НЕДАВНО Я В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ ПОСЕТИЛ КИТАЙ — СТРАНУ, НА РЫНОК КОТОРОЙ МЫ ВЫХОДИЛИ ДОЛГО И НЕПРОСТО. РАЗВИВАЯ БИЗНЕС В ПОДНЕБЕСНОЙ, МЫ НАБИЛИ НЕМАЛО ШИШЕК. ЗАТО ТЕПЕРЬ У МЕНЯ ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОДЕЛИТЬСЯ НЕКОТОРЫМИ НАБЛЮДЕНИЯМИ.
Чтобы успешно вести дела в другой стране, нужно постараться изучить и понять особенности ее культуры. Картина складывается из мелочей. Скажем, в странах, где используется иероглифическое письмо, полезно хотя бы немного научиться этому искусству.
Местным очень приятно видеть, что вас интересует не только бизнес, но и их культура. Да и вам это поможет быстрее наладить с ними хорошие отношения. В конце концов, ведь и мы гораздо более тепло относимся к китайцам, которые учатся правильно произносить некоторые фразы по−русски!
В Китае вам придется изменить привычке торопиться. Ждать порой придется часами. Но это вовсе не означает, что к вам плохо относятся.
Просто так принято. Не удивляйтесь, если протокольный обед займет около двух часов, а высокопоставленных сотрудников вашей делегации попытаются напоить. Впрочем, чему удивляться? Все это очень напоминает не искорененный пока в российском бизнесе обычай скреплять любые договоренности за бутылкой.
Но все это мелочи по сравнению с выводами, которые мы сделали в процессе практического освоения китайского рынка. Прежде чем начинать бизнес в этой стране, нужно найти хорошего «учителя». Человека, который смог бы внятно объяснить некоторые культурные различия между нашими странами, рассказать о том, как живут китайцы, что здесь можно делать, а чего нельзя.
До того как начать активные действия, мы около года общались с таким советником — русским, многие годы прожившим в Китае. Причем консультации проходили в очень простом формате: он рассказывал — мы слушали. Так мы выяснили, что в чем−то рынки обеих стран похожи: порой звучание зарубежных торговых марок вызывает как у нас, так и у китайцев ассоциации, о которых не догадываются маркетологи в штаб−квартирах транснациональных компаний. Так что имейте в виду: скорее всего, вам придется изменить название своего бренда или продукта, адаптировав его к «китайскому уху». Тем более что у китайцев все свое.
В том числе и на компьютерном рынке. Вместо ICQ у них программа QQ, вместо Google — поисковик Baidu. Вот и нам пришлось «подстроить» наименования продуктов так, чтобы они хорошо сочетались с новым окружением.
Ну и, конечно же, выстраивая планы завоевания китайского рынка, вам придется найти правильного делового партнера. Что такое «правильный партнер»? Тот, с кем вы будете работать много лет. Тот, кто вас не обманет. Тот, с кем вы будете развиваться и расти.
Когда «Лаборатория Касперского» выходит на новые для себя национальные рынки, мы обязательно стараемся найти местных партнеров, которые соответствуют этим критериям. И в Китае такого партнера мы нашли — правда, не сразу.
Следует помнить и о том, что китайцы болезненно относятся к ценовым вопросам. Их можно понять: в целом население страны трудно назвать обеспеченным. И это, думаю, надолго. Даже при условии, что Китай продолжит столь же динамично развиваться.
Китайцы — интроверты. Они построили Великую стену и живут за ней. Им не нравится, когда вмешиваются в их жизнь. Зато они любят общаться друг с другом, поэтому в Китае отлично работает «сарафанное радио». Всякого рода сообщества и форумы — превосходные инструменты продвижения вашей продукции. Так что если хотите добиться успеха в Китае — создайте свое комьюнити.
Вообще−то говоря, китайцы более охотно покупают свое, чем чужое. При этом они сами производят практически все, что им нужно. И это создает для иностранных компаний дополнительные трудности. Мы, к примеру, первые несколько лет на китайском рынке практически бесплатно раздавали свою продукцию — строили бренд. И лишь со временем «пробили» очередной уровень, и о нас стали говорить.
Конечно, мы давали рекламу. Но массовой она не была. Главное — мы не торопились получить результат быстро и любой ценой.
Зато теперь все иначе: произошел не просто положительный сдвиг, а настоящий скачок. Так, в прошлом году я выступал вместе с Джеки Чаном перед десятками тысяч китайских зрителей на знаменитом Олимпийском стадионе «Птичье гнездо» в Пекине. Но я абсолютно уверен, что на первом этапе подобная реклама не дала бы эффекта.
Прежде чем мы начали получать первые заметные результаты на этом рынке, прошло четыре года.
И не думаю, что кто−то на нашем месте смог бы уложиться в более короткий срок. В Китае следует поспешать медленно.
Начать дискуссию