Три четверти (74%) менеджеров высшего звена во всем мире готовы принять предложение о работе в ином городе в своей стране, а 70% — в иных странах, утверждают специалисты Международной ассоциации консультантов по подбору руководителей высшего звена (AESC) и международного кадрового портала BlueSteps.com, опросив в ноябре — декабре 2009 г. 344 топ-менеджеров из Америки (61% выборки), Европы и Африки (29%) и стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока (10%).
Исследователи отмечают, что за время кризиса желание работать за пределами родного города у руководителей практически не изменилось (в 2008 г. были согласны на релокацию порядка 78%).
С тех пор не изменились причины, препятствующие принятию предложений из других городов и стран. Главным препятствием 47% менеджеров назвали перемещение на новое место своей семьи, 19% опасаются сложностей в связи с социальной акклиматизацией, язык или культурные барьеры беспокоили лишь 8% и 5% руководителей соответственно.
Делла Джайлс (Della Giles), руководитель проекта BlueSteps.com, утверждает, что для многих топ-менеджеров экономический кризис стал поводом всерьез задуматься о возможностях развития карьеры за рубежом в расчете на рост экономики различных стран в 2010 г.
По словам партнера хедхантингового агентства TopContact Артура Шамилова, российские менеджеры в связи с кризисом также более активно интересуются предложениями по релокации: «Сейчас российские директора готовы принимать предложения даже из Сибири и Кавказа, и это при том что премиальные за переезд теперь ниже в полтора-два раза, чем год назад». По словам Шамилова, российские работодатели все реже приглашают дорогих западных топ-менеджеров.
Слова хедхантера отчасти подтверждают данные исследования Ассоциации независимых директоров (АНД), согласно которому за время кризиса баланс между иностранцами и россиянами в среде независимых директоров в корне изменился: если в 2008 г. соотношение иностранцев и россиян было 56% к 44%, то в 2009 г. — 43% к 57% соответственно.
«В прежние годы привлечение иностранных директоров в российские компании часто было связано с подготовкой к IPO — российскому бизнесу нужен был не только совет иностранцев, но и их авторитет, который гарантировал лояльность иностранных инвесторов», — ранее делился с «Ведомостями» своими наблюдениями партнер компании Amrop Hever Игорь Чугай. По его словам, после 2007 г. акционеры предпочитают заменять иностранцев россиянами.
Начать дискуссию