Что может быть общего у бухгалтера и актера? Ничего! Однако Андрей Константинович Корабельщиков с таким ответом вряд ли согласится. Ведь на протяжении многих лет он успешно совмещал работу в бухгалтерии и на сцене до того момента, пока ему не пришлось делать окончательный выбор в пользу одной из профессий…
Выбор поневоле….
– Андрей Константинович, расскажите, откуда вообще появилась мысль совместить два абсолютно разных направления деятельности – одновременно работать и актером, и бухгалтером?
– «Я выбрал путь себе давно,
И вам хочу признаться:
Артистом театра и кино
Я буду называться…»
Именно этим четверостишием, еще будучи школьником, я выразил свою заветную мечту стать актером. Очень часто детские мечты так и остаются всего лишь мечтами, но не в моем случае. Театр меня невероятно манил, и я просто грезил сценой. В школьные годы я активно занимался в Клубе любителей театрального искусства при московском ТЮЗе, кроме того, посещал школьный драмкружок, которым руководил профессиональный артист театра. Когда пришла пора поступать в вуз, неудивительно, что я сделал свой выбор в пользу театрального института…
– Постойте, и откуда же при такой страсти к театру могла возникнуть любовь к бухгалтерии?
– Что вы, о любви к бухгалтерии в то время и речи не шло, но возникла необходимость ею заниматься. Сейчас все объясню. Фортуна оказалась ко мне немилостива, во всяком случае именно так я полагал в то время, ведь стать студентом театрального института мне не удалось. Между тем получать высшее образование все равно было надо, а где именно, уже не имело принципиального значения, поскольку другие специальности, помимо актерской, меня никогда не интересовали. Методом исключения я выбрал наиболее подходящее место и в итоге стал студентом вечернего отделения общеэкономического факультета Московского института имени Плеханова. Не знаю, как сейчас, но в советское время студенты-вечерники старших курсов были обязаны работать по специальности, и, собственно, чтобы выполнить это требование, я и пошел трудиться в бухгалтерию одного из предприятий. Вот так достаточно подневольно и началось мое знакомство с практической бухгалтерией.
Профессиональные параллели….
– Андрей Константинович, по всей видимости, это знакомство не очень сильно вас впечатлило, ведь мысли о работе в театре вы так и не оставили.
– Да, вы правы. О театре я не забывал и во время учебы в институте, и уже после его окончания. С утра отрабатывал, как сейчас говорят, свои офисные часы в бухгалтерии, а потом спешил заняться своей творческой деятельностью: участвовал в концертах, играл в спектаклях, позже поставил свой собственный спектакль по поэме Вознесенского «Авось!», в котором сыграл одну из главных ролей.
– А почему после окончания института вы не ушли из бухгалтерии и не посвятили себя полностью театральной деятельности?
– Вы знаете, это сейчас люди могут заниматься тем, к чему у них есть призвание, без наличия соответствующего диплома за спиной, а в 80-е годы профессиональным актером мог быть только человек с профессиональным образованием, которого у меня как раз и не было. И вот чтобы не остаться без профессии в том понимании, которое действовало в те годы, я и продолжил трудиться в бухгалтерии. Важно отметить и тот факт, что бухгалтерская работа не мешала моей актерской деятельности, и острой дилеммы по поводу двух этих занятий в тот период времени я не испытывал. Дело в том, что мой руководитель с большим пониманием отнесся к моему увлечению театром и пообещал не мешать мне. Наоборот, он всегда отпускал меня на репетиции, выступления, гастроли. Единственное условие, которое он мне поставил, чтобы я вовремя исполнял все свои должностные обязанности и работа в бухгалтерии не страдала от моей театральной деятельности. Я это условие четко исполнял, хотя порой было нелегко все совместить и везде успеть.
– И как долго продолжалось такое неординарное совмещение профессий?
– На самом деле немало: чуть более десяти лет. Кому-то может показаться странным, но меня такое положение дел полностью устраивало. Бухгалтерия обеспечивала стабильность, а работа в театре приносила огромное моральное удовлетворение. Тем не менее время шло, все менялось, и настал тот момент, когда мне пришлось определиться в своей будущей деятельности: или я занимаюсь бухгалтерией, но уже профессионально, или остаюсь в театре.
Правильный выбор.
– Судя по тому, что сейчас я вижу перед собой главного бухгалтера легендарного российского холдинга «Нефтехимэкспорт», выбор был сделан в пользу бухгалтерии…
– Совершенно верно. Наверное, для многих мое решение при всей моей любви к театру стало достаточно неожиданным. Но когда пришло время делать выбор, я четко осознал, что все то, что я хотел и мог получить от театра, я уже получил. Я считаю, что моя актерская деятельность сложилась весьма успешно. Мне удалось поработать с талантливыми режиссерами, с известными артистами, я получал интересные роли в театре, успел сняться в нескольких фильмах. Кроме того, одно время даже работал на эстраде в жанре сатиры и юмора. В основном это были сборные юмористические концерты, но случались и сольные выступления. То есть все, что я мог сделать в качестве артиста, я сделал. Прыгнуть выше своей головы невозможно, а повторяться и использовать уже имеющиеся наработки мне стало неинтересно. А в бухгалтерии, напротив, стали происходить серьезные изменения. Появилось много нового и неизвестного, бухгалтер перестал быть простым счетоводом, у него появились просторы для творчества. Поэтому я и принял решение покончить с театром и направить весь свой творческий потенциал в бухгалтерский учет. На выбор повлияло и то, что очень кстати в организации, где я все это время работал бухгалтером, мне сделали предложение, от которого я просто не мог отказаться.
– Что же это было за предложение?
– Параллельно с театром все это время я не переставал работать бухгалтером в «Нефтехимэскпорте». Неудивительно, что за столько лет я и опыт некоторый приобрел, да и в целом показал себя человеком ответственным и серьезным. Поэтому, когда в рамках нашего предприятия, к тому времени уже крупного холдинга, руководство приняло решение открыть очередную дочернюю компанию, то именно мою кандидатуру утвердили на должность главного бухгалтера новой «дочки». Как понимаете, отказаться от этой должности я просто не мог, не мог не оправдать то доверие, которое было оказано мне руководством. И чтобы соответствовать новой должности, я начал усиленно штудировать бухучет. Все еще продолжая театральную деятельность, я пошел на бухгалтерские курсы, причем выбрал программу обучения, что называется с нуля. И теперь уже бухучет, как когда-то театр, полностью захватил мое внимание: я стал понимать его, научился разбираться во всех тонкостях. Вот так со временем интерес к учету стал расти, а интерес к театральной деятельности, как я уже упомянул, наоборот, понемногу угасал. Итог вполне закономерен: я оставил театр и с головой окунулся в бухгалтерию.
Разгадывание кроссворда….
– Андрей Константинович, наверное, вы немного лукавите. Не секрет, что многие считают бухучет чрезвычайно скучным занятием. Как же можно было променять на него яркую театральную деятельность?
– Действительно, такой стереотип существует. Что скрывать, и я сам долгое время считал учет скучным, но все это исключительно от невежества и отсутствия знаний. Невозможно правильно оценить то, чего не понимаешь и в чем не разбираешься. Только когда я всерьез занялся учетом, я реально смог оценить всю его привлекательность. Сейчас работа в бухгалтерии для меня сродни разгадыванию интересного кроссворда. Причем на все задания этого кроссворда имеются ответы, но, чтобы их найти, порой приходится приложить усилия. Все это безумно увлекательно и, что самое главное, никогда не сможет наскучить.
– Почему это?
– Потому что то и дело в «кроссворде» появляются новые и новые вопросы, на которые нужно как можно скорее найти грамотные ответы. Смотрите, театр я покинул в 93-м году, в то же время началось мое становление как профессионального бухгалтера. Сейчас на пороге 2010 год, и за все это время бухгалтерия так и не успела мне наскучить. Кстати, опять же возвращаясь к теме театра. Немирович-Данченко как-то заметил, что театр – это прежде всего актер. При наличии гениального режиссера, талантливого гримера, костюмера и осветителя, но при отсутствии актера – театра нет. А если есть хотя бы один актер, то это уже театр! Так вот, по аналогии с этой формулой лично я считаю, что, если есть хотя бы один бухгалтер-специалист, это уже организация, ибо профессиональный бухгалтер сам по себе достаточен для ведения экономической деятельности. Думаю, что этим можно гордиться и вообще считаю, что профессия бухгалтера – это находка для амбициозных людей.
– Я правильно понимаю, что о своем выборе вы никогда не жалели?
– А не о чем жалеть! Ни о том, что было, ни о том, что есть. За время моей активной актерской деятельности я имел возможность встречаться и знакомиться с востребованными тогда звездами театра, кино и эстрады – людьми необычайно талантливыми и интересными. Многие из них стали моими хорошими знакомыми и даже друзьями. Я считаю, что это самое ценное, что я вынес из того времени. Сейчас моя жизнь не менее насыщенна и увлекательна. У меня есть интересная работа, замечательная семья, которой, между прочим, могло бы и не быть, если бы я тогда не увлекся бухгалтерией и не остался в компании.
Прекрасное ничегонеделание….
– Андрей Константинович, а можно об этой истории рассказать подробнее?
– Все достаточно просто. Если бы я не увлекся бухгалтерией, то скорее всего я бы покинул «Нефтехимэкспорт» и сделал выбор в пользу театра. Но, к счастью, произошло все так, как произошло: я остался и через некоторое время к нам на работу в бухгалтерию устроилась новая сотрудница. Как вы уже, наверное, догадались, у нас случился служебный роман. В 2004 году мы поженились и обвенчались, а спустя некоторое время у нас появился сын – сейчас ему уже четыре года. На сегодняшний день я построил дом, посадил дерево и вот теперь занимаюсь воспитанием сына, из-за чего испытываю необычайную гордость. А еще у нас есть две дочери от первого брака жены, но они взрослые и в моем воспитании уже не нуждаются.
– Ответственная работа, маленький ребенок в семье, собственный дом – все это занимает много времени и сил. Успеваете ли вы отдыхать и как предпочитаете это делать?
– Как-то моему любимому актеру Андрею Миронову во время выступления зритель задал подобный вопрос: «Как вы отдыхаете?» Артист ответил: «Вот я сейчас стою здесь перед вами. Вот так я и отдыхаю». То есть отдыхать просто некогда. Кстати, во время упомянутого выступления Миронов озвучил идеальную форму отдыха – «прекрасное ничегонеделание». Я с его подходом полностью согласен, но лично для меня ничего не делать – это недоступная роскошь. Поэтому занимаясь семьей и домом, я отдыхаю от работы, а на работе отдыхаю от бытовых забот. А восстанавливать силы мне помогает сон и, как бы это парадоксально ни звучало, исполнение старых советских песен. Они оказывают на меня просто магическое действие: стоит спеть или послушать пару песен – и усталость снимает как рукой. Поэтому при любом случае не упускаю возможности включить караоке и попеть любимые песни, как в кругу семьи, так и в кругу друзей и знакомых.
– Андрей Константинович, вы добились высоких профессиональных успехов, создали семью, построили дом… какие у вас планы на будущее?
– Как любит повторять мой коллега: «Если хочешь насмешить Бога, расскажи ему о своих планах». С некоторых пор я стараюсь свое будущее не планировать: в сегодняшних условиях жизни в нашей стране – это дело неблагодарное. А вот что касается намерений, то они у меня, конечно же, есть. Но говорить о них не буду, чтобы не сглазили.
Начать дискуссию