Интернет и IT

Yota лезет в окна

Началось все с шутки. Некоторое время назад в беседе с одним из аналитиков телекоммуникационного рынка корреспондент «Бизнес-журнала» поинтересовался, каковы перспективы мобильного WiMAX в корпоративном сегменте.

ПРАКТИКА ПРИГЛАШЕНИЯ «ПРИДВОРНЫХ» ИНТЕРНЕТ-ПРОВАЙДЕРОВ, КОТОРУЮ ИСПОЛЬЗУЮТ МНОГИЕ ВЛАДЕЛЬЦЫ ОФИСНОЙ НЕДВИЖИМОСТИ, ПРИВЕЛА К АСИММЕТРИЧНОМУ ОТВЕТУ СО СТОРОНЫ АРЕНДАТОРОВ. ОБИТАТЕЛИ ОФИСОВ В МАССОВОМ ПОРЯДКЕ НАЧАЛИ ПОДКЛЮЧАТЬСЯ К ШИРОКОПОЛОСНОМУ БЕСПРОВОДНОМУ ИНТЕРНЕТУ.

Началось все с шутки. Некоторое время назад в беседе с одним из аналитиков телекоммуникационного рынка корреспондент «Бизнес-журнала» поинтересовался, каковы перспективы мобильного WiMAX в корпоративном сегменте. В ответ эксперт полушутливо посоветовал «полазить по форумам» в Интернете, где обнаруживается множество интересных историй о том, как, стремясь обойти запреты сисадминов на использование «аськи» и посещение «Одноклассников», сотрудники офисов покупают модемы или точки доступа оператора Yota (торговая марка компании «Скартел»). И — снова начинают тратить рабочее время на привычные развлечения.

Согласитесь, курьез — не более того. И уж никак не повод для основательного обсуждения. Однако спустя некоторое время выяснилось: творческую инициативу работников подхватили руководители фирм, снимающих площади в бизнес-центрах. В условиях кризиса владельцы коммерческой недвижимости снизили стоимость аренды квадратных метров, однако попытались компенсировать убытки за счет навязываемых арендаторам услуг. В том числе — услуг доступа в Интернет, предоставляемых аффилированными провайдерами по нерыночным ценам. В пору роста рынка и всеобщего благоденствия мало кто придавал серьезное значение таким мелочам, как расходы на связь. Но теперь иные времена. Компании берегут каждую копейку. В этом смысле появление быстрого «воздушного» Интернета оказалось неплохой альтернативой. На столичном рынке офисной недвижимости, а также в других городах, где доступны беспроводные сервисы WiMAX, участились случаи «пиратского» выхода в Интернет, в обход поставщиков проводной связи, обслуживающих бизнес-центры. Одновременно резко вырос спрос на «глушилки», которые изготавливают народные умельцы с высшим техническим образованием. И предназначены они для подавления сигнала WiMAX-оператора на территории офисных комплексов. Похоже, девелоперы занервничали. «Бизнес-журнал» решил выяснить — с чего бы это.

Без вариантов

В Москве и Санкт-Петербурге заядлые пользователи Интернета уже привыкли к тому, что безлимитный доступ в Сеть на высоких скоростях обходится примерно в 500 рублей в месяц. Тем временем корпоративные пользователи, обитающие в столичных бизнес-центрах, до сих пор вынуждены платить по куда более высоким тарифам.

Избирательное действие рыночных механизмов? Нет, скорее отсутствие рынка как такового, считает ведущий консультант J’son & Partners Consulting Виталий Солонин: «Интернет-доступ в бизнес-центрах крупных городов — сегмент, как правило, непрозрачный, а зачастую и монополизированный. Называть это рынком нельзя. Как следствие, корпоративные пользователи вынуждены платить по завышенным тарифам тому провайдеру, которого навязывает девелопер офисного здания».

Но и в тех бизнес-центрах, которые обслуживают несколько провайдеров, цены все равно кусаются. Работу Сети сложно обеспечивать из-за путаницы с кабелями и оборудованием, поскольку пространства для размещения его часто не хватает. Впрочем, куда важнее «рекомендации» владельцев помещений, оговаривающих с провайдерами условия раздела доходов. «Здесь действует простая логика, — поясняет Виталий Солонин. — Почему бы не взять с компании, которая может себе позволить арендовать офис в бизнес-центре, побольше денег?

