Лига нации

В начале февраля этого года в Майами прошел очередной, сорок четвертый по счету, матч за Супербоул — главная игра сезона в Национальной футбольной лиге (НФЛ). Две лучшие команды мира по американскому футболу, «Индианаполис Колтс» и «Нью-Орлеан Сэйнтс» в очном споре выявили сильнейшего.

САМЫЕ БОГАТЫЕ КОМАНДЫ. САМЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ. САМЫЕ НЕОЖИДАННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. САМАЯ ЖЕСТКАЯ БОРЬБА ЗА ПРАВО ПРОВЕДЕНИЯ ТЕЛЕТРАНСЛЯЦИЙ. О ЧЕМ РЕЧЬ? КАЖДЫЙ АМЕРИКАНЕЦ ЗНАЕТ ОТВЕТ. ЭТО СУПЕРБОУЛ!

В начале февраля этого года в Майами прошел очередной, сорок четвертый по счету, матч за Супербоул — главная игра сезона в Национальной футбольной лиге (НФЛ). Две лучшие команды мира по американскому футболу, «Индианаполис Колтс» и «Нью-Орлеан Сэйнтс» в очном споре выявили сильнейшего.

Победив со счетом 31–17, «Сэйнтс» впервые в своей истории стали обладателями главного трофея НФЛ, чем ввергли в экстаз самый известный город Луизианы, еще недавно лежавший в руинах, а теперь несколько суток напролет праздновавший историческую победу своих любимцев.

Супербоул-2010 полностью или частично посмотрели более 153 миллионов американцев, а телевизионные рейтинги снова поразили воображение и вписали новые цифры в книгу рекордов американского телевидения. 30-секундный рекламный ролик, показанный во время трансляции Супербоула, стоил 2 800 000 долларов. И это еще не максимальный показатель. Ведь в докризисные времена стоимость такого ролика приближалась к трем миллионам, а с учетом продолжительности и количества таких роликов реклама только во время трансляции Супербоула принесла в этом году телекомпании CBS около 270 миллионов долларов. Для сравнения: это почти половина рекламных доходов Первого канала России за год.

В чем же секрет успеха этой непонятной игры, которой окончательно и бесповоротно больна вся Америка — и уже не только она одна?

По уровню и градусу интереса со стороны болельщиков НФЛ уже довольно давно опережает другие великие спортивные лиги Америки — бейсбольную, баскетбольную и хоккейную. Матчи регулярного чемпионата НФЛ уже проводились в Мексике, Канаде и Великобритании, повсюду легко собирая полные стадионы. А доходы Лиги, превышающие 6 миллиардов долларов в год, оставляют далеко позади конкурирующие чемпионаты.

Суммам контрактов игроков в американский футбол завидуют баскетболисты, бейсболисты и хоккеисты. И это притом, что регулярный сезон в НФЛ состоит всего из 16 игр! Впятеро меньше, чем в НБА (Национальной баскетбольной ассоциации) и НХЛ (Национальной хоккейной лиге), и почти в двадцать раз — чем в МЛБ (Major League Baseball, Главной бейсбольной лиге).

Не будем углубляться в тонкости игры. Скажем только, что американский футбол — вид спорта с самым большим количеством разнообразных деталей и всякого рода правил. Порой довольно странных. Здесь регламентировано абсолютно все, вплоть до самых микроскопических мелочей. Ключ к успеху в таких условиях — постижение аудиторией всех нюансов игры. Признаем: это не так-то просто. Но если все-таки дать себе труд разобраться во всех хитросплетениях, выяснится: на самом деле в каждом розыгрыше мяча перед зрителями разворачивается восхитительное батальное действо.

Вообразите себе игру в шахматы, в которой каждая фигура является мыслящей единицей, да еще и с некоторыми элементами коллективного разума, — и все эти шахматные фигуры ходят одновременно! При этом, однако, американский футбол часто критикуют за его беспрецедентную затянутость. Судите сами: игра состоит из 4 периодов по 15 минут «чистого» времени, но при этом продолжается более трех часов.

