим разговор на эту тему и попробуем разобраться, насколько обоснованы муссируемые в последнее время в СМИ сообщения о том, что новый порядок обмена информацией между Россией и Кипром по соглашению об избежании двойного налогообложения может поставить крест на использовании кипрских компаний в интересах российского бизнеса.

Сообщения о том, что сотрудничество с кипрскими компаниями может стать опасным и невыгодным для российских бизнесменов, стали появляться в российских СМИ после подписания 16 апреля 2009г. в Никосии (Кипр) Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» от 05.12.1998г. (далее – «Протокол» и «Соглашение» соответственно).

Поводом к тому, вероятнее всего, стали «положительные» оценки подписанного Протокола представителями российской стороны, принимавшими участие в подготовке и подписании Протокола. Так, например, комментируя подписание Протокола, глава департамента налоговой политики Минфина РФ Илья Трунин отметил: «До последнего времени Кипр не шел на сотрудничество в части обмена информации, но, начиная с конца прошлого года, мы видим прогресс, согласие Кипра идти навстречу российским фискальным органам. Теперь, в итоге долгих переговоров, мы смогли найти баланс и в части наших требований, и их интересов».

Новый порядок обмена информаций между Кипром и Россией установлен в обновленной редакции одноименной статьи 26 Соглашения - «Обмен информацией», которая, в частности, предусматривает следующие нововведения:

- обмен информацией по всем видам взимаемых налогов, а не только по налогам на доходы и капитал, подпадающим под действие Соглашения;

- обязательное предоставление запрашиваемой информации даже в том случае, когда государство, предоставляющее информацию «не нуждается в такой информации для собственных налоговых целей»;

- невозможность обоснования отказа в предоставлении информации лишь тем, что «такой информацией располагает банк, иной финансовый институт, номинальное лицо, агент или доверительный управляющий», а также тем, что «такая информация касается имущественных интересов применительно к какому-либо лицу».

Безусловно, данные нововведения ухудшают положение российских предпринимателей, использующих в своей деятельности кипрские компании, поскольку расширяют круг информации, к которой могут получить доступ российские контролирующие органы, значительно сужая при этом перечень возможных оснований для отказа в предоставлении информации и делая возможным доступ к ранее закрытым сведениям, составляющим банковскую тайну. Это тем более актуально в свете формирующейся в России судебно-арбитражной практики по делам, связанным с использованием «необоснованной налоговой выгоды». Но являются ли новации критичными? Действительно ли они делают невозможным дальнейшее эффективное использование кипрских компаний? Мне представляется, что нет. И вот почему.

Во-первых, не каждый запрос о предоставлении информации из России может быть исполнен на Кипре. К исполнению могут приниматься лишь запросы соответствующие критериям, установленным Законом Кипра 71(I) 2008 об изменениях к Закону 1978 года о Подтверждении и Сборе Налогов. Это следует из закрепленного Соглашением принципа ненарушения внутренних административных процедур государства, предоставляющего информацию. Так, например, помимо прочего в запросе обязательно должны быть указаны:

• Информация о лице, в отношении которого запрашивается информация, позволяющая его идентифицировать;
• Описание запрашиваемой информации, желаемого способа и целей ее получения;
• Обстоятельства, указывающие на то, что запрашиваемая информация имеется у кипрских налоговых органов или находится в распоряжении иного лица в юрисдикции Кипра;
• Имеющаяся информация об имени и адресе лица, владеющего запрашиваемой информацией;
• Заявление о том, что в государстве, запрашивающем информацию, предприняты все возможные меры для получения запрашиваемой информации внутри этого государства.

Законом Кипра 71(I) 2008 также установлено, что запрос о предоставлении информации может быть принят к исполнению налоговыми органами Кипра только после получения предварительного письменного согласия Генерального Прокурора Кипра, которое, как правило, может быть получено только в случае наличия серьезных обвинений в мошенничестве или совершении иных противозаконных операций (например, таких как финансирование терроризма). При этом необходимо отметить, что налоговые правонарушения на Кипре не признаются уголовно-наказуемыми деяниями.

Также нельзя забывать и о ситуациях, когда в предоставлении информации запрашивающей стороне может быть отказано. Перечень таких случаев в Соглашении остался прежним и включает в себя:

1) Уже отмечавшуюся ситуацию, когда предоставление информации связано с необходимостью проведения административных мероприятий, противоречащих законодательству или административной практике государства, предоставляющего информацию;
2) Запрашиваемая информация не может быть получена в соответствии с законодательством или в соответствии с обычной административной практикой государства, предоставляющего информацию;
3) Предоставление информации раскроет какую-либо торговую, деловую, промышленную, предпринимательскую или профессиональную тайну, либо торговый процесс;
4) Предоставление информации противоречит публичному порядку (ordre public).

Таким образом, о массовом характере направления запросов (вернее, направления положительных ответов на них), а также о предоставлении информации по немотивированным запросам российской стороны, на наш взгляд, говорить вряд ли возможно, а предоставление дозированной информации по «настойчивым» мотивированным запросам в исключительных случаях было возможно и ранее.

Во-вторых, механизм обмена информацией между Кипром и Россией, в т.ч. и по процедуре, предусмотренной Законом Кипра 71(I) 2008, существовал задолго до подписания Протокола, однако факты выдачи информации по запросам российских контролирующих органов носили единичный характер, а данные о бенефициарах кипрских компаний не представлялись вовсе (по крайней мере, нам не известно ни об одном факте выдачи такой информации по запросу российской стороны).

Очевидно, что Кипр, стремясь не только сохранить проходящее через него потоки инвестиций, но и по возможности увеличить их, ни ранее, ни сейчас не был заинтересован в раскрытии информации о зарегистрированных на территории Кипра компаниях, их деятельности и владельцах, поскольку раскрытие «лишней» информации в отношении хотя бы нескольких крупных компаний, может повлечь за собой массовый лавинообразный отток капитала с Кипра. В этой связи, несмотря на подписание Протокола, с большой долей вероятности можно предположить, что на практике ситуация с ответами на российские запросы изменится незначительно.

В-третьих, введенные Протоколом правила обмена информацией не являются чем-то необычным и принципиально новым, поскольку, по большей части, они соответствуют нормам Модельной конвенции Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) редакции 2004 (2008) г.

В этой связи необходимо отметить, что отказ от использования кипрских компаний в пользу иных юрисдикций в настоящее время будет являться лишь небольшой временной передышкой, поскольку в недалеком будущем подавляющее большинство соглашений об избежании двойного налогообложения будут приведены в соответствие с упомянутой Модельной конвенцией ОЭСР. К тому же, учитывая развитость сервисного обслуживания на Кипре, либеральность его налогового законодательства, найти хоть сколько-нибудь похожую на Кипр по удобству и эффективности работы юрисдикцию будет нелегко.

Кроме того, в отношении уже прошедших периодов смена юрисдикции вообще не будет являться решением проблемы, а, напротив, может только усугубить ее, поскольку информация по Соглашению и Закону Кипра 71(I) 2008 может быть представлена даже в отношении уже ликвидированной компании.

По большому счету, наличие потенциальной возможности раскрытия информации необходимо рассматривать как своего рода плату за респектабельность Кипра, что в т.ч. позволяет ему присутствовать в «белом» списке юрисдикций, составленном по итогам саммита G20 в 2009г. и отсутствовать в локальных «черных» списках отдельных стран (так, по заявлениям Минфина РФ, Кипр будет исключен из списка оффшоров сразу же после ратификации Протокола).

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что новый порядок обмена информацией лишь вводит обновленные правила игры при построении моделей ведения бизнеса с использованием кипрских компаний, заставляя российский бизнес более взвешено и обдуманно подходить к управлению иностранной компанией и выбору сервисной компании, обслуживающей ее деятельность, но, отнюдь, не препятствует использованию широчайшего потенциала бизнес-возможностей Кипра российскими предпринимателями. Безусловно, в отношении многих уже используемых кипрских моделей может потребоваться их существенная корректировка, доработка, а, возможно, и полная смена формата взаимодействия.

В заключение также хотелось бы обратить внимание читателей, что изменения внесенные Протоколом еще не вступили в законную силу, поскольку Протокол пока еще не прошел процедуру ратификации в РФ. Однако, по мнению автора, ожидать ратификация Протокола возможно самое в ближайшее время (возможно, до конца 2009г.).

Начать дискуссию

Майнинг

ФАС и Минцифры защитили майнеров от Минэнерго

Увеличение тарифов на электроэнергию может затронуть центры обработки данных и подорвать работу важной информационной инфраструктуры.

QIWI станет страусом

QIWI объявляет о проведении ежегодного общего собрания акционеров в 2024 году

ВТБ отчитался об успехах и сложностях импортозамещения иностранного ПО

Выбрали главное из интервью, которое Вадим Кулик дал «Ведомостям»

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Упрощенцам, даже свободным от уплаты НДС в 2025 году, придется формировать счета-фактуры. «Ночной бухгалтер» № 1725

Появляется все больше сопутствующих поправкам по налоговой реформе 2025 проблем. Упрощенцев с доходами до 60 млн рублей освободили от НДС автоматически, но при этом не убрали обязанность выставлять счета-фактуры. Бухгалтеры уже всерьез начинают называть УСН усложненной системе налогообложения.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Счета-фактуры

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

12

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

Законопроекты

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интернет и IT

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Интересные материалы

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.