63-й автосалон во Франкфурте явил миру занятный дуализм. Разумеется, экологически чистые гибриды и электромобили оказались на первом плане. Но и изобилие новейших суперкаров не удалось скрыть под полой.
Пожалуй, ни один международный автосалон не производит столь сильного впечатления, как Франкфуртский. Начнем с того, что каждый германский производитель пытается выглядеть на домашней площадке этаким павлином в разгар брачного периода. Перья распушены, грудь колесом. В общем, шик, блеск и красота. Но поскольку брачный период — это всегда конкуренция, гости тоже готовятся на совесть и не жалеют денег на антураж.
Стенды автомобильных концернов теперь больше напоминают павильоны киностудии: летающие под потолком камеры, яркие софиты, костюмированные представления… Девушки на подиумах, рекрутированные в лучших модельных агентствах, тщательно отобраны и вышколены. Приглашены тысячи бизнесменов, журналистов и, конечно, политиков. В часы пик на выставке яблоку негде упасть, так что в толпе легко было столкнуться лицом к лицу и с канцлером ФРГ Ангелой Меркель, и с главой Сбербанка Германом Грефом, и с губернатором Калужской области Анатолием Артамоновым.
Кризис — кризисом, а шоу продолжается. И не беда, что в 11 павильонах выставочного комплекса Messe Frankfurt из тысячи экспонентов осталось всего семь сотен. Оставшиеся на плаву игроки постарались устроить грандиозный праздник. И это им удалось. Десятки массовых новинок. Концептуальные разработки. Надменные люксовые седаны и разнокалиберные суперкары. Здесь было что посмотреть и потрогать руками.
Чистое электричество
Пока половина мира экономит, автопроизводители продолжают тратить миллиарды на разработку новых машин и поиски идеального источника энергии. И все это при полном отсутствии гарантий успеха. В течение нескольких лет ведущие компании предпринимали попытки наладить производство энергии из хранящегося в топливных ячейках водорода прямо на борту автомобиля. Но пока довести эту технологию до ума удалось лишь кудесникам, разрабатывающим новые «Мерседесы». B-класс F-CELL на топливных элементах, обеспечивающих запас хода почти в 400 км, запустят в производство до конца года. Кроме того, на выставке был показан концепт BlueZERO E-CELL PLUS, который сможет преодолеть на одной «заправке» расстояние в 600 км.
Успех? Безусловно! Однако технологический мейнстрим уже заложил очередную петлю. Ныне большинство производителей с особенной надеждой исследует перспективы автомобилей «на батарейках». Показательно: в этот раз на подмостках Франкфуртского автосалона автомобили на чистой электротяге демонстрировали практически все крупные производители.
Renault выкатила целый выводок концептуальных электромашин — от умилительных малышей до вполне серьезных машин среднего размера: Twizy Z.E., Zoe Z.E., Fluence Z.E. и Kangoo Z.E. Опять мечты о светлом будущем без вредных выбросов и кризисов на рынке нефтепродуктов? А вот и нет. Начало серийного производства намечено уже на 2012 год! Кстати, генеральный директор альянса Renault-Nissan Карлос Гон уверяет, что такие машины будут стоить не дороже моделей на дизельной тяге.
Peugeot также продемонстрировала пару электрокаров: забавную четырехместную молодежную «коробочку» bb1 длиной всего 2,5 метра и совместный с Mitsubishi проект iOn.
Но убедительнее всех в этом состязании, пожалуй, выглядел городской малыш Volkswagen e-up! Его 60-киловаттный электромоторчик и литий-ионная батарея емкостью 18 кВт/ч, помещенные в ультракомпактный кузов длиной всего 3,19 м, обеспечивают приличную динамику. 11,4 секунды до «сотни», 140 км/ч «максималки» и запас хода в 130 км. Согласитесь, по всем параметрам очень неплохо! Кстати, от парковки до офиса можно будет доехать на электрическом самокате, который прилагается в комплекте. На полное восстановление сил от домашней розетки батарее потребуется 8 часов и 2 евро (по европейским ценам). Вот только генеральный директор Volkswagen Мартин Винтеркорн советует не торопить события. По его словам, массовым такой электромобиль может стать не ранее 2013 года. Мало того, ближайшее будущее представляется Винтеркорну все-таки скорее «углеводородным», чем «электрическим». Двигатели внутреннего сгорания еще долгое время будут преобладать, так что к 2020 году электрокары займут не более 1,5% мирового автомобильного рынка.
Занятно: в сегменте электрических автомобилей активно формируется премиальный спортивный сегмент. Внимание к своим недешевым электрическим спорткарам всеми силами привлекала Tesla Motors, получившая в последнее время шумную (а отчасти и скандальную, учитывая громкий разрыв учредителей этого стартапа) известность. На этом фоне (хотя сдается, что пока скорее для проформы) Mercedes пришлось показать электрическую версию модели SLS, а Audi — электрифицированную производную R8 — e-trone. Показуха? Ну так любое шоу в известном смысле показухой и является. Другой разговор — выводы, которые следует делать, оценивая увиденное. И услышанное. Так вот, даже шеф Porsche Михаэль Махт подтвердил, что знаменитая марка скоро обязательно представит свой электрический спорткар.
Гибриды: и так и эдак
Понятно, что в мире все еще достаточно потребителей, которых волнует перспектива застрять на электромобиле там, где нет ни единого намека на розетку. Ответ мирового автопрома этим опасениям — все более богатый выбор в сегменте так называемых plug-in — подзаряжаемых гибридов. Такие машины могут проехать несколько десятков километров на батарейках, но если вдруг случится непредвиденный вояж по местам, не избалованным цивилизацией, за работу возьмется бензиновый мотор или дизель.
Toyota продемонстрировала Plug-in Hybrid, которому требуется всего полтора часа для полной подзарядки. В Европе, где значительная часть населения обитает в частных домах, такой подход оказывается вполне оправданным. Но вот в России перспективы таких машин пока туманны. Правда, в октябре на нашем рынке начнутся продажи «обычного» массового гибрида Toyota Prius в единственной богатой комплектации по цене чуть более миллиона рублей. Дорого? Не факт. За средний расход топлива менее 4 литров на сто километров, отменную плавность хода и бесшумность при движении на городских скоростях многие не пожалеют денег.
Сумели заинтересовать посетителей выставки и представители Citroёn. Концепт Revolte, решенный в переосмысленном, но ностальгическом для европейцев образе «гадкого утенка» 2CV, сумел наделать шума. «Он гламурный, как… будуар», — заметил один из гостей автошоу.
Явно не лишены будущего и дорогие роскошные автомобили, использующие комбинированную силовую установку. Концепт-кар S500 Plug-in HYBRID от Mercedes-Benz расходует всего 3,2 л бензина на каждые 100 км, а исключительно на электрической тяге способен пройти 30 км. Да и BMW Vision EfficientDynamics — вполне перспективный взгляд на гибридизацию. Кстати, опять-таки в формате спорткара.
С идеями у производителей гибридов все хорошо. Да и технологических преград все меньше. Но с ценами все пока очень туманно. Власти многих государств обещают субсидировать покупку гибридов, и уж тем более электромобилей. С подобной инициативой недавно выступил даже мэр Москвы Юрий Лужков. Но пока каждый «плагин» прибавляет к стоимости аналогичной машины с традиционным двигателем минимум 5 тысяч евро. А ведь, согласно проведенным исследованиям, средний автовладелец готов переплатить за такую добавку не более двух тысяч. Зато уже сейчас ясно, что на рынке литий-ионных батарей в ближайшее десятилетие будет царить настоящий бум. Остается надеяться, что российские инвесторы не упустили этот многообещающий тренд. Спрос будет колоссальным!
