Материал предоставлен корпоративным изданием для клиентов ГК «ИРБиС» «Система успеха»
Несмотря на то, что кризис больно ударил по всем, меняться никто особенно не хочет. Это печальный вывод, и я вынужден его сделать с этой трибуны - пока наш бизнес не меняется, и государство не меняется так, как хотелось бы. Д.А. Медведев
То, что практические уроки в кризисной ситуации можно и нужно извлекать, признают все, но как это сделать эффективно, так, чтобы это пошло на пользу, так, чтобы не повторить ошибок и уберечься от новых - загадка для многих.
Очевидные вещи уже озвучены: нужно меняться. Как меняться в каждом конкретном случае, органы власти не могут (да и не должны) подсказывать. Достаточно того, что существуют государственные антикризисные меры в различных сферах общественной жизни и бизнеса, а вот смогут или нет их плодами воспользоваться предприниматели, государство, как оказалось, также мало беспокоит.
Остается, как всегда, надеяться на собственные силы. Но есть ли некая универсальная схема изменений, которая подойдет всем? Путь, который поможет поменяться и начать заново, поменяться и продолжить дело, не опасаясь повторных неблагоприятных последствий. Система, которая научит самому главному – опережать события. Экономические последствия кризиса для каждого коммерческого предприятия можно описать достаточно примитивно, но емко, одной строкой: нет спроса на товары (работы, услуги), нет оборотных средств, «нам не платят, мы не платим», падение производства и т.п. Как меняться для того, чтобы исправить положение с экономической точки зрения, какие финансовые рычаги и ресурсы задействовать, вопросы не этой статьи.
Нас интересует практический опыт такой юридической организации бизнеса, которая помогла бы значительно снизить и даже предотвратить многие отрицательные последствия кризиса. Помимо экономических причин снижения доходов предпринимателям необходимо выявлять и устранять существующие юридические риски, которые могут отрицательно повлиять на финансовое состояние бизнеса.
Обобщая опыт работы юристов и налоговых консультантов Центра в уходящем году, анализируя показатели востребованности услуг, а именно - повышенный спрос на взыскание задолженности и защиту интересов должников, разработку схем взаимозачетов, вексельных, бартерных и иных форм расчетов, договорную работу, учитывающую особые условия кризисной ситуации, спрос на услуги в области трудовых правоотношений, налоговые споры, консультации в области оптимизации налогообложения, можно сделать определенные выводы и извлечь полезные уроки. Итак, на что обратить внимание в первую очередь.
Финансы, контрагенты, документы.
По-разному начинался кризис для предприятий малого и среднего бизнеса, но практически всех задела проблема взаимоотношений с банками. На текущий момент нормой для абсолютного большинства стало наличие нескольких расчетных счетов в разных банках, тем более что на это законодательство не содержит запрета. Подобный подход позволяет иметь некоторую подстраховку в случае ухудшения платежного состояния обслуживающего банка.
Если в вопросах задержки расчетов с бюджетом по вине банка практика уже однозначна: «налогоплательщик за банк не отвечает», то во взаимоотношениях с поставщиком должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение (ст. 403 ГК РФ). Если банком не перечислены денежные средства контрагенту, перед последним нести ответственность будет именно должник. Однако стороны вольны установить своим договором и иное, что сейчас массово практикуется в договорной работе: получателям выгоднее формулировки, что обязанность об оплате считается исполненной в момент поступления денежных средств на счет самого получателя, а плательщикам - наоборот - в момент списания средств со счета банка плательщика.
Вопросы с должниками, в любом случае, нужно решать своевременно, простого «обзвона» с настойчивыми просьбами оплатить счет уже не достаточно, любое законное требование целесообразно оформлять письменным документом и надлежащим образом передавать его должнику. Претензионная работа должна быть поставлена на системную основу, что позволит подготовленными выходить на этап судебного разбирательства. Юридически грамотно составленная претензия об оплате, надлежащее оформление договорной и первичной документации дадут понять должнику о серьезности намерений кредитора задействовать, в том числе, и судебный аппарат. Платят серьезным.
Кризис доказал важность и значимость надлежащего оформления документов. Многолетняя практика игнорирования профессиональной договорной работы огромному количеству предпринимателей вышла боком. К примеру, необеспеченность денежных обязательств различными финансово-юридическими инструментами ставит кредитора в крайне невыгодное положение в случае, если должник становится неплатежеспособен. Понимая это, многие организации стали умело применять институты залога, банковской гарантии, задатка, неустойки, удержания... И тут уже их контрагенты из числа слепо подписывающих договоры становятся заложниками формулировок.
Всегда ли есть смысл в споре о задолженности держаться прямой линии «претензия - исковое заявление - исполнительный лист»? Либо своими действиями незадачливому должнику самому закладывать именно такое развитие событий? Решать этот вопрос предпринимателям нужно самостоятельно, опираясь на мнение юристов. Но, в условиях тотальных неплатежей, гибкий подход в расчетах с контрагентами иногда гарантирует более эффективное решение финансовых вопросов. Примером изобретательного подхода к проблеме долга может служить схема, когда должник может попытаться выкупить долги кредитора у третьей стороны со значительной скидкой, после чего произвести взаимозачет на полную сумму.
Использование «новых» форм расчетов с контрагентами (векселя, бартер, уступка права требования) позволяет ускорить исполнение обязательств и повысить оборачиваемость оборотных средств, а также уменьшает потребность в банковских кредитах, на текущий момент ставших для многих организаций и предпринимателей недоступными. Конечно же, нужно помнить, что и векселя, и бартер, и уступка права требования – любимые налоговыми органами «признаки» налогоплательщиков, злоупотребляющих своими правами. Однако есть и налоговые плюсы. Законодатель сделал действительно антикризисный подарок: с 1 января 2009 года, если покупатель использует в расчетах за товары (работы, услуги) собственное имущество (к нему относится, например, вексель третьего лица), входной НДС принимается к вычету покупателем без соблюдения условия, что налог перечисляется продавцу отдельной платежкой.
Еще одним положительным нововведением стала отмена в апреле 2009 года обязанности лицензирования факторинга: в силу вступили поправки в статью 825 ГК РФ. Новая редакция предусматривает право коммерческих организаций заключать договоры финансирования под уступку денежного требования (факторинг) в качестве финансового агента, не требуя для этого лицензий. В любом случае, применение новых схем расчетов требует тщательного изучения законодательной основы для этих операций.
Работодатель и работник: противостояние или партнерство в кризисе?
Сокращение персонала - одна из наиболее сложных и ответственных сфер принятия управленческих решений. В тоже время, несмотря на все сложности, для большинства хозяйствующих субъектов это мероприятие стало первоочередным, но подход к решению этой задачи был самый разный. От элементарного психологического давления на неугодных работников с требованием написать заявление по собственному желанию (многие работодатели ничего, кроме проблем в связи с нарушением трудового законодательства, не достигли) до выдачи «золотых парашютов» всем вынужденно покидающим компанию. Предприятия, сохранившие основной кадровый костяк и серьезно задумавшиеся о кадровой политике, по-новому стали смотреть на трудовые отношения. Важность тщательного продумывания существенных условий трудового договора: оплата труда, рабочее время, нормирование, компенсационные выплаты, срочность и т.д. - теперь очевидна для любого работодателя. В то же время показали свою малоэффективность (в связи с достаточно громоздким процессом и документооборотом) предписанные Трудовым кодексом процедуры сокращения численности работников и ввода режима неполного рабочего времени по инициативе работодателя.
Выходом для многих стали договоренности сторон, закрепленные в соответствующих соглашениях.
В качестве действенного способа повышения отдачи от каждого работника можно предложить обязательное наличие должностной инструкции – документа, подробно описывающего функции каждой штатной единицы. Без инструкции нельзя достичь полного понимания работника, что от него требует работодатель, и, как следствие, - невозможность привлечь его к дисциплинарной ответственности за невыполнение (ненадлежащее выполнение) своих трудовых обязанностей. В том числе нельзя применить увольнение работника, неоднократно не исполняющего без уважительных причин свои трудовые обязанности.
Для компаний стало очевидно, что наличие соответствующих процедур, закрепленных в локальных нормативных актах (к примеру, положение об аттестации), позволяет эффективно осуществлять кадровую политику, своевременно избавляясь от «балласта» не справляющихся с обязанностями работников.
Ликвидация, реорганизация… по крайней мере - перерегистрация.
«Ликвидация» конкретной организации еще не означает ликвидации бизнеса собственников. Так уж принято - избавляться от юридического лица, завязшего в долгах, регистрировать новое и продолжать дело. В связи со сложившей ситуацией количество подобных «операций» увеличилось в разы. Услуги на этом рынке предполагают, что ликвидация может быть официальной (с внесением в ЕГРЮЛ сведений о ликвидации юридического лица) и, так называемой, «альтернативной». Последняя чаще всего происходит путем реорганизации юридического лица в виде слияния или поглощения, а также смены участников и единоличного исполнительного органа. Цель - избежать выездной налоговой проверки, которая обычно проводится при законном способе ликвидации юридического лица, ну и, конечно же, уйти от уплаты долгов. Имущество из такой организации предварительно оперативно выводится. К сожалению, многие собственники бизнеса и руководители заблуждаются, что таким образом они могут уйти от ответственности из-за имеющихся у фирмы задолженностей. Правоохранительные органы могут использовать показания непосредственных участников сделок против бывших собственников.
Речь идет о приемах оперативно-розыскной работы с «собственниками» и «руководителями» реорганизованных фирм. Если это возможно, от этих граждан получают показания, свидетельствующие о фиктивности всех сделок, связанных с продажей долей и реорганизацией. Все это может происходить при наличии признаков состава преступления, предусмотренных ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации» УК РФ, или при наличии перспективы возбуждения уголовного дела по иным экономическим составам. Примерно такие же аргументы могут прозвучать в разъяснительной работе с должником, намеренным не платить не только в бюджет, но и контрагентам. Законодатель «позаботился» о добросовестных кредиторах в проблеме смены должниками участников в обществах с ограниченной ответственностью. С 1 июля 2009 года, согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 312-ФЗ в ст. 26 Закона об ООО, одновременный выход всех участников не допускается. Однако остался механизм их смены путем реализации долей. Кстати, теперь подобные сделки подлежат заверению у нотариуса.
Уже упомянутый Закон N 312-ФЗ обязывает все ООО до 31 декабря 2009 года пройти перерегистрацию в налоговых органах и привести свои уставы в соответствие с новым законодательством. Пока налоговые органы успокаивают, что отрицательных последствий в виде ликвидации для не успевших пройти перерегистрацию налогоплательщиков не будет. Но процедура перерегистрации все-таки обязательна для всех ООО.
Так как же меняется государство?
В конце сентября вступила в силу инструкция о совместных проверках бизнеса налоговиками и сотрудниками органов внутренних дел (Приказ МВД РФ и Федеральной налоговой службы от 30 июня 2009 года N 495/ММ-7-2-347). К материалам налоговой проверки может быть приобщена информация, представленная органами внутренних дел. Перечень документальных доказательств, предоставляемых органами внутренних дел, является открытым и зависит от конкретных обстоятельств выявленного противоправного действия в сфере налогообложения. Главное, что добываться подобная информация может с помощью оперативно-розыскных мероприятий.
С 1 января 2009 года введен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров. Сложившаяся на текущий момент практика говорит об одном - абсолютное число жалоб налогоплательщиков не удовлетворяется вышестоящими налоговыми органами, и налогоплательщик вынужден обращаться в суд. Так что введение данной процедуры не только не помогло достичь цели законодателя – разгрузить суды, но и значительно усложнило жизнь налогоплательщиков.
К сожалению, в судах после выхода Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 ноября 2008 года N 9299/08 ситуация, при определенных условиях, стала складываться также не в пользу налогоплательщика. ВАС посчитал достаточным для отказа в получении налоговой выгоды (в виде вычета НДС и занижения налоговой базы по налогу на прибыль) доказательства факта, что документы организации-поставщика были оформлены от имени физического лица, в действительности не являющегося директором или иным уполномоченным лицом организации. К примеру, налоговый орган может предоставить милицейский протокол допроса свидетеля, отказывающегося от подтверждения ранее совершенных сделок и от факта собственноручного подписания соответствующих документов.
В будущем нас ждет также не мало изменений, пока достоверно известно об одном из главных – отмене ЕСН и замене его страховыми взносами (Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»). Платить придется больше: вместо 26 % - 34 %. Правда не сразу, дело в том, что установлен переходный период до 2011-2015 года - в зависимости от сферы деятельности плательщика взносов и применяемой им системы налогообложения. Государство можно понять, в условиях кризиса ему приходится решать самые разные задачи: и пополнение бюджета, и борьба с коррупцией, и попытки помочь бизнесу измениться.
Как поменяться бизнесу?
Итоги работы Центра с клиентами в 2009 году говорят все-таки о начале качественных изменений.
Многие предприятия в условиях кризиса по-новому взглянули на свою деятельность не только с экономической стороны, но и с юридической. Компании хотят быть уверены в правовой защищенности интересов собственников организации и в устранении предпринимательских рисков, связанных с нарушением законодательства.
С чего начать, если собственники бизнеса и руководство компании понимают необходимость снижения и устранения юридических рисков? Самое главное - это отойти от общих деклараций и сформулировать конкретные пути решения, к достижению которых на самом деле будет стремиться организация. Рекомендации можно дать простые, начните хотя бы с перерегистрации, если форма вашего бизнеса - общество с ограниченной ответственностью. Только подойти к этому делу нужно не формально, в очередной раз слепо взяв форму устава из Интернета. Проработайте свой устав досконально, получив предварительно разъяснения юристов, договоритесь с партнерами обо всех существенных моментах, требующих отображения в уставе. Заодно решите, наконец, проблему с «юридическим и фактическим» адресом, если она у вас существует.
Пересмотрите в целом организацию договорной работы в компании, запретите использовать для оформления сделок не проверенные юристами формы договоров. Директор и иные уполномоченные лица не должны подписывать документы без визы юриста. Локальные нормативные акты, трудовые договоры с работниками и прочие документы, опять же, не должны быть формальными.
Будьте всегда готовы отстаивать свои интересы в суде и в органах исполнительной власти. Тщательно изучайте всех контрагентов, получайте информацию из источников, свидетельствующих о надежности ваших партнеров. По крайней мере, для проверяющих у вас всегда должен быть набор документов от контрагента, свидетельствующий о том, что вы проявили «должную осмотрительность». Позаботьтесь, чтобы в этом «наборе» было и свидетельство о внесении изменений в соответствии с Законом 312-ФЗ, если контрагент – ООО.
Результатом поэтапного продвижения по процессу юридического становления предприятия должен стать бизнес, эффективно использующий право, а не насильственно преодолевающий закон и уклоняющийся от обязанностей.
Комментарии
1