Наговоры аналитика? Вовсе нет. О плачевном состоянии и этого сегмента рынка интернет-доступа говорят и застройщики, и управляющие офисных комплексов. Подобная практика активно применялась на заре развития профессионального рынка коммерческой недвижимости, по словам заместителя генерального директора по управлению объектами недвижимости компании «Маторин» Юлии Кузнецовой. Но и сегодня, по ее оценкам, многие владельцы офисных зданий настаивают на подключении арендаторов к единственному интернет-провайдеру. Они рассчитывают на «неформальные» платежи, которые могут составлять от 15 до 25% от оплаты за услуги связи. «Чаще всего такие вещи происходят в объектах невысокого класса без профессионального управления», — отмечает Юлия Кузнецова. Но это означает, что проблема актуальна для тысяч компаний-арендаторов. Ведь с началом кризиса многие предприятия переместили офисы в более доступные бизнес-центры, ориентируясь прежде всего на стоимость квадратного метра.

— Политика бизнес-центров в отношении провайдеров зависит от класса объекта, — констатирует консультант компании BESH Consulting Сергей Стасевич. — Начиная с класса B «карманные провайдеры» встречаются реже. Зато чаще обнаруживаются — монопольные. И только в качественных, известных объектах у арендаторов всегда есть выбор.

Воздушная отдушина

Проблема налицо. Стоит ли удивляться, что арендаторы решили не дожидаться, пока «прикормленные» провайдеры исчезнут как класс, а нашли альтернативный выход из положения — воспользовались тем, что Yota покрыла своей сетью практически всю территорию обеих столиц. Так сформировался корпоративный спрос на модемы и маршрутизаторы оператора мобильного WiMAX, позволяющие выходить в Сеть когда и где угодно, а главное — по существенно более низким ценам.

Директор департамента по связям с общественностью «Скартел» Наталья Царевская-Дякина утверждает: в конце 2009 года число абонентов Yota составляло около 300 000, причем на корпоративных клиентов приходилось не менее 10% абонентской базы. Но это, так сказать, официально. «На самом деле нужно учитывать, — уточняет Царевская-Дякина, — что реальная доля корпоративного сегмента у нас значительно выше, так как многие компании используют доступ в сеть Yota «как физические лица». Нам важно, чтобы пользователь был доволен. Если корпоративному клиенту достаточно того объема услуги, который он получает, используя тариф для физического лица, то и мы ничего не имеем против».

КОРПОРАТИВНЫЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ, ОБИТАЮЩИЕ В БИЗНЕС-ЦЕНТРАХ, ДО СИХ ПОР ВЫНУЖДЕНЫ ПЛАТИТЬ ЗА ДОСТУП В СЕТЬ ПО ВЫСОКИМ НЕРЫНОЧНЫМ ТАРИФАМ

Возможно, в «Скартел» и правда не возражают против того, что тысячи компаний прикидываются индивидуальными пользователями. Однако у владельцев бизнес-центров на сей счет обнаружилась своя точка зрения. Не случайно в ассортименте некоторых интернет-магазинов, как по мановению волшебной палочки, появились устройства, способные заглушать именно сигнал Yota. На этот раз рынок вел себя в точности так, как и предписывает учение Адама Смита: спрос немедленно породил предложение.

По имеющейся у «Бизнес-журнала» информации, работники технических служб бизнес-центров довольно бойко раскупают такие «глушилки» по приказу своих шефов и используют их по прямому назначению. Не слишком ли смело — глушить сигнал оператора связи, имеющего на руках все необходимые лицензии? «Если такой прибор действует в пределах десяти метров от здания и не мешает остальным, то это вполне законно», — утверждает Владимир Иванов. И на всякий случай уточняет, что его компания такими приемами не пользуется.

Как говорят специалисты, наиболее активно подобная схема борьбы с «уличным Интернетом» используется как раз в бизнес-центрах, где присутствует монопольный провайдер, поскольку арендодатели не хотят терять прибыль. Разве что крупные девелоперы, на объекты которых допущено несколько провайдеров, не опасаются сигнала Yota, проникающего в окна. «Мы спокойно относимся к тому, что арендаторы подключают себе такую услугу доступа в Интернет», — говорит Иванов.

Внешнее спокойствие сохраняют и в «Скартеле» (возможно, считая подобную шумиху не самой плохой рекламой своих услуг). «Мы предполагаем, что существуют решения, способные уменьшить радиосигнал, но статистики случаев глушения сигнала Yota или прямых обращений от пользователей у нас нет», — говорит Наталья Царевская-Дякина.

Затухание сигнала

Выход Yota в корпоративный сегмент вполне может оздоровить рынок доступа в Интернет на территории офисных объектов, полагает Виталий Солонин. Однако произойдет это, на его взгляд, лишь после того, как покрытие внутри зданий будет существенно улучшено. В ответ оператор обещает в разы увеличить количество базовых станций мобильного WiMAX в столице.

— Повышение качества indoor-покрытия — одно из наших приоритетных направлений, — подтвердили «Бизнес-журналу» в компании. — Мы усиленно работаем в этом направлении и можем сказать, что сейчас, в середине января, оно уже значительно лучше, чем было, например, в ноябре 2009-го. В этом году планируется выпустить внешнее устройство, улучшающее сигнал внутри помещений.

Проще говоря, на попытки «глушить» свой сигнал Yota отвечает выпуском «противоядия».

Впрочем, далеко не всегда одни лишь проблемы с уровнем сигнала внутри зданий становятся главным ограничением для перехода на широкополосный беспроводной Интернет. Существенный нюанс, который стоит учитывать, — пропускная способность «воздушного» канала WiMAX, позволяющая комфортно работать небольшому офису, но никак не компании со штатом в несколько десятков человек.

— Для крупных бизнес-пользователей, оперирующих большими объемами контента, характеристики таких сетей будут недостаточными, — уверен гендиректор компании «КОМКОР» (торговая марка «АКАДО Телеком») Леонид Гуштуров. — Кроме того, нет гарантии надежности, требуемого уровня безопасности и возможности организовать широкий спектр дополнительных услуг. На наш взгляд, определенную долю рынка этот вид доступа (мобильный WiMAX) получит. Но поскольку целевая аудитория для таких решений — сегмент малого бизнеса, ее размер вряд ли будет значительным.

Соглашается с этим выводом и директор департамента маркетинга компании «Нэт Бай Нэт Холдинг» Марина Симакина, утверждающая, что WiMAX может существенно помочь малым и средним компаниям, расположенным в бизнес-центрах с жесткими правилами интернет-обслуживания. Однако следует учитывать, добавляет Симакина, что для компаний, ориентированных на интернет-технологии, пропускных способностей беспроводных сетей будет постоянно не хватать. Если же бизнес широко представлен в Сети или компания использует Интернет и IP-телефонию в качестве основных инструментов, переход исключительно на WiMAX выглядит как минимум странным решением.

Как отмечает Виталий Солонин (J’son & Partners Consulting), при наличии необходимого количества базовых станций мобильный WiMAX может заменить не самые современные, но все еще популярные проводные технологии ADSL и кабельные сети. Но как только требования пользователей переваливают за границу в 10 Мбит/с, конкурировать с «оптикой» становится невозможно.

Наконец, по мнению Сергея Стасевича (BESH Consulting), во многих случаях использование модемов Yota не приносит существенной выгоды арендаторам, поскольку услуги «карманного» или монопольного интернет-провайдера непрозрачно включены в стоимость аренды, так что отказаться от них нельзя физически, а значит — нет и смысла.

Офисное потепление

Как бы то ни было, есть все резоны полагать: ситуация с монопольным и дорогим доступом в Сеть в столичных бизнес-центрах вскоре изменится. Налицо тенденция: благоразумие игроков рынка офисной недвижимости начинает преобладать над вполне естественной жадностью.

«В нынешних условиях, когда арендаторы стали очень капризными и привередливыми, да еще имеют возможность выбирать между разными объектами, использование схемы с «карманными» провайдерами приносит больше головной боли, чем прибыли», — отмечает Юлия Кузнецова («Маторин»). «Если офисный центр будет работать только с одним провайдером, можно потерять больше денег, чем приобрести. Ведь такой монопольный оператор будет диктовать цены и устанавливать их выше рынка, так что арендаторы попросту уйдут с объекта», — подтверждает директор по ИТ управляющей компании KR Properties Владимир Иванов. По мнению Иванова, в любом бизнес-центре сегодня должны работать как минимум два-три провайдера: «По крайней мере, мы придерживаемся именно такой практики на всех объектах нашей компании». А Юлия Кузнецова добавляет: эти провайдеры должны работать в разных ценовых сегментах рынка, чтобы у каждого арендатора была возможность выбора. Наконец, наличие резервного провайдера позволяет в случае нештатных ситуаций оперативно переключать телекоммуникационную нагрузку на другого оператора, не оставляя арендаторов без связи.

— Из-за кризиса конфликтов и случаев завышения цен на услуги доступа в Интернет стало меньше, хотя такое время от времени еще происходит, — говорит Сергей Стасевич. Однако ясно, что гуманизация этого сектора услуг не за горами.

Не так давно компания «Маторин» запускала в эксплуатацию очередной объект, владелец которого поначалу настаивал на схеме с монопольным провайдером. «Но после того как мы разъяснили ситуацию, он принял верное решение: на объект пришло сразу несколько телекоммуникационных операторов», — признается Юлия Кузнецова.

Что ж, уже только за это можно сказать спасибо технологии мобильного WiMAX.

Комментарии

1
  • odri

    Реклама Йоты? От себя как пользователя - могу добавить, что качество данного провайдера меня, мягко говоря, не устраивает.... скорость просто отвратная...