Финансовый кризис

Когда дураков больше нет

Пресловутая вторая волна кризиса, вероятно, может на поверку оказаться «подводным течением», но и в этом случае окажет не менее серьезное влияние на потребительский рынок. На первом пике финансовых проблем многие компании получили рефинансирование под безумные ставки и на короткие сроки.

БАНКРОТСТВО СЛАБЫХ ИГРОКОВ И УХОД СО СЦЕНЫ НЕЭФФЕКТИВНЫХ СОБСТВЕННИКОВ КАРДИНАЛЬНЫМ ОБРАЗОМ МЕНЯЮТ СИТУАЦИЮ ВО МНОГИХ СЕГМЕНТАХ РЫНКА. ПРЕЖДЕ ВСЕГО — В СФЕРЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ И ПРОИЗВОДСТВА ТОВАРОВ МАССОВОГО СПРОСА.

Пресловутая вторая волна кризиса, вероятно, может на поверку оказаться «подводным течением», но и в этом случае окажет не менее серьезное влияние на потребительский рынок. На первом пике финансовых проблем многие компании получили рефинансирование под безумные ставки и на короткие сроки. Теперь приближается час расплаты, так что уже к осени рынок «рискует» окончательно очиститься от неэффективных собственников. Что нам всем с того? А вот и обсудим.

Неизбежность новых банкротств в итоге использования займов под 20% годовых и более — очевидна. Сам того не желая, банковский сектор выступает в роли «санитара леса», при помощи долговых инструментов проводя окончательную зачистку на отраслевых рынках. При этом пока нет оснований бояться, что новые падения отдельных игроков вызовут системные сбои. Скажем, в виде резкого сокращения доходов населения. Потому−то вторую волну кризиса можно смело окрестить «подводной».

И все−таки самое время задуматься над тем, какие последствия принесет финальная «зачистка». И как будет вести себя рынок, где больше нет «дураков»? Ведь если так пойдет и дальше, скоро попросту не останется собственников, которые неэффективно управляли ростом своего бизнеса в период экономического бума.

Если оценивать с этих позиций российский рынок современной розничной торговли1, очевидными представляются лишь положительные следствия. Во−первых, капитально снизятся риски несвоевременной оплаты поставок со стороны ритейлеров. Во−вторых, ставки аренды и покупки торговых площадей наконец−то станут адекватны реальной доходности магазинов. Ведь рынок будут формировать игроки, следящие за текущей доходностью бизнеса. В−третьих, вместе с покидающими рынок сетями уйдет и целый пласт устаревших провайдеров ИТ−услуг, поставщиков оборудования и т. п. Все те, кому больше некуда будет сбывать неэффективные технологии и решения. В конце концов, рынок покинут и многие товарные «бренды», высокую маржинальность которых удавалось «доказывать» лишь в сделках со слабыми ритейлерами.

Красота, не правда ли? Список позитивных следствий можно долго продолжать. И персонал, и покупатель разорившейся розничной сети, и освобождающиеся площади — все эти ресурсы попадут в копилку более успешных компаний. Что остается за скобками? Отсутствие права на ошибку у «оставшихся в живых»! В кругу, где больше нет дураков, прощать ваши упущения теперь некому.

Освобождающееся пространство будет занято. И очень быстро. В ближайшие месяцы скорость реакции, быстрота принятия решений определят новый баланс сил между крупными торговыми сетями во многих регионах страны. Тем более, в некоторых городах на кону уже стоят сделки по покупке бывших местных лидеров или доминирующего числа их магазинов.

Вместе с тем слишком драматизировать ситуацию с банкротствами также не стоит. Системных сбоев они не принесут. Речь идет максимум о 5–10% компаний: объем для рынка незначительный, но колоссальный с точки зрения потенциального изменения доли той или иной конкретной сети.

Кто и с кем теперь конкурирует на российском розничном рынке? Региональные лидеры, а также федеральные и международные компании, причем борьба особенно обострится между последними двумя группами. Но это вовсе не означает, что «регионалы» обязательно будут терять позиции на своих территориях. Просто я считаю, что активно входить на новые рынки они в ближайшее время не станут. Напротив, федеральные и международные сети начнут осваивать территории «на опережение». Возможно, к этой гонке присоединятся и крупные зарубежные компании, до сих пор не присутствующие в России. Кстати, все это касается не только розничного, но и производственного сектора.

Начинается схватка без права на ошибку. Игра, где каждый магазин и каждый товар на полке будут иметь значение. Не говоря уже о таких серьезных шагах, как ребрендинг или перепозиционирование. Думая об этом, лично мне приятно осознавать, что больше других от нового уровня конкуренции выиграет — покупатель!

Начать дискуссию