Ведение бизнеса

Я люблю кататься

Я много и часто летаю. Недавно совершил очередные «полтора витка» вокруг Земли: Швейцария, Юго-Восточная Азия, Мексика, Израиль и напоследок — Япония. Подобный стиль поведения не слишком-то характерен для большинства генеральных директоров. Меня часто спрашивают: «Зачем тебе все это?» Что же, попробую объяснить.

В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ НИЧТО НЕ ЦЕНИТСЯ ТАК ДОРОГО, КАК СВЕЖИЕ ИДЕИ И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ. СИДЯ В ДИРЕКТОРСКОМ КАБИНЕТЕ, ТРУДНО ПОЛУЧИТЬ И ТО И ДРУГОЕ В НЕОБХОДИМОМ КОЛИЧЕСТВЕ. ЧТО ДЕЛАТЬ? ПУТЕШЕСТВОВАТЬ!

Я много и часто летаю. Недавно совершил очередные «полтора витка» вокруг Земли: Швейцария, Юго-Восточная Азия, Мексика, Израиль и напоследок — Япония. Подобный стиль поведения не слишком-то характерен для большинства генеральных директоров. Меня часто спрашивают: «Зачем тебе все это?» Что же, попробую объяснить.

Ездить по миру мне не только интересно, но и попросту необходимо. Со временем наша компания, когда-то совсем небольшая, превратилась в глобальную — с офисами во многих странах. И мне хочется, чтобы эта сложная система работала как организм, все части которого функционируют согласно единому плану. Для этого нужно постоянно «гонять кровь», щекотать людям нервы и вообще «вкалывать адреналин».

Я много путешествую потому, что хочу объединить наши «штабы» по всему миру в рамках единой корпоративной культуры. И я уверен, что такие задачи первые лица компаний не должны никому перепоручать. Собственник (иногда интуитивно, иногда целенаправленно) подбирает людей, которые разделяют не только его идеи, но и манеру поведения, форму восприятия жизни. В результате у команды формируется не только единый «базис», но и кодекс поведения. Успешные компании, как правило, таковы, какими их хотят видеть первые лица. Мало того, успешные компании всегда похожи на своих владельцев — вне зависимости от того, в какой стране находится главный офис.

Как-то я обратил внимание: наши корпоративные мероприятия во всем мире (и в азиатских странах, и в Латинской Америке) не сильно отличаются — как с точки зрения организации, так и по стилю поведения сотрудников. Однако для того, чтобы поддерживать такое единство, глава компании должен приезжать в офисы и, что называется, «зажигать». Тем более что я уверен: любую, даже самую серьезную тему следует обсуждать весело. Так, чтобы всем было интересно.

Разумеется, львиную долю времени в моих поездках занимают встречи с партнерами. В том числе — выступления на партнерских конференциях. Партнеры становятся нашими друзьями. Возникают не только формальные деловые отношения, но и человеческие. Так появляется общая семья, комьюнити. В итоге удается получить «два удовольствия» одновременно. С одной стороны, нам приятно встречаться и общаться. С другой — партнеры (а их у нас десятки тысяч) как раз и являются той армией, которая продвигает наши продукты. Партнеры — ключевой залог успеха компании. А значит, они стоят того, чтобы менять часовые пояса, самолеты, гостиничные номера.

В поездках я собираю информацию. Причем в самых неожиданных местах. Иногда правильно заданный во время интервью вопрос становится ключом к очередной идее. А порой задуматься о не использованных доселе возможностях помогают беседы с партнерами или клиентами. Да, в 99 процентах случаев люди говорят об одном и том же. Но для того, чтобы заполучить один процент жемчуга, я готов нырять и нырять за простыми ракушками. После разговоров на последней выставке мобильных технологий в Барселоне у меня родилась новая концепция, продвижением которой я уже начал заниматься. А значит, не зря потратил время и силы на очередную поездку.

Я езжу по миру еще и для того, чтобы общаться с прессой. И никогда не жалею на это времени. Еще в 1992 году, на первой для нашей компании выставке CeBit, я взял интервью сам у себя и опубликовал его в популярной тогда сети FIDO. И как только у компании появились соответствующие ресурсы, мы начали всерьез сотрудничать со СМИ. Однажды в руки мне попала книжка Ричарда Брэнсона «Обнаженный бизнес». «Если с вами хочет поговорить журналист, надо бросить все и приехать на встречу», — примерно так написал известный английский бизнесмен. Что же, я готов подписаться под этими словами. Именно так я всегда и поступаю.

Не менее важная задача, которую я решаю в рамках своих путешествий, связана с выполнением так называемых «представительских функций». Я встречаюсь с президентами стран, министрами, военными и служащими Интерпола. Выступаю на выставках и конференциях. Читаю лекции в университетах и институтах. Попутно не только достигаются маркетинговые и PR-цели, но и осуществляется пропаганда информационной безопасности — сегмента, в котором мы работаем. Несомненно, главная цель любой компании — создание высококачественных продуктов и сервисов. Однако необходимо решать и задачи более высокого уровня. Должен ли заниматься этим руководитель? По мне так просто обязан!

