Ведение бизнеса

Тактика разделенной ответственности

В большинстве сделок, связанных с продажей бизнеса, покупатель, внеся задаток, получает право доступа ко всей документации. Это позволяет осуществлять процедуры due diligence.

ПРИОБРЕТАЯ ДЕЙСТВУЮЩИЙ БИЗНЕС, ПОКУПАТЕЛИ РИСКУЮТ ПОЛУЧИТЬ В НАГРУЗКУ ЦЕЛЫЙ ВОРОХ ВЕСЬМА НЕПРИЯТНЫХ ПРОБЛЕМ — ОТ «ЗАБЫТЫХ» ФИНАНСОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ДО ПРЯМОЙ КОНКУРЕНЦИИ С БЫВШИМИ СОБСТВЕННИКАМИ КОМПАНИИ.

В большинстве сделок, связанных с продажей бизнеса, покупатель, внеся задаток, получает право доступа ко всей документации. Это позволяет осуществлять процедуры due diligence. Стандартные мероприятия зачастую помогают выявить имеющиеся риски, что становится основанием для переговоров о соразмерном уменьшении цены объекта. Я же советую покупателям действующих компаний обратить внимание еще и на угрозы жизнеспособности бизнеса, которые могут возникнуть после смены владельца.

На первом месте — предпринимательский риск, которому подвержена любая компания малого и среднего бизнеса. Внешняя сторона этой угрозы состоит в вероятности ужесточения законодательства (в том числе таможенного и налогового), морального старения продукции, появления новых товаров−субститутов и агрессивных действий крупных конкурентов. Однако следует учитывать еще и предпринимательский риск внутреннего свойства. Ведь новый владелец из−за недостаточного знания рыночной ситуации или отсутствия предпринимательского опыта может начать принимать неверные решения, которые быстро приведут стабильную прежде компанию на грань банкротства.

Что делать? Самый испытанный способ — переложить часть ответственности за дальнейшую судьбу бизнеса на прежнего владельца. Обяжите его познакомить вас с представителями поставщиков, крупных контрагентов и с арендодателем. Попросите передать налаженные неформальные связи с контрольными органами. А лучше всего, если в течение нескольких месяцев бывший хозяин фирмы будет периодически появляться в офисе или на производстве, консультировать и помогать решать возникающие проблемы.

Как мотивировать продавца к сопровождению бизнеса? Можно не проводить окончательного расчета по сделке, а задепонировать 10−15 процентов от стоимости на 3−6 месяцев. Если бывший владелец будет уклоняться от помощи, он рискует не получить этой суммы. Кроме того, депозит может служить гарантией выполнения некоторых условий договора.

Вторая угроза — вероятность выявления внебалансовых обязательств компании уже после смены владельца. Здесь лучший способ защиты — не закрывать сделку, пока генеральный директор не подпишет гарантийного обязательства об отсутствии таких «скелетов в шкафу».

Каков срок действия такой бумаги? На мой взгляд, лучше всего, если время, в течение которого эти обязательства сохраняют свою силу, не будет ограничено вовсе. Так что если у приобретаемой компании сменилось несколько генеральных директоров, найти следует их всех. В противном случае вы можете отказаться от покупки этого юридического лица и обязать покупателя зарегистрировать новое общество (или перевести активы на свою компанию). Такая процедура довольно затратна, а зачастую просто невозможна. А потому — в который уже раз на страницах «Бизнес−журнала» — призываю продавцов компаний беречь чистоту юридических лиц.

Третья угроза кроется в том, что старый владелец, скорее всего, будет заниматься конкурентной деятельностью. Причем, возможно, не всегда добросовестной. Примеров — достаточно.

В государствах Евросоюза продавец бизнеса просто обязан по закону подписать обязательство о том, что не будет конкурировать с переходящей к новым собственникам компанией. А в некоторых странах предусмотрена даже уголовная ответственность за нарушение этого правила. В США лицу, продавшему бизнес, запрещается не только открывать подобное предприятие, но и становиться соучредителем в компании−конкуренте, выступать в качестве ее контрагента или работать в ней по найму. В России такого рода механизмы не развиты. Однако воссоздавать их можно на микроуровне — в рамках конкретных сделок.

Как правило, я рекомендую покупателям готового бизнеса брать с продавцов письменный отказ от прямой конкуренции сроком минимум на два года. Пусть даже все мы понимаем, что доказать факт недобросовестной конкуренции, а тем более компенсировать ущерб у нас практически невозможно — из−за многочисленных «дыр» в законодательстве.

Есть к чему стремиться. Давайте для начала будем стараться делать так, чтобы права обеих сторон в сделках купли−продажи бизнеса были защищены хотя бы «самодеятельными» способами. А следом, хочется надеяться, подоспеют и столь необходимые законодательные акты.

🎯Как оценить емкость рынка, не привлекая внимание санит... специалистов!

Эксклюзивная управленка! Только на «Клерке»! Понимание того, сколько продукта может «переварить» рынок крайне важно для принятия управленческих решений. Например, о масштабировании бизнеса и экспансии в новый регион. Масштабироваться хотят многие, а вот возможность для дорогостоящего анализа рынка есть не у всех. Как же быть? Давайте разбираться вместе.

🎯Как оценить емкость рынка, не привлекая внимание санит... специалистов!
11

Начать дискуссию