В УХОДЯЩЕМ ГОДУ 41-Й ТОКИЙСКИЙ САЛОН СТАЛ ПОСЛЕДНЕЙ ЯРКОЙ ВСПЫШКОЙ НА АВТОМОБИЛЬНОМ НЕБОСКЛОНЕ. ЭТО ШОУ ПО ТРАДИЦИИ СЛАВИТСЯ КОНЦЕПТАМИ. ИХ ПОКАЗЫВАЛИ И НА ЭТОТ РАЗ. ПРАВДА, В ГОРАЗДО МЕНЬШИХ КОЛИЧЕСТВАХ.
В чем дело? Причина, под которую так удобно подвести все следствия, — кризис. Среди экспонентов под крышей выставочного комплекса «Макухари» обнаружились только традиционные японские производители. Американские и европейские брэнды дружно решили поберечь наличность до лучших времен. Правда, компанию японцам все же составили скромные гости из Старого Света — Lotus, Caterham и Alpina.
Впрочем, стоит ли горевать? Глобализация вносит свои коррективы, а центр Азии из Страны восходящего солнца решительно смещается в Поднебесную. Достаточно вспомнить об аншлаге на формально неофициальной автомобильной выставке в Шанхае. А пока… Пока все-таки пройдемся по стендам Токийского мотор-шоу.
Если два года назад на одном только стенде Toyota красовалось 14 новинок, то в этот раз на всех участников пришлось 16 дебютов. Многие премьеры, разумеется, носили сугубо локальный характер, ибо с самого начала ориентированы на внутренний рынок Японии. Но попадались и весьма интересные экспонаты. Например, бизнес-седан Nissan Fuga, который во всем остальном мире будет продаваться как новый Infiniti M. Машина получила привлекательный дизайн, навеянный прошлогодним женевским концепт-каром Essenсe. Fuga стала чуть длиннее и шире предшественницы. Навскидку эта модель, скорее всего, окажется немного крупнее BMW пятой серии, Audi A6 и Mercedes Е-класса, с которыми ей и придется конкурировать. Силовые агрегаты под капотом Infiniti M по-прежнему располагаются продольно — кроме 3,7-литрового двигателя, в моторном отсеке, видимо, пропишется еще и V-образная «восьмерка» объемом 5,6 л мощностью более 400 л. с. взамен прежнего 4,5-литрового двигателя. Кроме того, модернизированная машина получит управляемое электроникой шасси, позволяющее изменять настройки в зависимости от типа покрытия.
Следуя нынешней моде, на рынок скоро выведут гибридную версию Infiniti M35 Hybrid с бензиновой 3,5-литровой «шестеркой», электромотором и ионно-литиевой батареей. Автомобиль сможет передвигаться и на чистой электротяге, а расход топлива если уж и не сравнится с малолитражками, то по крайней мере обещает заметно снизиться. M35 Hybrid будет принят в семью роскошных седанов Infiniti М нового поколения, наряду с моделями с традиционными силовыми агрегатами. Ожидается и версия с новым шестицилиндровым дизелем, предназначенная для рынка Западной Европы. Планируется также, что автомобили этого семейства будут продаваться на всех мировых рынках марки (в настоящее время это 33 страны). В зависимости от региона продажи начнутся на протяжении весны 2010 года, а примерно годом позже выйдет и гибридная версия M35 Hybrid.
А что же самая крупная автомобильная компания Японии? Toyota, еще два года назад обогнавшая GM и претендовавшая на безоговорочное мировое лидерство, сама терпит на падающем рынке колоссальные убытки. По прогнозам, потери корпорации в этом году составят около 5 млрд долларов. У руля «Тойоты» в трудное время встал Акио Тойода. Новый руководитель уверяет, что компания должна делать «обожаемые» покупателями машины. Может быть, именно поэтому звездами стенда этой марки стали сплошь спорткары?
Lexus LF-A, этот уже готовый к производству представитель отряда «гран-туризмо», по спортивным меркам скроен на пятерку с плюсом. Кузов — углепластиковый монокок с навесными алюминиевыми панелями, 552-cильный атмосферный двигатель V10 объемом 4,8 литра расположен впереди, а шестискоростная роботизированная коробка отнесена к задней ведущей оси, так что развесовка близка к идеальной. Разгон до «сотни» занимает 3,7 секунды, а максимальная скорость составляет 325 км/ч. В «Тойоте» говорят, что построят всего 500 таких машин, которые будут продаваться по цене, превышающей полмиллиона долларов. Такая планка как минимум заставляет обратить внимание на суперкары, имеющие схожую энерговооруженность, но минимум вполовину меньший ценник. Пусть даже речь и пойдет об относительно массовых моделях, таких как SLS AMG или Porsche 911 Turbo.
Интерес публики привлек к себе и концепт Toyota FT-86. Название недвусмысленно напоминает о Corolla AE86 родом из 80-х. Любители управляемого заноса были от нее без ума. Компактный и демократичный заднеприводной спорткар с оппозитным мотором, проектируемый в сотрудничестве в Subaru, должен появиться в ближайшие несколько лет.
С тех пор как прогремело 40-е Токийское автомобильное шоу в 2007 году, мир серьезно изменился в экономическом и политическом отношении. Да и техника шагнула вперед. Так что тренды, намечавшиеся в прошлые годы, только окрепли. В фокусе — полностью электрические машины на топливных элементах и гибриды. Вот только у японцев пока нет единого мнения о том, на какой источник энергии все-таки следует делать ставку. Главный сторонник получения энергии из водорода — Honda. Глава компании Токанобуко Ито, представив концептуальный мини-вэн Skydeck (на топливных элементах, разумеется), заявил, что все производители в любом случае придут к такой энергетической логике. Ведь подобная силовая установка избавляет атмосферу от парниковых газов, обеспечивает приличный запас хода, а главное, может быть быстро заправлена. А вот визионерам, маркетологам и инженерам Mitsubishi эти доводы не кажутся безусловными. Микромобиль Mitsubishi i-MieV, показанный в пассажирском и коммерческом исполнениях, — яркое тому подтверждение. Тем временем Карлос Гон, глава Renault-Nissan, пока ни на шаг не отступает от корпоративного бизнес-плана, в котором сделана ставка на станции экспресс-замены батарей для электромобилей — Better Project Place.
На токийской арене было представлено немало «подзаряжаемых» гибридов. Среди самых ярких — Mitsubishi PX-MiEV. Впрочем, если посмотреть на этот кроссовер под более «широким» углом зрения, легко представить себе, например, каким будет преемник Outlander XL или новый, более компактный «паркетник» Mitsubishi.
Чего на автосалоне было в избытке, так это всякого рода «гаджетов». На стенде одной только «Хонды» обнаружился целый выводок наноразработок. Посетители изучали мускульные усилители, которые могут помочь и рабочим, и людям с ограниченными возможностями, любовались на забавный самокат и веселый городской автомобильчик EV-N, который тоже почему-то хочется считать гаджетом. А вокруг было расставлено множество «коробочек», К-автомобилей, которым не требуется официально закрепленного машиноместа. Смешные, юркие, экономичные. Но для российского автомобилиста это, скорее, маленькие шкафы-купе на колесиках. Возможно, когда-нибудь мы привыкнем и к такому. Но пока подобные образцы интересно разглядывать больше как диковинных механических зверушек.
Таким был 41-й Токийский автосалон. Скажете, «скромненько»? Да, пафоса оказалось меньше, чем обычно. Зато в полном смысле высоких технологий здесь было показано предостаточно. Есть чему поучиться. Особенно в свете недавних призывов с высоких российских трибун.
Начать дискуссию