Разительное отличие НФЛ от, например, европейских футбольных лиг (где из года в год звание чемпиона разыгрывает примерно с полдюжины наиболее богатых команд) состоит в полной непредсказуемости результатов. Из года в год болельщики без конца наблюдают крушение записных фаворитов и получают неожиданные сюрпризы от команд-«золушек».

Спросите перед началом сезона всех болельщиков НФЛ, видят ли они свою команду победителем чемпионата. Хорошо если пятая часть ответит на этот вопрос отрицательно. Достаточно сказать, что в своем условном предсезонном рейтинге многоуважаемый американский журнал «Спортс Иллюстрейтед» поставил будущих чемпионов этого года, «Нью-Орлеан Сэйнтс», на… 24-е место!

Потрясающая интрига достигается всеми допустимыми способами: два из шестнадцати матчей календаря следующего сезона команды обязательно играют с примерно равными им по классу соперниками, то есть чемпионы дивизионов проводят эти две игры против чемпионов других дивизионов, тогда как занявшие последнее место играют с другими аутсайдерами.

Ежегодно Лига проводит процедуру так называемого драфта. Это процесс выбора наиболее талантливых игроков из студенческих лиг. Здесь уже в первых раундах генеральные менеджеры команд могут найти не новичка с отдаленной перспективой, а готового игрока для основного состава.

Все это весьма способствует тому, чтобы отстающие команды имели возможность подтянуться к лидерам, а в результате — препятствует нахождению одних и тех же команд на вершине в течение длительного времени, что лишило бы соревнования ощущения щекочущей нервы интриги.

Основным источником поступлений денежных средств для владельцев команд Национальной футбольной лиги является продажа телевизионных прав. И американские медиамонстры — CBS, NBC, Fox и ESPN — самозабвенно сражаются за возможность ведения трансляций. Ведь и их благополучие во многом зависит от наличия или отсутствия возможности демонстрировать публике американский футбол!

Борьба эта принимает порой совершенно гиперболизированные формы. Так, в 2004 году выступавший в перерыве после первой половины матча (halftime show — это понятие уже давно превратилось в имя собственное) Джастин Тимберлейк «подкорректировал» сценический костюм Джанет Джексон. И 71 тысяча зрителей, собравшихся на стадионе, в течение пары секунд затаив дыхание лицезрели бюст мисс Джексон.

Разумеется, никакого наказания за эту вольность ни Тимберлейк, ни Джексон не понесли. Возмущенных болельщиков, к счастью, до музыкантов не допустили. А вот CBS, транслировавшая этот матч, имела все шансы, что называется, нарваться. Ведь организатором шоу выступала компания MTV, входящая вместе с CBS входит в медиахолдинг Viacom. И наказание могло быть строгим. Раздавались даже призывы лишить CBS права транслировать Супербоул в будущем. И лишь воля комиссара лиги Таглибу, который решил не предпринимать столь жестких мер, спасла вещательную корпорацию от колоссальных проблем.

За трансляцию игр двух ближайших сезонов НФЛ должна получить от четырех упомянутых телекомпаний около 20 миллиардов долларов. При этом еще 8 игр в сезоне транслируются по каналам NFL Network, дочерней компании самой Лиги. И вот что важно. Если за 72 часа до начала игры не будут проданы все билеты на стадион, телетрансляция матча в городе его проведения отменяется! Представьте себе, как увеличилась бы посещаемость домашних матчей наших футбольных команд, если бы в Москве отключили трансляцию игры с участием «Спартака» или ЦСКА потому, что «Лужники» не заполнены зрителями под завязку! Впрочем, для подавляющего большинства команд лиги это не является проблемой. Из 256 матчей регулярного сезона в прошлом году лишь в 9 случаях пришлось вводить в действие это драконовское правило.

Доход от телетрансляций поровну делится между всеми командами. И именно эти деньги принимаются в расчет при определении суммы «потолка зарплат» для команд. В последние годы официальный сайт лиги обеспечивает трансляцию картинки матчей через Интернет. Но эта услуга недоступна на территории США: здесь права на такой показ принадлежат кабельной сети Direct TV. Все это также приносит неплохую прибыль, пусть она и составляет несколько десятков миллионов долларов, что не много по сравнению с доходами от телевизионных трансляций.

Остальные доходы команд складываются из цен на билеты и выручки от продажи массы сувенирной продукции — футболок, бейсболок и т. п. При этом, в отличие от сложившейся в европейском футболе практики, в НФЛ не продают игроков за деньги: куда проще оказывается оценить приблизительную стоимость трансфера игрока с помощью выборов на драфте.

Поскольку клубные бюджеты полностью не раскрываются, для оценки финансового состояния клубов Национальной футбольной лиги воспользуемся результатами ежегодного исследования, проводимого американским Forbes. По итогам исследования журнал составляет свой собственный рейтинг приблизительной стоимости команд. Так вот, в списке, опубликованном в сентябре 2009 года, впервые не было зафиксировано повышения средней стоимости команд НФЛ, составляющей 1,04 млрд долларов. А 8 из 32 команд Лиги, по мнению Forbes, даже потеряли в цене, что стало прямым следствием текущего экономического кризиса.

В числе трех самых дорогих команд НФЛ из года в год Forbes называет базирующихся в Бостоне «Нью Инглэнд Пэтриотс», «Вашингтон Редскинз» и уже не первый год лидирующую в рейтинге «Даллас Ковбойз», стоимость которых американский журнал оценивает в 1,65 млрд долларов. Для сравнения: лидер баскетбольного рейтинга Forbes, команда «Нью-Йорк Никс», была оценена «лишь» в 613 миллионов, а удерживающая первую строчку в хоккейном рейтинге «Торонто Мэйпл Ливз» — в 470 миллионов.

Нужно отметить, что аналитики Forbes очень редко и очень ненамного ошибаются в своих оценках. К примеру, команда «Майами Долфинс» была оценена в 1,015 млрд долларов, а в ходе последнего сезона была продана нью-йоркскому строительному магнату Стивену Россу за 1,1 млрд.

Лидеры рейтинга «Ковбои из Далласа» принадлежат Джерри Джонсу, которого журнал ставит на 559-е место в своем списке самых богатых людей мира. Джерри Джонс стал владельцем «Даллас Ковбойз» в 1989 году, заплатив тогда за команду 150 миллионов. Прибавка очень солидная. Как видим, рост стоимости футбольной команды заметно обгоняет, к примеру, рост индекса S&P-500.

Граничащие с гигантоманией проекты Джерри Джонса одинаково рьяно поддерживаются болельщиками «Далласа» и ехидно высмеиваются недоброжелателями. С этого сезона «Ковбои» принимают своих соперников на новом восьмидесятипятитысячном «Ковбойз Стэдиум» в пригороде Далласа. Жемчужина стадиона — огромный, почти во всю длину игрового поля, двусторонний цветной экран. Джерри Джонс любит повторять, что хочет превратить каждый поход на стадион в незабываемое впечатление абсолютно для всех зрителей. Благодаря оригинальной модели сбыта сезонных абонементов новый стадион только за один сезон принес около 350 миллионов долларов (без учета уплаты налогов), а в ближайшие годы здесь пройдут «Матч всех звезд» Национальной баскетбольной ассоциации и «Финал четырех» мужского баскетбольного чемпионата колледжей. Наконец, именно «Ковбойз Стэдиум» получил право провести в феврале 2011 года следующий финальный матч НФЛ, что, впрочем, не должно особенно вдохновлять «Ковбоев» в предстоящем сезоне. Ведь статистика свидетельствует, что ни одной команде пока еще не удавалось сыграть на своем домашнем стадионе в Супербоуле.

В США распространена практика продажи спонсорам права переименования стадионов. И, похоже, все идет к тому, что после окончания рецессии право на смену названия «Ковбойз Стэдиум» будет продано за сумму, которая на долгие годы останется рекордной. По всей видимости, именно «Даллас» и станет первой командой НФЛ, которую Forbes оценит более чем в 2 миллиарда долларов. И случится это уже скоро.

Главным соперником «Далласа» считаются играющие в том же дивизионе «Вашингтон Редскинз». Эта команда принадлежит весьма эксцентричному Дэниэлу Снайдеру, который славится своими неоправданно дорогими покупками игроков. И хотя в последние годы вашингтонцы не блистают великолепными результатами на поле, «Редскинз» Дэниэла Снайдера были и остаются самым коммерчески выгодным бизнес-проектом в НФЛ: 90 миллионов долларов чистого дохода за сезон! А домашний стадион команды, FedEx Field, — самая вместительная арена Лиги.

Тем временем «Нью Инглэнд Пэтриотс» лидируют в номинации «Самая высокая средняя цена билета на матч» с результатом 118 долларов. А самый оригинальный владелец — у команды «Грин Бэй Пэкерс», которая принадлежит акционерному обществу, насчитывающему более 110 тысяч участников, в массе своей в этом самом Грин Бэе и живущих.

Подведем итоги. Продажа телевизионных прав приносит каждой из команд около 94 млн долларов за сезон. Еще 22 млн поступает от Direct TV, благодаря которой всегда можно посмотреть матч любимой команды, даже если живешь в том регионе, где он не транслируется. Продажа билетов на игру приносит в среднем около 59 млн, и в среднем 135 млн тратится на зарплаты игроков.

Зарплата игрока НФЛ по своей структуре довольно сложна. Она состоит из базовой части за сезон, бонуса, получаемого игроком за само подписание этого контракта, и различных премий, которые выплачиваются в случае выполнения тех или иных дополнительных условий (набрать определенное количество ярдов, поймать необходимое число пасов или стать лучшим по итогам сезона на своей позиции). Иногда в контракте предусматриваются так называемые ростер-бонусы, которые игрок получает в заранее оговоренный день, если к тому моменту он числится в составе команды. На базе этих элементов и вычисляется среднегодовая зарплата игрока, причем сумма всех зарплат ограничена «потолком», превышать который не дозволено ни одной команде.

Сегодня применяется несколько различных систем подсчета зарплат игроков. Но из-за того, что размер бонуса за подписание контракта весьма велик, ежегодно рейтинги зарплат основательно перетряхиваются, а первые места всегда занимают игроки, только-только подписавшие новые контракты.

К примеру, рейтинг сезона 2009 года возглавляет квотербек «Сан-Диего Чарджерс» Филипп Риверс, получивший от своей команды 19,5 млн долларов за сам факт подписания контракта и еще 6 млн в год в качестве базовой зарплаты. Итоговая сумма составила 25,5 млн. А вот у Дрю Бриза, квотербека выигравших Супербол «Сэйнтс» из Нового Орлеана — «скромные» 13 млн и 22-е место в рейтинге. Сравните: самый высокооплачиваемый наш (да и всей НХЛ) хоккеист Александр Овечкин получает всего 9,5 млн в год. Зарплаты игроков российских лиг мы здесь упоминать не станем. Но очевидно, что они на порядок уступают суммам в НФЛ.

Долгие годы НФЛ казалась настоящим «золотым дном». Время от времени создавалось впечатление, что так будет вечно. Однако начавшийся экономический кризис серьезно спутал карты владельцам команд. Им удалось заключить новый контракт на продажу телевизионных прав, но его сумма лишь на 2 процента превысила предыдущий контракт. Стало ясно, что Лигу ждут большие перемены, и в мае 2008 года владельцы команд проголосовали за выход из действующего в тот момент коллективного соглашения с профсоюзом игроков, в результате чего наступающий в сентябре 2010 года новый сезон может стать последним, который будет сыгран по нынешним «правилам».

