Экономика России

Логика закона о бюджете: что хотел сказать законодатель?

В Федеральном законе о бюджете на 2010 г. законодатель предусмотрел возможность получения большего объема доходов, чем запланировано изначально. И в таком случае Правительству РФ будет легко отчитаться за финансирование расходов бюджета. Впрочем, финансирование досталось не всем.

Интервью с А.Г. Аксаковым, депутатом Государственной Думы третьего, четвертого и пятого созывов, президентом Ассоциации региональных банков, членом правления Российского Союза промышленников и предпринимателей

В Федеральном законе о бюджете на 2010 г. законодатель предусмотрел возможность получения большего объема доходов, чем запланировано изначально. И в таком случае Правительству РФ будет легко отчитаться за финансирование расходов бюджета. Впрочем, финансирование досталось не всем. В частности, курс на модернизацию государственной инфраструктуры и экономики, объявленный Президентом РФ в минувшем году, не нашел отражения в бюджете.

Анатолий Геннадьевич, прокомментируйте, пожалуйста, доходы и расходы бюджета, заложенные в законе о бюджете на 2010 г.

Прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета определен в размере около 6,95 трлн руб. Но очевидно, что размер фактически полученных доходов бюджета будет больше. Это легко спрогнозировать, основываясь на данных прошлого года: цена на нефть держалась на более высоком уровне, чем это было предусмотрено в законе о бюджете. В бюджете на 2010 г. предусмотрена цена на нефть 58 долл. США за баррель.

Однако уже сейчас она находится в пределах 70–80 долл. Такое превышение установленной цены нефти над ожидаемой означает поступление дополнительных доходов в бюджет, которое, в свою очередь, приведет к сокращению дефицита бюджета.

Общий объем расходов установлен на уровне около 9,89 трлн руб. Причем если бюджеты прошлых лет ориентировались на социальную составляющую, то бюджет текущего года направлен на решение общегосударственных вопросов. Смысл данной меры понятен. Но я считаю, что при распределении средств было упущено финансирование проведения модернизации, о необходимости которой во многих государственных сферах и отраслях экономики говорил в минувшем году Президент РФ. Именно модернизацию он определил как приоритетное направление для нашей страны в долгосрочной перспективе. А без государственных денег ее не осуществить.

Кризисный 2009 год был непростым для экономики страны. Пострадал банковский сектор. Каковы основные изменения, коснувшиеся банковской сферы, взаимодействия банков и государства?

В бюджете на 2010 г. законодатель сделал шаг навстречу коммерческим банкам. Предусмотрена возможность участия государства в докапитализации кредитных организаций на основе использования механизма облигаций федерального займа.

Это будет реализовано следующим образом: коммерческий банк, удовлетворяющий определенным критериям, обращается к государству с просьбой войти в его капитал с тем, чтобы решить проблему недостаточности собственного капитала. На докапитализацию банков из бюджета может быть выделено 100 млрд руб. Уже поступают первые заявки. Однако я не думаю, что эти средства будут потрачены в полном объеме.

Бюджетных средств хватило не всем: сокращены расходы на финансирование здравоохранения, культуры и образования.

Далеко не все депутаты Государственной Думы были согласны с сокращением по данным статьям. О каком инновационном развитии можно говорить без обучения граждан? В данный момент у государства есть возможность сохранить уровень оплаты работников бюджетной сферы и поддержать социальную сферу за счет бюджетных средств. Если кризисный 2009 г. был годом падения производства, то о 2010 г. говорят как о годе выходе из кризиса, начала обновления, подъема. Почему же тогда сокращаются расходы на социальные нужды?

Тем более что зачастую финансирование социальных объектов является и антикризисной мерой. Получив необходимые средства, социальные учреждения предъявляют спрос на продукцию, работы и услуги. А сейчас спрос от медицинских и образовательных учреждений, которым урезали финансирование, снизится, по моим прогнозам, на 5–6%. Им придется более экономно расходовать средства. На мой взгляд, это ошибочная мера.

При этом увеличены расходы на особые города и зоны: Байконур, Мирный и пр. Как это состыкуется с урезанием бюджетных средств, направляемых на образование?

Безусловно, поддержка Байконура, Мирного и т. п. объектов необходима, потому что они выполняют важную государственную миссию. Но при этом должны расти расходы на науку и образование. В противном случае, государство обрубает возможность обновления и подготовки новых кадров для того же Байконура.

Как Вы оцениваете эффективность мер государства по поддержке отечественных автопроизводителей?