Формы настоящего времени
«Зеленая» эра грядет, но еще не наступила. А главное, переход к новой парадигме потребует огромных средств, зарабатывать которые автомобильные концерны будут, продавая массовые машины с традиционными двигателями внутреннего сгорания. Кстати, и в этом сегменте Франкфурт не разочаровал: гостей искушали новые Opel Astra, Kia Sorento, Citroen C3, Peugeot 5008, Ford C-MAX, Saab 9-5, Toyota Land Cruiser.Серийные новинки от Volkswagen — трехдверный Polo и обновленный квартет коммерческих автомобилей (Transporter, Caravelle, Multivan и California) — похорошели как изнутри, так и снаружи. Новая стилистика экстерьера и интерьера в духе Golf VI и замена 1,9-литрового дизеля на новый 2,0-литровый (84, 102, 140 или 180 л. с.) при одновременном снижении расхода топлива — хорошие новости для ценителей таких машин. В списке опций появились 7-ступенчатая роботизированная коробка передач DSG и полный привод 4Motion с новой муфтой Haldex 4-го поколения, управляемой электроникой.
Renault Fluence — новый седан для восточноевропейских стран, который придет на смену нынешнему Megane II. Если честно, то совсем новым автомобиль кажется только снаружи. На самом деле сконструирован он на прежней платформе и будет выпускаться в Турции. Но признаем: привлекательная внешность, солидные габариты и качественный салон преобразили популярную модель. Если розничные цены будут разумными, Fluence наверняка составит приличную конкуренцию европейским и азиатским седанам С-класса.
Молодежная стратегия позиционирования корейской марки Kia и современный дизайн бывшего стилиста Volkswagen Петера Шрайера начинают приносить свои плоды: Cee’d c новой мордашкой выглядит очень элегантно. Задуманный, спроектированный и изготовленный в Европе, новый компактвэн Kia Venga во многом повторяет женевский концепт «№ 3». Даже огромный панорамный люк мы уже видели. Машина будет конкурировать с Citroen C3 Picasso и Nissan Note. Задний ряд сидений может складываться, образуя ровный пол для перевозки объемных грузов. Новинка будет комплектоваться одним из двух двигателей: 1,4-литровым бензиновым или дизелем 1,6 л, мощностью 75 и 115 л. с.
На стенде марки Hyundai было, естественно, довольно тесно от гибридных концептов. Однако взор тех, кто интересуется доступными в продаже машинами, привлекал скорее кроссовер ix35, приходящий на смену Tucson. Это первый автомобиль, задуманный и разработанный европейским центром компании, расположенным тут же, во Франкфурте. Так что отчасти новичок олицетворяет собой новый стиль дизайна Hyundai. ix35 выступал на домашней сцене. Продажи стартуют в следующем году, когда под капот встанут новые 2,0-литровые дизели и бензиновый турбодвигатель объемом 1,6 литра и мощностью 170 л. с.
Мини-вэн Ford C-Max многое говорит о том, в каком направлении эволюционирует семейство Focus. Правда, раньше следующей осени ожидать появления машины в дилерских центрах не стоит. Тогда же должен дебютировать и совершенно новый Focus, который, как и Fiesta, станет новой «глобальной» моделью марки.
Понравилась гостям автосалона и элегантная Skoda Superb Combi. Ее багажник вмещает 633 литра, а при сложении задних кресел — 1 865 литров. До двух тонн можно взять на буксир, а за доплату покупатель получит электропривод пятой двери и трансмиссию 4x4.
Денди-клуб
Знаменитые британские марки принадлежат разным хозяевам. Rolls Royce и Mini — BMW, Bentley входит в созвездие Volkswagen, Jaguar с Land Rover купила индийская Tata. Но, будто сговорившись, именно англичане задавали на выставке тон самыми элегантными премьерами.
Bentley Mulsanne — новый флагман марки. Представители Bentley уверяют, что на шлифовку деревянных панелей, украшающих интерьер одного такого автомобиля, требуется 6,5 кв. м наждачной бумаги, а на изготовление кожаной обивки уходит 13 тщательно обработанных коровьих шкур, разделенных на 400 кусочков. А для того, чтобы соединить все это богатство натуральных материалов в интерьере ручной работы, требуется шесть дней. Что и говорить, красивая корпоративная легенда! В технических кондициях автомобиля, названного в честь одного из поворотов трассы Ле Манн, где машины Bentley побеждали минимум шесть раз, сомневаться не приходится: мотор V8 традиционным объемом «шесть и три четверти» изрядно обновился, развивает 525 л. с. и трудится в паре с восьмиступенчатым «автоматом».
В свете прожекторов блистал глянцевыми боками и стремительный Jaguar XJ — без преувеличения, один из самых красивых автомобилей на выставке. Разве что работа дизайнеров Aston Martin вызвала скорее недоумение. Новое «четырехдверное купе» Rapide, в отличие от близкого по идеологии Porsche Panamera, явно требует серьезной доработки. И дело даже не в огрехах предсерийной сборки. В автомобиле длиной более пяти метров сзади откровенно тесно! Даже человеку среднего роста приходится упираться коленками в переднее кресло и задирать локти вверх. Для кого же в таком случае сделаны дополнительные двери и места?
Страсть и скорость
От обилия суперкаров (разумеется, не только электрических!) во Франкфурте захватывало дыхание. Легкую и экстремально мощную Ferrari F458 Italia было интересно изучать и изнутри: место водителя напоминает гондолу гоночного болида, а маленький «бублик» — точь-в-точь как на автомобилях «Формулы 1». Ничего удивительного. Ведь атмосферный двигатель V8 выдает рекордные 570 л. с., максимальная скорость превышает 325 км/ч, а разгон до «сотни» занимает около 3 секунд. Говорят, в настройке автомобиля с самого начала принимал участие сам Михаэль Шумахер.
Mercedes-Benz SLS AMG — новое прочтение культового купе 300С Gullwing. Легкий алюминиевый кузов с взмывающими вверх дверями, V-образная «восьмерка» AMG объемом 6,3 л, выдающая мощность 571 л. с. и крутящий момент в 650 Н•м, семиступенчатая коробка передач с двойным сцеплением — все как положено. Спортивный характер автомобиля подчеркивает алюминиевая подвеска на двойных поперечных рычагах, низко расположенный центр тяжести и почти идеальная развесовка по осям — 47:53. С нуля до 100 километров в час этот спорткар разгоняется за 3,8 с, максимальная скорость составляет 317 км/ч, а цена по этим меркам обещает быть весьма демократичной — меньше 200 тысяч евро.
Засветился во Франкфурте и российский суперкар Marussia. Идеологи этого проекта — политтехнолог Ефим Островский и шоумен, а по совместительству автогонщик Николай Фоменко. На небольшом стенде, почти впритирку друг к другу, стояли три машины. Причем разные только с виду. На самом деле начинка у всех «Марусь» одинаковая: в пространственный каркас из стальных труб вклеен алюминиево-пластиковый кокпит, наружные панели выполнены из стеклопластика, подвески — двухрычажные с горизонтальными амортизаторами, а силовой двигатель объемом 3,5 литра позаимствован у Nissan. По такой схеме строятся многие мелкосерийные спорткары. Разве что ставить «Марусю» в один ряд с Porsche и Ferrari еще рановато. Чтобы добиться соответствия ценнику в 100 тысяч евро, придется поработать и над качеством сборки, и над дизайном интерьера. Зато с маркетингом все в порядке: Фоменко и Островский обещают, что под брэндом Marussia вскоре появятся легкий внедорожник, гибрид и даже… болид «Формулы-1».
Таким «Бизнес-журналу» запомнился автомобильный салон во Франкфурте образца 2009 года. О проблемах на выставке, разумеется, говорилось достаточно. И все-таки чувствовалось, что «кризис» — тема, которая давно уже всем надоела. Мировой автопром изо всех сил стремится преодолеть «дно» и начать уверенный подъем. Тяга есть — был бы спрос.
Начать дискуссию