Нового коллективного соглашения нет, а позиции владельцев и игроков пока еще весьма далеки от консенсуса. Хозяева команд требуют снижения доли зарплат игроков с 59% от общей суммы доходов до 41%, а игроки с этим требованием, разумеется, категорически не согласны. По мнению большинства спортсменов, прежде чем переходить к обсуждению этой суммы, нелишним было бы взглянуть на общую платежную ведомость команд. А владельцы, естественно, не спешат посвящать игроков в свои секреты.

Главные звезды Национальной футбольной лиги имеют неплохие рекламные контракты. Но для большинства из них главной статьей доходов являются все-таки соглашения с командами. И какие бы доводы ни приводили профсоюзу владельцы, просто так свои деньги игроки не отдадут. В конце концов им придется пойти на снижение зарплат, а в жертву, скорее всего, будут принесены зарплаты новичков, которые в настоящее время не только существенно раздуты, но и вызывают недовольство ветеранов. Последних очень раздражает, что только-только приходящие в Лигу вчерашние студенты, не проведя на поле ни одного розыгрыша, сразу же начинают получать в разы бґольшую зарплату, чем опытные игроки.

В этой войне все еще впереди. Но опыт подобных переговоров в Национальной хоккейной лиге говорит о том, что шансов у зарабатывающих свои деньги непосредственно на спортивной площадке не слишком много. Напомним: тогда (в 2004 году) игроки отказались от предложенного им владельцами клубов соглашения, а несколько месяцев спустя были вынуждены согласиться на куда более худшие условия. При этом многие «энхаэловцы» использовали возможность уехать играть в Европу и переждать там локаут, лишь немного потеряв в деньгах. Но у игроков НФЛ такого запасного выхода нет.

Показательно: владельцы команд очень тщательно подготовились к возможному локауту. Деньги за телетрансляции сезона 2011 года они получат вне зависимости от того, состоятся матчи или нет.

Чем бы ни кончилась вся эта история, функционерам НФЛ необходимо помнить: текущее финансовое положение может быть сколь угодно сказочным, но никто и никогда не даст гарантии, что это навсегда. Будем надеяться, что за оставшееся до сентября 2011 года время владельцы и игроки договорятся между собой, и нас не ждет осень без американского футбола.

Пока, впрочем, до всего этого далеко. А в 2010 году, согласно ранее достигнутым договоренностям, начнется сезон, который будет сильно отличаться от предыдущего полным отсутствием «потолка» зарплат.

Но бояться потери интриги не стоит. Ни Джерри Джонсу, ни Дэниэлу Снайдеру не удастся воспользоваться ситуацией и «купить» себе вожделенный титул. В этом сезоне правила перехода игроков из команды в команду будут особенно строгими. А перед Джерри Джонсом и вовсе стоит проблема не столько покупки звезд соперников, сколько удержания своей собственной «примы» — ресивера (игрок, убегающий вперед и принимающий пас. — Прим. ред.) Майлса Остина.

В конечном итоге большинство специалистов сходятся во мнении, что мировое соглашение будет достигнуто, а победу в этой борьбе одержат владельцы команд. Очень уж неравны силы. Но ожидать того, что игроки быстро признают свое поражение, не приходится. А значит, при самом оптимистичном раскладе сезон 2011 года если и состоится, то с предшествующей изрядной нервотрепкой.

Ну а сезон-2010 обещает быть очень интересным. Впрочем, как и любой другой сезон Лиги. А возможность локаута заставит болельщиков еще бережнее относиться к просмотру игр. Ведь кто знает, сколько времени им придется провести без полюбившегося развлечения!

Начать дискуссию