В целом – положительно. Здесь можно позаимствовать опыт Германии, которая начала утилизацию старых автомобилей и стимулировала ее дополнительными ресурсами из бюджета.

Если предоставить российским потребителям льготные кредиты на приобретение новых автомобилей, причем не только от банков с государственным участием, но и от коммерческих банков, и одновременно доплачивать автовладельцам за утилизацию старых транспортных средств, то спрос на отечественные автомобили существенно возрастет. Одновременно удалось бы решить две проблемы: экологическую (у старых автомобилей выше показатель вредных выбросов в атмосферу) и дорожную (снижение аварийности).

В 2009 г. было принято решение четко контролировать целевое распределение средств бюджетов. На Ваш взгляд, насколько эффективна такая мера?

Видите ли, порой на местах лучше, чем на федеральном уровне, знают, как распоряжаться средствами, какие направления являются "более целевыми" – где средства по-настоящему необходимы. Определяя целевое назначение на федеральном уровне, сложно уберечься от волокиты и бюрократизации согласований. Так что строго целевой принцип не всегда эффективно работает.

Какие важные, с Вашей точки зрения, моменты оказались за бортом бюджета на 2010 г.?

В федеральном бюджете предусмотрено финансирование целевых программ. На них выделен солидный объем средств. Но если мы хотим начать модернизацию, о которой в прошлом году неоднократно говорил Президент РФ, стоит обратить внимание на партнерство государства и частных инвесторов. Необходимо создавать институты развития такого партнерства.

В бюджете не установлено финансирование инновационных проектов. Их также проще всего реализовывать посредством частно-государственного партнерства. Механизм реализации может быть, к примеру, таким: государство выделяет Внешэкономбанку (далее – ВЭБ) несколько сотен миллиардов рублей. ВЭБ вместе с частными компаниями, готовыми инвестировать в инновационные проекты, отбирает наилучшие проекты и направляет часть своих средств на их реализацию.

Частно-государственное партнерство может принимать различные формы. Главное – оно должно быть системным. При модернизации инфраструктуры открывается возможность прямых вливаний госсредств. В конце 2009 г. обсуждалось создание платных автомобильных дорог, мостов и т. д. Они могут быть построены за счет государственных и частных денег, а платная основа пользования дорогами и другими объектами инфраструктуры обеспечит окупаемость проекта.

Наличие частного капитала в этом процессе гарантирует отбор по-настоящему эффективных проектов, а не тех, которые заведомо основаны на "откатах". Благодаря этому появляется возможность отобрать достаточно большое количество проектов, которые могли бы стать фундаментом будущего модернизационного развития страны. Пока же получается, что модернизация была определена на политическом уровне, но средств на ее финансирование из бюджета не было выделено.

Государство декларировало свою заинтересованность в постепенном превращении бюджетных учреждений в автономные. Следует ли в 2010 г. ждать массового перехода бюджетных учреждений в автономный режим?

Не думаю. Данный переход сопряжен с уходом от бюджетного финансирования или его сокращением. К этому готовы далеко не все бюджетные учреждения. Для большинства из них это будет непростой, достаточно болезненный процесс, который будет продолжаться не один год. При этом часть бюджетных учреждений охотно перейдет в автономные и будет стремиться получить большую самостоятельность в распоряжении ресурсами.

По моим представлениям, к переходу в автономный статус готовы учреждения образовательной и медицинской сферы. Конечно, при условии, что это не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан в социально-культурной сфере, в т. ч. прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи и бесплатного образования или права на участие в культурной жизни.

Каких изменений следует ждать работникам бюджетной сферы, в т. ч. бухгалтерам, в 2010–2012 гг.?

Думаю, что глобальных изменений не последует. Перемены, сотрясающие все структуру государственной власти до основания и пересматривающие основы распределения средств, расчетов и предоставления отчетности, происходят не слишком часто. В этом есть позитивный аспект, поскольку такие перемены сопряжены с повышением расходов и неразберихой.


1. Федеральный закон от 02.12.2009 № 308-ФЗ “О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов”.

Начать дискуссию

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Налоговый учет

Виды доходов, подлежащие налогообложению по ставке 18% в 2024 году

В 2024 году налоговая политика подвергнется некоторым изменениям, которые коснутся различных видов доходов граждан. Понимание того, какие именно доходы будут облагаться налогом по ставке 18%, поможет лучше планировать свои финансовые обязательства и избегать неприятных сюрпризов при уплате налогов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Налоговое требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Интересные материалы

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть