В конце 2009 года один из крупнейших производителей детских игрушек компания Mattel представила удивительную забаву под названием MindFlex. Пристально глядя на парящий в воздухе голубоватый шарик, «силой мысли» можно было заставить его подниматься или опускаться, преодолевая систему довольно сложных препятствий. Фантастика? Нет, всего лишь технология. А заодно — еще один шаг в развитии интерфейса «мозг — компьютер».
Разумеется, никаким телекинезом здесь и не пахнет. За вертикальные передвижения шарика отвечает небольшой встроенный вентилятор.
А для обеспечения продольного перемещения и подавно приходится прибегать к помощи рук. По сути дела, все, что доступно игроку при помощи «ментальной энергии», это возможность регулировать силу воздушного потока — а значит, и высоту зависания шарика.
Добиться этого (после известной тренировки) удается при помощи гарнитуры, разработанной американской компанией Neurosky. Устройство считывает сигналы мозга точно так же, как это делают медицинские диагностические приборы, и передает обработанный сигнал системе управления. Если разобраться, все предельно просто. Однако прежде никому не приходило в голову превратить прибор для снятия электроэнцефалограммы в игрушку. А эта игрушка к тому же пользуется неплохим спросом.
Да, в знаменитом голландском развивающем центре науки и техники «Технополис» дети могут «помериться силой мысли», гоняя такой же шарик от одного участника состязания к другому. Вот только стенд, на котором таким образом демонстрируется способность человека управлять активностью своего мозга, изготовлен, судя по всему, в единственном экземпляре.
Компанию NeuroSky в 2004 году основал инженер Кухен Ли. Сегодня обласканный вниманием прессы автор разработки утверждает, что все началось с попытки создать оригинальную игрушку для дочери. Как следует из корпоративной легенды, Ли купил своей девочке машинку с радиоуправлением, но вскоре пульт оказался в безраздельном пользовании ее предприимчивого старшего брата.
Дочка пожаловалась отцу и в шутку добавила: как хорошо было бы управлять такой игрушкой просто с помощью мысли! Вспомнив, что истина частенько глаголет устами младенцев, Ли загорелся идеей и, подключив к проекту нескольких знакомых, взялся за разработку.
Вероятно, затея так и осталась бы чем-то вроде хобби, если бы в 2005 году к стартапу, не имевшему в ту пору внятных рыночных перспектив, не присоединился Стэнли Янг, инженер и менеджер более чем с десятилетним опытом работы в компьютерной индустрии.
Варяг быстро взял бразды правления в свои руки и реструктуризировал NeuroSky, провозгласив главной задачей не просто разработку новых игрушек, а создание полноценного нейроинтерфейса, который можно было бы применять в самых разных устройствах и сферах жизни.
Создание дизайна и программного обеспечения для массовой продукции было решено передать специализированным компаниям-партнерам, способным решать подобные задачи не в пример лучше инженеров.
NeuroSky же намеревалась сконцентрироваться на развитии передовой технологии и подготовке «конструктора» (правил, стандартов и интерфейсов) для сторонних разработчиков. При помощи бизнес-ангелов было собрано около 1 млн долларов финансирования — и команда из 17 человек принялась за работу.
Взятая на вооружение стратегия оправдала себя. К 2009 году компания заключила соглашения с Sega Toys, Square Enix, Nokia, Uncle Milton, Mattel и несколькими другими грандами мирового бизнеса. Основной разработкой стала гарнитура MindSet, различные модификации которой партнеры NeuroSky используют в том числе и при создании игр наподобие описанной MindFlex.
Сама же компания продает исключительно базовую модель, которую можно подключить прямо к компьютеру и использовать в нескольких приложениях — от бесплатных игр до специальных пакетов прикладных программ, которыми пользуются ученые, исследующие электрическую активность мозга.
Как работает гарнитура? Главный элемент конструкции — модуль под названием Think-Gear. Это запатентованный сенсор, считывающий сигналы мозга. Он напоминает обычные ЭЭГ-электроды, используемые в медицине, однако выгодно отличается от них, поскольку не требует нанесения специального геля.
Встроенный чип превращает электрические сигналы в цифровые, отфильтровывая побочный «шум». В отличие от профессиональной ЭЭГ-аппаратуры или продукции конкурентов, MindSet использует только один электрод, что значительно снижает стоимость: цена игрушек, созданных в партнерстве с NeuroSky, начинается от 60 долларов — не так много для рынка высокотехнологичных развлечений.
Естественно, MindSet не позволяет «читать мысли». Пока устройство способно распознавать лишь два состояния мозга, именуемые разработчиками «концентрацией» и «медитацией». Возьмем в качестве примера игру от Mattel. Для того чтобы поднять шарик, нужно максимально сосредоточить свое внимание — «очень захотеть это сделать». Чтобы опустить — напротив, расслабиться.
Разработчики утверждают, что после определенной тренировки человек может заставить себя находиться в двух состояниях одновременно. Разве что невозможно описать в виде недвусмысленной инструкции путь к овладению подобными навыками. Нужно обязательно пробовать самому, причем многократно. Не случайно покупатели MindFlex делятся на две группы. Одни не в состоянии освоить принципы управления шариком и наполняют сетевые форумы гневными отзывами о «неработающей игрушке». Другие вроде бы довольны, но не скрывают, что на первых порах играть было чрезвычайно сложно.
«МЫШКЕ» УЖЕ БОЛЕЕ СОРОКА ЛЕТ. НАСТАЛО ВРЕМЯ ОЧЕРЕДНОЙ РЕВОЛЮЦИИ В МИРЕ ИНТЕРФЕЙСОВ. ТЕМ БОЛЕЕ, СЕГОДНЯЯ РЕШЕНИЕ ЭТОЙ ЗАДАЧИ ВПОЛНЕ РЕАЛЬНО
Еще недавно решения NeuroSky использовались лишь в двух партнерских проектах — MindFlex и Star Wars Force Trainer (эта игрушка, созданная компанией Uncle Milton, намного проще трехмерного лабиринта от Mattel, зато общается с игроками голосом самого магистра Йоды — популярного персонажа «Звездных войн»). Однако теперь интерес к разработкам молодой технологической компании растет как на дрожжах.
Год назад одна лицензия на комплект программного обеспечения NeuroSky для разработчиков стоила около 9 тысяч долларов, а гарнитура MindSet была доступна лишь в единичных экземплярах. Но за прошедшее время гарнитуру удалось значительно удешевить, а недавно компания приняла стратегически важное решение: набор базового софта, стандартов и протоколов стал открытым для любых разработчиков. И теперь загрузки с сайта компании зашкаливают.
Те, кто следит за развитием ситуации в мире программного обеспечения, справедливо заметят: для того чтобы расширить рынок сбыта, MindFlex сделала свою технологию доступной всем желающим. Аналогичным образом поступают и создатели программ с открытым кодом (open source). Как в таком случае намереваются зарабатывать Стэнли Янг, Кухен Ли, да и вся молодая компания в целом? Так же, как и прежде. Ведь бесплатными стали лишь средства разработки. Если же тот или иной производитель решит начать выпуск товаров, управляемых «силой мысли», придется учитывать авторские права и коммерческие интересы авторов ноу-хау.
Благодаря такой политике ныне в процессе разработки находятся сразу несколько партнерских проектов: игра Hero 108 от First Hill Media, MindDoll от Playlab и Judecca от одного из крупнейших японских разработчиков игр Square Enix. Развивается и еще один проект — NeuroSky University, в рамках которого компания поддерживает университетские исследования, связанные с изучением нейротехнологий.
В ближайших планах компании — расширение возможностей гарнитуры за счет фиксации эмоциональной энцефалограммы, анализа мимики и движений глаз, а также изменения сердечного ритма.
Что же, направление выбрано верно. Компьютерной мышке уже более сорока лет. Самое время для очередной революции в мире интерфейсов. Тем более что сегодня решение этой задачи выглядит куда более реальным. Открытые стандарты позволяют включить в орбиту исследований множество инноваторов. И вполне возможно, что один из них уже нащупал новые принципы управления компьютером. Хотя со стороны будет казаться, что человек с непонятной конструкцией на голове просто теряет время, вперившись взглядом в маленький целлулоидный шарик, нехотя подчиняющийся ментальным сигналам.
Начать дискуссию