Что еще может сделать руководитель компании в ходе поездок по странам и континентам? Многое. В начале февраля я присутствовал на приеме у президента Сингапура. Мы спонсировали экспедицию женской лыжной команды на Южный полюс — у них это было событие национального масштаба. Впервые женщина из этой страны добралась до Южного полюса! Так вот, на мероприятии я должен был выступить и рассказать о том, какое это значимое достижение. Однако во время своей речи я добился, на мой взгляд, гораздо большего. Я развеселил президента Сингапура, рассказывая ему смешные истории из моей жизни и байки. Думаю, позитивный фон, оставшийся от этой встречи, еще поможет нам. Хотя специально на такой эффект я, разумеется, не рассчитывал.

Кое-кто считает, что руководитель не должен надолго оставлять бизнес без присмотра. Думаю, этот подход не всегда верен. Признаюсь, в течение некоторого времени я занимался всем подряд. До 1992 года разрабатывал программное обеспечение, до 1995-го занимался заключением контрактов с международными контрагентами, решал задачи по оказанию технической поддержки, до начала 2000-х — руководил направлением антивирусных исследований нашей компании. А еще — был единственным пиарщиком и до 1999 года самостоятельно писал пресс-релизы.

Однако со временем стало ясно: как только удается найти человека, который может делать что-то не хуже меня, следует немедленно передавать ему часть полномочий. Сегодня большинство этих обязанностей делегировано моим сотрудникам, каждый из которых умеет делать свою работу как минимум не хуже меня. Так появилась возможность надолго и без опасений покидать головной офис. Переезжая из страны в страну и делая «инъекции корпоративной культуры», я уверен: профессионалы, с которыми я работаю, не подведут.

Итак, путешествуйте! Только имейте в виду: кроме несомненных плюсов, постоянные поездки требуют приличной подготовки. «Переключение» с одного часового пояса на другой, смена климатических зон, иная еда, непривычная вода — для этого приходится быть в неплохой физической форме. Да и в психологической — тоже. Когда я лечу самолетом азиатской авиакомпании, мне кланяются и улыбаются. Потому что я — клиент. То есть Самый Главный Человек. А в Америке почему-то чаще приходится кланяться мне самому. Хотя я вроде бы продолжаю оставаться клиентом. Ну что же, мне не жалко. Особенно если это нужно для дела.

Со временем опытный путешественник выясняет, что во Франции не найти зубочисток, а в Германии предложат только жидкое мыло. Но все это мелочи. Тяжело только первые пять лет. А потом втягиваешься. Например, теперь я хорошо знаю, что длинные перелеты на восток даются гораздо труднее. Все рейсы, как правило, ночные. Да и сама ночь оказывается очень короткой, если спишь в кресле урывками. После нескольких недель таких «восточно ориентированных» полетов наступает хроническая бессонница. Зато как приятно лететь на запад: в шесть утра вскакиваешь с постели бодрым и свежим! Кстати, во время своих бесконечных вояжей я постоянно меняю «дежурных пиарщиков», сопровождающих меня. Мне их просто жалко.

Несмотря на столь длительные путешествия, я вовсе не отрываюсь от реальной жизни. Просто перехожу в другую реальность. Глобальную. Тем более что мелкие «локальные» реальности меня интересуют мало — если только речь не идет об уникальной возможности изучать мир во всем его многообразии. Чего стоит одно только открытие, что в Бразилии и Аргентине люди остаются расслабленными и как будто индифферентными лишь до тех пор, пока дело не касается футбола. Но стоит перейти к этой теме, как они становятся абсолютно серьезными, достают бумагу, карандаши и начинают чертить схему расстановки игроков.

На форуме «On The Road Again» я постоянно публикую отчеты о своих поездках. Мне нравится делиться информацией. И приятно, когда удается рассказать что-то полезное, дать хороший совет: куда идти, где скучно, где опасно, где интересно.

Чисто человеческий интерес к разным людям и странам в конечном счете оказывается полезным для бизнеса. Успех невозможен до тех пор, пока к вам не начнут относиться как к партнеру, коллеге. Стоит только начать думать или делать что-то так, как принято в другой стране, — и вас быстро начнут считать своим. За что будете щедро вознаграждены. К примеру, японские военные связисты устроили мне экскурсию в башню связи японских сил самообороны, которая высится в самом центре Токио. Это притом, что туда не пускают даже гражданских японцев. А совсем недавно несколько чистокровных английских лордов устроили мне целое интервью прямо в английском парламенте. И задавали вопросы так пристрастно, как не расспрашивают самые «продвинутые» журналисты, знакомые с темами информационных технологий. Эта беседа была полезной для меня. Надеюсь, для них — тоже.

Мир — это люди. А люди — лучший источник эмоций, информации и идей. Поэтому мне рисуют на карте очередной маршрут, покупают билеты — и я рвусь вперед!

Присоединяйтесь!

Начать дискуссию