Спустя год после начала экономической депрессии выяснилось: количество «налоговых» споров в столичных судах сократилось на треть. Вопросы урегулирования выплат государству переместились в кабинеты чиновников. Тем временем суды завалены исками компаний друг к другу.
С того года изменилась процедура обжалования решений налоговых инспекций. Теперь, прежде чем обращаться в суд, предприятию следует сначала подать жалобу в вышестоящую инстанцию (то есть в налоговое управление) и подождать около двух месяцев. После того как управление рассмотрит претензию налогоплательщика и откажет в ее удовлетворении — можно идти в суд.
Каковы результаты реформы? С начала 2009 года по сентябрь столичными судами было рассмотрено 1 900 налоговых дел. Тем временем за тот же период прошлого года таких споров в городе было зарегистрировано на тысячу больше. Председатель Арбитражного суда города Москвы Олег Свириденко напрямую связывает уменьшение числа жалоб с введением практики досудебного урегулирования споров: «Суды были завалены копеечными исками, а сейчас такие споры решают в административном порядке. Из-за этого налоговых дел стало заметно меньше».
Многие эксперты предрекали, что к лету, когда обнаружатся первые результаты применения процедур досудебного урегулирования налоговых споров, суды снова будут завалены исками. Но эти опасения не оправдались: налогоплательщики не проявили активности ни в летние месяцы, ни с началом осени.
— Досудебное урегулирование — один из механизмов дополнительного контроля со стороны государства, судить о вреде или пользе которого пока сложно, — говорит член Московской коллегии адвокатов Александр Кормильцев. — Однако следует заметить: в последние годы число судебных разбирательств по налоговым спорам только увеличивалось, а количество выигранных налоговиками дел уменьшалось. Было очевидно, что эту практику будут менять.
Перед введением процедур досудебного урегулирования «налоговая служба сильно критиковала свои нижестоящие инстанции за проигрыши в судах», подтверждает руководитель практики налоговых споров компании «ФБК Право» Алексей Яковлев. Перенесение споров в кабинеты управлений ФНС — своего рода защитный механизм налоговиков от самих себя, полагают эксперты, ведомство попросту старается не выносить лишний сор из избы, чтобы не дискредитировать качество работы низовых подразделений. Ведь, по статистике, налоговые органы проигрывали в судах до двух третей всех выносимых на рассмотрение дел!
В прошлом году из трех тысяч поданных «налоговых» исков Арбитражный суд Москвы поддержал компании почти по двум тысячам претензий. В целом по стране соотношение проигранных и выигранных дел такого рода составляет примерно 60:40 в пользу предприятий. Но в столице налоговики проигрывали еще чаще. «В Москве больше налоговых специалистов — как среди судей, так и среди юристов. Все это сказывается на качестве представления интересов бизнеса в ходе процессов. Тем временем квалификация сотрудников налоговых органов везде примерно одинакова», — говорит налоговый адвокат Александр Кормильцев.
Обоюдоострое оружие
Предположим, к компании предъявлены налоговые претензии, с которыми ее менеджмент не согласен. В нынешних условиях процедура обжалования займет немало времени. Пройдет как минимум несколько месяцев до того момента, когда предприятие сможет обратиться за судебной защитой.
Сначала около месяца акт проверки будет рассматриваться самой налоговой инспекцией. Но поскольку ревизоры редко соглашаются с возражениями проверяемых, жалоба поднимается выше — в Управление ФНС, которому на рассмотрение поступившего заявления закон отводит до 45 дней. Принятое УФНС решение вступает в силу тут же. Если вышестоящая инстанция оставит жалобу налогоплательщика без удовлетворения, спорные суммы будут списаны со счета компании. Зато дальнейшее рассмотрение претензии наконец-то может быть перенесено в залы суда.
Суды просят разгрузки
Компании теперь чаще судятся не с налоговиками, а друг с другом. «Количество споров между бизнесменами по неисполнению обязательств удвоилось», — заявил председатель Арбитражного суда Москвы Олег Свириденко. В целом по стране количество заявлений в арбитраж существенно выросло. На одного судью приходится до 50 дел в месяц, а в промышленных регионах и в Москве — более 100.
Судьи очень надеются на «антикризисную» процедуру рассмотрения судебных споров. Иски с суммой до 100 тысяч рублей предлагается рассматривать в упрощенном порядке: если стороны не будут возражать, рассмотрения дела вообще не будет, а суд ограничится констатацией обоснованности требований подателя жалобы. Эти изменения недавно были предложены судьями ВАС в Совете Федерации.
Готовится еще одна упрощенная процедура — «судебные приказы». «Это те дела, по которым и спорить не нужно, — поясняет Свириденко. — К примеру, кредитные дела без процентов, кредиторская задолженность, которую кредитор выдал, а заемщик не возвратил. Такие дела могли бы рассматриваться без судебного заседания, просто с выдачей исполнительного листа, который можно было бы обжаловать в апелляции». Меры по упрощению судебных процедур могут разгрузить суды и будут на руку кредиторам, которым не придется месяцами выбивать долги.
Пока эксперты затрудняются с оценками эффективности введенного механизма. «Очевидно, что административный порядок призван затянуть процесс обжалования — притом что взыскание (если УФНС не поддержит претензию налогоплательщика) осуществляется мгновенно, — говорит Александр Кормильцев. — Средства в таком случае списываются со счетов в бесспорном порядке в течение одного дня. Так что не стоит ждать, что УФНС будут поддерживать доводы налогоплательщиков и удовлетворять их требования. Скорее, наоборот».
Впрочем, накопленный с начала года опыт показывает: управления Федеральной налоговой службы все-таки идут на отмену штрафов, если ошибки работников ИФНС явны. «В нашей практике был случай, когда инспекция отказала компании в вычете НДС, — делится своим опытом Татьяна Васильева, руководитель налоговой практики Goltsblat BLP. — Налогоплательщик обратился в вышестоящую инстанцию, и решение было отменено с формулировкой: для отказа в вычете ИФНС не привела ни одного аргумента».
И все-таки опасения юристов, что налоговые управления будут защищать скорее честь мундира, чем деньги компаний, находят немало подтверждений. Уже есть примеры, когда региональные управления не только не отменяли штрафы территориальных инспекций, но и добавляли новые. Налоговой службе пришлось даже разослать по управлениям специальное письмо с разъяснениями: в ходе изучения жалоб предприятий-налогоплательщиков нельзя наращивать объемы уже наложенных инспекциями санкций! «Предъявление к налогоплательщику каких-либо требований путем пересчета сумм (налогов, штрафов, пеней) и, как следствие, увеличение налоговым органом сумм (налогов, штрафов, пеней), подлежащих уплате, в решении по результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика недопустимо», — говорилось в циркулярном письме, адресованном головным офисом ФНС своим региональным управлениям.
С другой стороны, выгоду из новых процедур могут извлечь и компании. Ведь досудебное обжалование позволило сократить число судебных разбирательств, особенно беспредметных. «В последние годы компании были готовы судиться из принципа, даже за 500 рублей, — лишь бы не отдавать их государству, — говорит юрист консалтинговой компании «Проф-Консультант» Сергей Федоров. — Особенно приятным занятием это было в тех случаях, когда правота налогоплательщика не вызывала сомнений. Многие исповедовали такой подход: лучше отсудить копейки, чтобы налоговики знали: любая проверка закончится для них иском». Но сегодня у большинства предприятий просто нет денег, чтобы затевать многомесячные тяжбы по копеечным доначислениям «из принципа». «Каждая компания сама для себя определяет эту планку, но по моим наблюдениям средний бизнес не пойдет в суд, если дело не стоит хотя бы миллиона, — уверен Сергей Федоров. — А таких дел в общей массе не больше трети. Выпустить пар теперь можно, подав жалобу в УФНС. А когда проходит несколько месяцев, желание спорить у многих руководителей пропадает. Да и с потерей относительно небольших денег компании сегодня легко смиряются — особенно если их возврат чреват еще большими расходами».
Наконец, говорят специалисты по налоговому праву, представители фискального ведомства в условиях кризиса стали чуть более сговорчивыми. Учитывая критику со стороны вышестоящих инстанций и риск перепроверки каждого принятого ИФНС решения (подача жалобы в вышестоящий орган означает, что работа инспекции в любом случае будет проверена), инспекторы стали чаще соглашаться «на мировую». Касается это, кстати, не только инспекций, но и управлений ФНС. «Довольно часто по результатам налоговой проверки инспекторы предлагают компаниям снять до 50% доначисленных налогов взамен на обещание не обращаться в суд», — объясняет Алексей Яковлев из «ФБК Право».
И все-таки некоторые эксперты полагают, что число налоговых исков к концу года может возрасти. Татьяна Васильева (Goltsblat BLP) напоминает, что введение института досудебного обжалования привело к увеличению сроков рассмотрения споров. В прошлом году пик подачи жалоб пришелся на октябрь. А значит, с учетом удлинения процедуры, массового похода столичных компаний в суд с претензиями в адрес налоговиков можно ожидать к декабрю. Одновременно мы получим ответ на вопрос о том, действительно ли бизнес потерял интерес к судебным спорам с фискальными органами.
Начать дискуссию