Все чаще и чаще сообщения в прессе свидетельствуют о процветании мошенничества на рынке управления многоквартирными домами.
Вместо одной привычной квитанции на оплату коммунальных услуг жильцы получают сразу две, одна из которых оказывается фальшивой. В настоящей статье рассмотрим, как собственникам не стать жертвами коммунального мошенничества и что следует предпринять жильцам и управляющим организациям с целью предотвращения подобных ситуаций.
Квалификация преступления
Схема рассматриваемого деяния предельно проста. Используя самые примитивные технические средства (компьютер, принтер и бумагу для печати), злоумышленники печатают фальшивые квитанции на оплату коммунальных услуг. При этом они обладают минимальной информацией о потенциальных плательщиках. Не более чем через два дня преступники снимают деньги со специально открытого «левого» счета, счет аннулируют и с деньгами исчезают.
Указанное деяние подпадает под действие ст. 159 «Мошенничество» УК РФ. Согласно данной норме мошенничество - это хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.
Как указано в п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2007 № 51 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате», обман как способ совершения хищения или приобретения права на чужое имущество может состоять в сознательном сообщении заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений или в умолчании об истинных фактах либо в умышленных действиях, направленных на введение владельца имущества или иного лица в заблуждение. Таким образом, посредством сообщения ложной информации или умолчания об истинных фактах либо путем совершения различных обманных действий виновный заведомо для себя и втайне от законного владельца имущества так искажает восприятие последним реальных обстоятельств, что это побуждает того передать свое имущество или право на него другим лицам.
В рассматриваемом случае злоумышленник с помощью фальшивой квитанции сообщает собственнику жилья заведомо ложную информацию об оказании каких‑либо услуг и побуждает тем самым его передать свои деньги в счет оплаты этих услуг. В действительности же никакие услуги жильцам не оказываются.
В соответствии с ч. 1 ст. 159 УК РФ мошенничество наказывается штрафом в размере до 120 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. Мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору, а равно с причинением значительного ущерба гражданину1, наказывается штрафом в размере до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет (ч. 2 ст. 159 УК РФ). Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере2, наказывается штрафом в размере от 100 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в размере до 10 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового (ч. 3 ст. 159 УК РФ). Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере3, наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до 1 000 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового (ч. 4 ст. 159 УК РФ).
Кто вернет деньги?
Несмотря на достаточно четкую квалификацию рассматриваемого деяния и прямо предусмотренное наказание, привлечь виновных к ответственности зачастую не удается. Затруднительно и вернуть деньги, перечисленные на счет мошенников. Дело в том, что такая возможность реально существует до тех пор, пока злоумышленники не сняли деньги со счета и не закрыли его. Именно поэтому, обнаружив фальшивую платежку, необходимо немедленно обратиться в милицию с заявлением о мошенничестве. Оперативные действия наиболее бдительных жильцов способны помочь их обманутым соседям вернуть свои деньги. Приняв заявление, органы МВД арестуют банковский счет, указанный в «липовой» квитанции, и не позволят мошенникам снять деньги. А в ходе дальнейшего судебного разбирательства, скорее всего, будет принято решение о возврате денежных средств их законным владельцам. Жильцам для этого необходимо иметь доказательства оплаты по фальшивым квитанциям.
Любая заминка со стороны жильцов при получении «липовой» квитанции грозит невозможностью возврата денежных средств. Уж очень проста и одновременно хитра схема рассматриваемого преступления. Поэтому важно научиться предотвращать подобные случаи.
Не доверяй, а проверяй!
Именно невнимательность и доверчивость жильцов приводят к тому, что деньги поступают на счет преступников. Получив квитанцию, добросовестные собственники квартир спешат оплатить ее в ближайшей сберкассе, не задаваясь далеко не лишними вопросами, кто и за что выставил данный счет.
Прежде всего необходимо очень внимательно изучать каждую приходящую квитанцию. В ней должно насторожить, в частности, указание иных реквизитов получателя средств, не того банка, в который жильцы платили обычно, отсутствие фамилии плательщика, количества проживающих в жилом помещении. Кроме того, фальшивые квитанции приходят, как правило, на один-два дня раньше подлинных.
Подлинная квитанция на оплату коммунальных услуг должна соответствовать требованиям, предъявляемым к платежному документу согласно п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг.Различия подлинной и фальшивой квитанций на оплату коммунальных услуг представлены в таблице.
Должно быть указано в подлинной квитанции | Указано в фальшивой квитанции |
Почтовый адрес помещения | Указан верно |
Сведения о собственниках помещения (наименование юридического лица или ФИО граждан) или нанимателе (ФИО) | Как правило, данные сведения отсутствуют |
Лицевой счет плательщика | Как правило, случайный набор цифр |
Наименование исполнителя (наименование юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя) | Могут быть указаны сведения об исполнителе или (!) об организации, созданной с целью мошенничества |
Номер банковского счета и банковские реквизиты исполнителя | (Внимание!) Указаны данные преступной организации |
Адрес (место нахождения) исполнителя | Как правило, указан верно |
Номера контактных телефонов исполнителя, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования | Как правило, указаны иные номера телефонов |
Оплачиваемый месяц | Указан верно |
Наименование оплачиваемых коммунальных услуг | Может быть указано верно. Зачастую указывается услуга, входящая в состав работ по содержанию и ремонту |
Сумма к оплате | Может быть похожа на сумму за предыдущие месяцы |
Сведения об изменениях размера платы, о задолженности за предыдущие месяцы, о предоставлении льгот и субсидий | Как правило, данные сведения отсутствуют |
На основе приведенной таблицы можно сделать вывод: главное, на что собственнику жилья следует обратить внимание, - это банковские реквизиты исполнителя коммунальных услуг. Сравнив данные со сведениями, указанными на предыдущих квитанциях и в договоре управления, станет ясно, подлинная квитанция пришла или фальшивая. Кроме того, любые сомнения по поводу пришедшего платежного документа можно разрешить, позвонив непосредственно исполнителю.
Что делать?
Управляющая организация также становится своеобразной жертвой коммунального мошенничества. Так, заплатив по фальшивой квитанции, собственник может не иметь средств для оплаты коммунальных услуг по подлинному платежному документу. И управляющая организация несет убытки от совершенного преступления.
Нелишним будет сказать о том, что авторитет управляющей организации также зависит от защищенности собственников от подобных преступлений. Представляется, что негатив от коммунального мошенничества собственники будут ассоциировать именно с той организацией, которая управляет их домом. Считаем, что в интересах как жильцов, так и непосредственно управляющей организации последней следует предпринимать все возможные меры, чтобы не допустить проникновения мошенников в управляемый дом.
Надо отметить, что одной из причин совершения коммунального мошенничества является отсутствие какой‑либо степени защиты у квитанций об оплате коммунальных услуг. Управляющая организация не в состоянии предоставить своим квитанциям такую защиту, какую, например, государство предоставляет денежным знакам. Тем не менее в силах управляющей компании изготавливать квитанции на бумаге со своим уникальным логотипом или ставить на квитанциях печать. Все это не сможет гарантировать стопроцентную защиту от мошенников, но последним придется изрядно потрудиться, чтобы подделать квитанции.
Оплата коммунальных услуг через терминалы и банкоматы повышает внимательность собственников и снижает риск совершения коммунального мошенничества. Дело в том, что, выбрав такой способ оплаты, собственник жилья должен ввести банковские реквизиты управляющей организации либо номер своего лицевого счета. Только при вводе нужных реквизитов собственник увидит на экране наименование своей управляющей организации. Если организация ему не знакома - платить не надо.
В связи с этим управляющей организации следует проводить разъяснительную работу с собственниками на предмет процветания коммунального мошенничества с целью повышения внимательности граждан.
«Союзниками» управляющей организации могут стать кассиры банковских отделений, принимающие коммунальные платежи от жильцов. Как уверяют представители банковских структур, кассиры уже настолько привыкли принимать от населения плату за услуги ЖКХ, что цифры расчетных счетов отложились в памяти и любое изменение вызовет подозрение, а значит, повлечет за собой проверку.
* * *
Единственный вывод, который напрашивается по итогам рассмотрения проблемы коммунального мошенничества, - собственники жилья должны быть более бдительными и внимательными. Не стоит спешить оплачивать пришедшую платежку. Прежде необходимо проверить все сведения, указанные в ней, и каждое сомнение разрешать с управляющей организацией. Если же выяснится, что квитанция об оплате коммунальных услуг фальшивая, нужно незамедлительно обратиться в правоохранительные органы (милицию и прокуратуру). Граждане! Не позволяйте себя обманывать!
1 Значительный ущерб не может составлять менее 2 500 руб. (ч. 2 ст. 158 УК РФ).
2 Крупным размером признается стоимость имущества, превышающая 250 000 руб. (ч. 4 ст. 158 УК РФ).
3 Особо крупным размером признается стоимость имущества, превышающая 1 000 000 руб. (ч. 4 ст. 158 УК РФ).
Начать дискуссию